Открытый урок «Теория и практика аккомпанемента на уроке концертмейстерского класса»
методическая разработка

Мартемьянова Ирина Александровна

Д.М.Ш. и Д.Ш.И.- это первая ступень профессионального музыкального образования. Но нельзя забывать и о прикладном значении предмета, каковым является домашнее музицирование. Учащиеся, обучающиеся в музыкальной школе – это не только будущие профессиональные музыканты, но и грамотные любители музыки. Хорошее владение музыкальным инструментом, уверенное чтение с листа и транспонирование, умение играть по слуху и петь под собственный аккомпанемент, развитое чувство ансамбля и увеличенный объем внимания – эти качества и умения лежат в основе исполнительской деятельности учащегося. И вполне могут реализоваться при изучении аккомпанемента в цикле урока « Концертмейстерский класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-akkompanement.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

           

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ»

п. УНЪЮГАН

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА И ОТКРЫТЫЙ  УРОК  НА ТЕМУ:

«Теория и практика аккомпанемента на уроке концертмейстерского класса»

ПОДГОТОВИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

МАРТЕМЬЯНОВА И.А.

Цель урока:

Посредством использования различных форм в работе над аккомпанементом воздействовать на повышение уровня практической подготовки учащихся, привитие им навыков самостоятельного творчества, умения применять теоретические и практические знания в жизни.

Задачи урока:

Обучающие:

- Овладение основами теории, методики и практики аккомпанемента

- Формирование умения быстро ориентироваться в нотном тексте

- Формирование и развитие навыков чтения нот с листа и транспонирования

- Развивающие:

- Развитие музыкально – творческих способностей, музыкального мышления, восприятия, воображения

-развить музыкально - творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальную память, исполнительскую волю и выдержку;

- развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром;

-Воспитательные:

- Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, то есть способствовать становлению культуры исполнительского мастерства.

Методы обучения:

- практический;

- наглядно-зрительный;

- наглядно-слуховой;

- словесный;

- сравнение;

- эвристический.

Приемы урока: 

- игровой;

- показ;

- объяснение;

- сопоставление;

- ассоциативный поиск;

- активный диалог.

Оборудование и материал: 

- два инструмента фортепиано

- ноты Даргомыжский А.С. « Мне грустно»

- гармоническая цифровка романса

- исполнительский план

   

ПЛАН   УРОКА.

  1. Организация внимания.
  2. Работа над романсом Даргомыжский « Мне грустно» по плану:

- визуальное знакомство

- чтение аккомпанемента с листа

- разучивание вокальной партии

- разработка исполнительского плана

- транспонирование на тон вверх и вниз

3. Повторное проигрывание с реализацией исполнительского замысла. Вывод. Домашнее задание

Краткая характеристика учащегося.

Кнотикова Есения – ученица 7 – го класса. Обладает хорошими музыкальными способностями: память, чувство ритма, развита техника, умение читать с листа. Творчески активна, эмоциональна.

ХОД  УРОКА:

  1. Знакомство с романсом « Мне грустно»: авторы, происхождение, прочтение литературного текста – определение характера, формы. Анализ нотного текста: фактура, тесситура, тональность, основные гармонические функции. С использованием словаря – перевод терминов.
  2. Чтение с листа. Разучивание вокальной партии.

- исполнение вокальной партии

- соединение вокальной партии с левой рукой

- обозначение в нотах знаком моменты вступления солиста и взятия дыхания

- исполнение аккомпанемента с показом ауфтакта движением головы по этим обозначением.

- исполнение с преподавателем.

3. Исполнительский план произведения разрабатывается в виде графической таблицы, в ней указываются артикуляционные особенности, агогические и динамические отклонения. После заполнения проводим с ученицей анализ исполнения произведения в целом.

4. По упрощенной гармонической  основе ( цифровка с указанием фраз) предлагается  транспонировать романс на тон вверх и вниз.

5. Заключение.

Специфика  и  значение  предмета          

Д.М.Ш. и Д.Ш.И.- это первая ступень профессионального музыкального образования. Но нельзя забывать и о прикладном значении предмета, каковым является домашнее музицирование. Учащиеся, обучающиеся в музыкальной школе – это не только будущие профессиональные музыканты, но и грамотные любители музыки. Хорошее владение музыкальным инструментом, уверенное чтение с листа и транспонирование, умение играть по слуху и петь под собственный аккомпанемент, развитое чувство ансамбля и увеличенный объем внимания – эти качества и умения лежат в основе исполнительской деятельности учащегося. И вполне могут реализоваться при изучении аккомпанемента в цикле музицирования на уроках специальности.

Аккомпанемент…В самом этом слове отражена специфика предмета. Французское слово accompagner – «сопровождать». Сопровождение подразумевает опору мелодии – ритмическую и гармоническую, отсюда понятно, с какой огромной нагрузкой должен успешно справиться аккомпаниатор, чтобы достичь художественного единения всех компонентов, раскрыть художественное содержание исполняемого произведения. Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером – он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом, но и работает с солистом на уроках и репетициях, вникая во все тонкости ансамблевого исполнительства.

На мой взгляд, работа в классе аккомпанемента ни сколько не легче, а порой и сложнее, чем разучивание с учеником сольной программы. Концертмейстер должен обладать вниманием совершенно особого вида – многоплоскостным : его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. И все это следует воспринимать не дробно, а целостно – вот и получается, что « круг внимания» ( термин К.С. Станиславского) у аккомпаниатора обширный и сложный. Необходимо решать одновременно двигательно -технические задачи, задачи педализации, учитывать особенности звуковедения у солиста – инструменталиста или певца. Одним из требований, предъявляемых аккомпаниатору, является чуткость к поэтическому тексту, умение реагировать на настроение, эмоциональную окраску произведения. Следует учить юного аккомпаниатора избегать монотонности исполнения, всякий раз варьируя интонацию в зависимости от смысла слов, психологических поворотов, изменения содержания, так как существует теснейшая взаимосвязь между музыкой и словом.

Выступая в качестве ансамблистов – аккомпаниаторов, они приобретают большую исполнительскую уверенность, т. к. « чувство локтя» с партнером уничтожает психологический дискомфорт, пресловутую « боязнь сцены».

Эффективность обучения приемам работы над аккомпанементом обеспечивается четкой системой занятий и определенной последовательностью прохождения учебного материала. Эта последовательность предлагается в виде плана  самостоятельной работы над произведением.

  1. Визуальное знакомство.

Начинать работу по аккомпанементу следует с вокальной музыки. Человеческий голос – это самый совершенный и в то же время естественный природный музыкальный инструмент. Через пение ребенок получает понятие о музыкальном дыхании, фразе, интонации, мелодической линии, характере исполнения. Романсы и песни А.Гурилева, А.Варламова, А.Алябьева и др. с их ясной мелодикой, фразировкой, лаконичной формой, доступным сопровождением – подходящий материал для начального этапа занятий по аккомпанементу. Затем можно познакомить ученика с романсами М.Глинки и А. Даргомыжского с их яркой образностью, чутким отношением к слову, обогащенной фактурой аккомпанемета. Наличие поэтического текста создает благоприятные условия для раскрытия эмоционального содержания произведения, позволяет лучше понять закономерности использования средств музыкальной выразительности. Учащийся должен знать, что партия сопровождения является равноценной частью всего произведения, способствующей раскрытию его содержания. Поэтому умения следовать динамике солирующей мелодии, музыкально осознанно и в ансамбле выполнять агогические отступления, одновременно уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая живой ритмический пульс, являются важными компонентами концертмейстерского мастерства. В процессе визуального знакомства с вокальным произведением необходимо осмыслить поэтический текст, строение мелодической линии сольной партии, тесситурные особенности и т. д..

   

   2.Чтение с листа.

Чтением с листа учащиеся должны заниматься не только на уроке, но и самостоятельно. На начальном этапе обучения следует выбирать для этого небольшие по объему сочинения, написанные в медленном темпе, с наименьшим количеством ключевых и случайных знаков, с единым типом фактуры, достаточно простой ритмической организацией. Знакомство учащихся с основными типами аккомпанементов, знание их классификации облегчает процесс чтения с листа. При чтении с листа аккомпанементов чрезвычайно важным является умение упрощать музыкальную ткань, избирая в ней самое необходимое. В упрощенном варианте исполнения преобразовываются или вовсе опускаются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды, разложенные гармонические фигурации сводятся к основным гармоническим функциям, а ритмические усложненные последовательности – к элементарной пульсации. Интонационная и ритмическая структура солирующего голоса, гармоническая основа произведения сохраняются в неизменном виде. В процессе чтения с листа сольную партию исполняет преподаватель. Такое совместное музицирование способствует воспитанию у пианиста гибкости, ансамблевой чуткости.

   3.Разучивание вокальной партии.

Изучение произведения лучше начать с вокальной партии и отдельно партии сопровождения. Как рабочий вариант целесообразно соединить вокальную партию с партией левой руки. Партию правой руки следует поучить отдельно, подобрать позиционно удобную аппликатуру. Совмещение музыкально – исполнительских действий требует применения таких приемов управления пением учащихся как показ вступления и взятия дыхания, снятие звука движением головы. Занятия, целью которых является изучение инструментальных произведений, необходимо начинать с подробного рассказа о том инструменте, которому ученик будет аккомпанировать: об особенностях строения нотной записи, звуковедения, роли в оркестре и т. д.

 

   4. Исполнительский план.

Исполнительский план состоит из рассмотрения основных выразительных средств, которые наиболее ярко иллюстрируют принцип конкретизации музыкального содержания в исполнении, а именно: артикуляция, агогика, динамика.

Понятием «артикуляция» определяется абсолютная протянутость отдельных звуков в пределах обозначенной временной доли и характер их связи ( звуковедение). Основной вид мелодической артикуляции – пластически гибкая и связная линия, legato, часто дополняемое определением « cantabile» - совершено очевидно восходит к принципу пения, а отсюда к образу личности. Отход от легатности в пении связан, например, с затрудненностью речи, особым подчеркиванием каждого слога ( например, приказание, брань) дающими формы marcato и подобные ему.

Агогика. В формальном отношении агогика представляет собой ускорение или замедление движения, не приводящее  к перемене среднего темпа. Применительно к фразам, предложениям и более крупным построениям термины агогики – accelerando, ritardando и др. Агогика речи в вокальной музыке проявляется с полной очевидностью. Принцип икта, или главного момента, действует здесь и в пределах отдельного слова, и в синтаксических построениях. Естественное тяготение к сильному моменту, относительная его протяженность и последующее восстановление основного темпа – гибкая и подвижная форма живой речи. Аккомпаниатор должен помочь солисту вести фразу к икту, предоставить ему удобную цезуру для дыхания, поддержать выразительность пунктуации, содействовать артикуляции речи, объединять и разделять мысли предложения и более крупные смысловые части целого.

Динамика. «Исходным уровнем» динамической меры является поющий человеческий голос. Этот уровень, присущий нормальному cahtabile определяется терминами mezzo piano и mezzo forte, характеризующими « оптимальную среднюю звучания», соответствующую уравновешенному высказыванию, повествовательности. Повышения экспрессии, кульминация, восклицание, приказание, призыв приводят к усилению динамики до forte; падение энергии, робкое, вынужденное признание и пр. – соответственно снижают ее уровень до piano. Дальнейшее же развитие высказываний возводит эти оттенки « в квадрат» - fortissimo  и pianissimo.

   5. Транспонирование

Умение транспонировать аккомпанементы так же, как и читать с листа, является чрезвычайно важным навыком, Потребность в транспонировании возникает при выборе более удобной тональности для голоса, при отсутствии нот в необходимой тональности. Основным условием правильного транспонирования является мысленное его воспроизведение в новой тональности. Важно помнить, что в основе транспонирования лежит не механический перенос музыкального материала вверх и вниз, а четкий и ясный анализ тонального и гармонического плана.

Список  используемой  литературы:

  1. Булаева О., Геталова О. « Учусь импровизировать и сочинять» Творческая тетрадь № 5

С – П., Композитор 2002

2. Заливако Е.,Парфенова О. « Юный аккомпаниатор»

С – П., Союз художников 2001

3. Люблинский А. « Теория и практика аккомпанемента»

Ленинград, Музыка 1972

4. Соболева Г. « Русский романс»

М., Знание 1980

5. Тюлин Ю. « Музыкальная форма»

М., Музыка 1974

6. Яновская Л.Л « Концертмейстерский класс»

Челябинск 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Теория и практика проектирования инновационного урока

Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса: организационная четкость и непрерывность учебно-воспитател...

Теория и практика проектирования инновационного урока

Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса: организационная четкость и непрерывность учебно-воспитател...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений»  для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного станда...