Методическая статья "Из опыта работы детской телестудии"
статья

Кодьева Лариса

В статье рассказывается о формах и методах работы в детском объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая статья44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Из опыта работы детской телестудии»

Раздел «Адреса педагогического опыта»                Номинация «Методические статьи»

11.05.2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества» Шербакульского муниципального района Омской области

Кодьева Лариса Валериевна                                                                                                                                                                                                                                                                           педагог дополнительного образования


Современное общество постоянно развивается. Модернизируется техника, требуя новых знаний, нового подхода. Из этого следует, что нужны люди с высоким уровнем знаний, творчески мыслящие, способные приспособиться к любым изменениям, происходящим вокруг нас. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к этим изменениям и инновациям, взрослое поколение может развивать детей посредством различных проектов, вовлекая детей в процесс обучения. Одним из таких проектов в МБОУ ДО «ДДТ» Шербакульского муниципального района Омской области является реализация образовательной программы «Детская телестудия».

Детская телестудия – важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно детская телестудия в этом плане способствует повышению познавательной активности учащихся, формированию умения вовремя реагировать на события, находить источники информации, обрабатывать и хранить информацию, помогает лучше познавать себя и окружающий мир. Действительно, мир прессы и средств массовой информации – значимая и интересная часть жизни. Согласитесь, современные дети владеют сегодня техникой на хорошем уровне. И вместо того, чтобы бесцельно снимать на смартфоны с последующей публикацией в социальных сетях спонтанные ролики, в телестудии дети вместе с педагогом научатся многому: написать сценарий, взять интервью (синхрон), провести видеосъемку, произвести монтаж видеоматериала в соответствии с целевой установкой и в рамках выбранного жанра.

 На базе Дома детского творчества в 2012 году создана Детская телестудия.  Цель детской телестудии – способствовать формированию социального и профессионального самоопределения подростков через изучение основ телевизионной журналистики, развитие детского телевизионного творчества с вовлечением детей и подростков в общественно-полезную деятельность. Проект  направлен на развитие у обучающихся устойчивого интереса (познавательного и практического) к искусству телевидения, обучение созданию медиапродукции по основным правилам видеопроизводства, повышение уровня творческого и профессионального мастерства обучающихся,  достижение детьми и подростками ведущей потребности – самореализации,  повышения культуры детской зрительской аудитории.

 Главный документ студии – дополнительная общеобразовательная программа «Детская телестудия», адаптированная, практико-ориентированная с углубленным уровнем содержания, состоит из двух блоков – «Тележурналистика» и «Основные жанры тележурналистики»; рассчитана на 3 года обучения с профессиональной ориентацией обучающихся. Отличительными особенностями данной программы можно назвать следующие. Во-первых, программа состоит из трёх этапов обучения. Каждый год между собой логически связан, закономерно и с некоторым усложнением материала перетекает в следующий год обучения. При этом в каждом этапе сохраняется определённая законченность. Структура программы даёт возможность одновременного обучения детей разного возраста и с разным «стажем» продолжительности занятий в студии. То есть по ней одновременно без ущерба качеству образования могут заниматься как опытные студийцы, так и новички. Во-вторых, программа имеет углубленный уровень содержания. В-третьих, дети сразу погружаются в специфическую атмосферу съёмок, соответствующую профессиональную телевизионную терминологию. В-четвертых, программа предусматривает межпредметные связи – гармоничное единство точных и гуманитарных наук даёт возможность успешно заниматься детям с разными склонностями, здесь находят себя и «физики, и лирики». В студии занимаются ребята в возрасте с 11 до 15 лет, однако постепенно в творческий процесс создания телесюжетов вливаются дети и младшего школьного возраста. Обучение на одну треть состоит из теории и две трети состоит из практики. Практические занятия делятся на  учебно-практические (выполнение различных упражнений, в том числе обучающих съёмок, проведение деловых, ролевых игр, выполнение творческих работ) и практические (съёмка видеоматериала, написание сценария, монтаж видеосюжетов).

Принципиальное значение в процессе обучения уделяется художественной и эстетической ценности изображения, кадра. В качестве образцов на занятиях используются шедевры мировой живописи и кинематографа, что является исключительно важным фактором в формировании личности подростка. Методика воспитания детей в рамках работы телестудии «НМТ» оригинальна и уже проверена временем. Специфику составляют:

  • наглядные методы (просмотр неудачно снятых детских работ представляет собой отличную возможность обучающимся усмотреть типичность ошибок,  а просмотр разного рода произведений искусства – картин выдающихся художников, кинофильмов, работ победителей конкурсов детского экранного творчества - способствует внутреннему росту ребёнка);
  • метод формирования системы отношений, связанных с профессией (взаимодействие оператор-журналист, партнёрские взаимоотношения с коллективом);
  • в студии эффективно действует технология коллективного взаимообучения, когда опытные студийцы работают с новичками.

В течение всей педагогической практики актуален принцип этики – десятикратно развивать и укреплять достоинства ребёнка, а на ошибки тактично указывать. Тогда подросток поставлен в условия, когда ясно знает, когда его поведение одобряется и стремится закрепить это положение. К тому же, в нашей телестудии занимаются дети разного возраста и разного уровня развития и ребята отлично понимают, что взаимные конфликты всегда снижают качество работы.

Работа в телестудии, как одна из форм внеурочной работы, позволяет подростку самовыражаться, увеличивая при этом его творческий потенциал, совершенствуя умение заниматься интервьюированием, съемкой различных сюжетов, подготовкой и выпуском тематических видеосюжетов. Работая в телестудии, дети находятся в условиях взаимопомощи, активного участия в самоуправлении, решают социальные задачи, собирая информацию, обрабатывая ее и донося личностно-осознанный продукт обществу.        

Через детскую телестудию «НМТ» устанавливается и поддерживается связь семьи, школы, Дома детского творчества. Ребята сами осуществляют съемку и монтаж телесюжетов для широкого круга зрителей. Героями являются представители разных слоев общества: народные умельцы, педагоги, психологи, медики, спортсмены, школьники и др. В процессе занятий в телестудии учащиеся овладевают основами сценической речи, учатся азам телевизионной журналистики, приобретают навыки работы с видеоаппаратурой. Члены телестудии, самостоятельно готовят видеосюжеты, учатся писать сценарии, собирают информацию, берут интервью, составляют тексты выступлений и работают с уже собранным материалом. Каждый сюжет делается по заранее подготовленному сценарию. Ответственные за съёмку - подготовку передачи - обговаривают место и время съёмок, приглашают героев.

Юные телевизионщики и корреспонденты в процессе работы приобретают определенный опыт журналистской деятельности, становятся более открытыми, общительными у них повышается самооценка, развивается стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, уверенным в себе, в своих способностях, появляется стремление к красоте и гармонии. Они получают возможность профессионального самоопределения, включая возможность попробовать себя в различных видах деятельности: редактора, журналиста, диктора, оператора, компьютерного дизайнера. Это помогает обучающимся точнее и раньше выявить свои задатки, склонности, дает возможность развивать и реализовать свои творческие способности.

Культурный и научно-технический потенциал любого общества зависит в первую очередь от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умения мыслить самостоятельно, творчески. Если подросток, занимавшийся в телестудии, пожелает поступить на отделение журналистики или связать свою судьбу с телевидением, то ему будет намного легче, так как он уже знаком с работой тележурналиста, оператора.

Работа в телестудии формирует активную жизненную позицию. Осознание своих способностей вызывает потребность реализовать свой потенциал, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни. Таким образом, занятия в телестудии формируют творческие качества обучающихся, обеспечивают условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации, развивают социальную активность, готовят к профессиональному и жизненному самоопределению.

Достижения воспитанников телестудии сегодня высокие. Ребята детской телестудии «НМТ» успешно зарекомендовали себя на фестивалях и конкурсах разного уровня. Портфолио детской телестудии «НМТ» богат многочисленными дипломами и грамотами.

На протяжении своего существования деятельность телестудии зарекомендовала себя как востребованная. К долгосрочным достижениям телестудии можно отнести то, что студия объединила в едином информационном пространстве всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, других работников учреждения), повысила уровень ИКТ компетентности учащихся, привлекла и задействовала большее число детей и подростков, а также их родителей к работе в телестудии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Из опыта работы детского дома

В данной публикации представлены основные направления и результаты  детского дома в 2012 году...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в числе личностных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному ур...

Из опыта работы детского актива "Феникс"

Из опыта работы детского актива "Феникс"...

«Детский ролик социальной рекламы – маленький шаг к большим изменениям» (из опыта работы детско-молодежной студии телевидения «Нтv-шка»)

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? Одним из способов решения этой проб...