Статья. Воспитание социальной активности в процессе художественно-творческой деятельности
статья

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_sotsialnoy_aktivnosti.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание социальной активности в процессе художественно-творческой деятельности

Мирасова Н.С.

Методист МБУДО  

Педсовет от 17.12.2018

Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить репродуктивный или творческий, исполнительский или инициативный характер. Наше общество нуждается в инициативных и творческих людях и поэтому необходимо создавать условия для развития социальной активности подрастающего поколения, способных  мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать.  

Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов. И в центре внимания - процессы воспитания данной активности.

Понятие "социальная активность" взаимосвязана с такими понятиями как деятельность, общение, социальная ответственность, жизненная позиция, общественный долг, социальная адаптация, социализация.

Непреходящими ценностями для воспитания социальной активности остается учет интересов и потребностей личности, взаимосвязи различных сторон воспитания, и главное - создание условий для такого развития.

Особое значение имеет понятие художественно-творческой активности, которая характеризуется в работе как вид социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей, через продукты творческой деятельности. Творческий аспект художественно-творческой деятельности делает ее универсальным и эффективным воспитательным средством. 

Максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью обеспечивает дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития.

Районный центр «Спектр», отдел декоративно-прикладного искусства располагает широкими воспитательными возможностями, способными содействовать развитию у обучающихся социальной активности. Благоприятная обстановка занятий, общение с другими воспитанниками и взрослыми дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку в процессе художественно-творческой деятельности.

В отделе решение этой проблемы как условия воспитания социальной активности обучающихся достигается благодаря профессионализму педагогов и определяется участием их в социально-значимых мероприятиях. К такой деятельности, в первую очередь, относится реализация социального проекта для детей и педагогов отдела «Дарите радость». Результатом данного проекта являются декоративно-прикладные изделия, изготовляемые для Рождественской благотворительной ярмарки.

Традицией является изготовление сувенирной продукции к праздничным, юбилейным и конкурсным мероприятиям Центра, таким как «День Матери», «8 Марта», районная родительская конференция и др.

В отделе решаются проблемы социальной  адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, что отражено в образовательных программах педагогов. На протяжении многих лет воспитанники школы-интерната для обучающихся с ОВЗ наравне с другими детьми обучаются в объединениях отдела: «Игрушка своими руками», «Скрапбукинг», «Декупаж», «Гравюра», «Мастерская рукоделия», «Кристаллик». Работы обучающихся принимают участие в выставках, конкурсах. В ОСШ №1 реализуется программа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Мир красок», использующая в своей основе методы нетрадиционной техники рисования.  

Налажена взаимосвязь отдела с другими отделами Центра. Одной из эффективных форм работы педагога по формированию активной социальной позиции обучающихся является участие в конкурсах, выставках, социальных акциях. Обучающиеся отдела – постоянные участники конкурсов рисунков и календарей по правилам дорожного движения. Экологических конкурсов и выставок «Цветочные фантазии», «ТБО - не мусор, а сырье», «Про усы лапы и хвосты». Дети изготавливают поделки, рисуют рисунки для участия в акциях «День журавля» "Сделай подарок папе и дедушке", «Георгиевская ленточка», «Осторожно, дети!», «Сделай подарок Югре».

Педагоги отдела делятся опытом и проводят различные мастер-классы для педагогов Центра. В рамках реализации социального проекта «Дети-детям», целью которого является формирование коммуникативных качеств обучающихся, обучающимися отдела проводятся мастер-классы для детей из объединений других отделов.

Одним из проявлений сотрудничества и социальной активности является совместная работа отдела с социальными партнерами Центра. Наиболее востребованной и устоявшейся формой взаимодействия являются мастер-классы. Сложились традиционные мероприятия, которые не обходятся без участия педагогов отдела. Это: «Слет профсоюзных коллективов», «Школа лидера», «Встреча поколений», «День инвалида», «Фестиваль молодых семей», «Ночь искусств», «Мое сердце Нижневартовский район» и др. Много мастер-классов проводится для обучающихся образовательных учреждений поселка. Во время летних и зимних каникул для детей и родителей проводятся дни выходного дня также с проведением мастер-классов. В рамках сотрудничества с Администрацией поселка Излучинск педагоги ежегодно изготавливают обрядовую куклу на традиционное праздничное мероприятие «Масленица», реализуют на праздниках сувенирную продукцию, изготовленную своими руками. На занятиях творческих часов педагоги отдела совместно с детьми ежегодно делают праздничные открытки и плакаты ко Дню Учителя и дарят их учителям школы.

Благоприятная обстановка на занятиях, общение с другими воспитанниками и взрослыми дает возможность обнаружить обучающимся интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку в процессе художественно-творческой деятельности.  Основными мотивами социальной активности в художественно-творческой деятельности являются: получение дополнительных знаний, желание приобщения к искусству, желание общения с единомышленниками, склонность к коллективному художественно-творческому труду, желание делать жизнь других красивой. А путями развития служат учреждения дополнительного образования, занятия в творческих объединениях, участие в выставках, акциях, конкурсах.