Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniy.doc | 52.5 КБ |
ktp_teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniy.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по русскому языку для 11класса.
Программа «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса изучается в объеме 35 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области. Реализуется следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ СШ № 4
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021/ 2022 уч. год
- Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной частью всего экзамена. Данные сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
- чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
- выражение собственного мнения;
- употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
- уровень критического мышления;
- владение языковыми тропами;
- развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.
В связи с этим для учащихся 11 классов введен курс «Теория и практика написания сочинений».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельноПодготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
- совершенствование навыков выражать собственное мнение;
- формирование умений следить за логикой высказывания;
- формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
- развитие исследовательских навыков;
- формирование умений строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей;
- развить умение использовать языковые тропы.
Содержание программы курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего общего образования, срок реализации 2021-2022 уч.г.
Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы курса, тематическое планирование, содержание курса.
Элементы программы э курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература, риторика).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Теория и практика написания сочинений».
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области отражают сформированность социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений :
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность
речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее
выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого
поведения.
Предметные результаты:
- составление текста, связанного с особенностями публицистического и
художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
Содержание учебного курса.
1.Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения
2.Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь предложений в тексте
3.Выявление микротем в тексте
4.Стили текста: публицистический стиль
5.Стили текста: художественный стиль
6.Типы текста
7.Типы текста
8.Идея текста
9.Проблематика текстов. Типы проблем
10.Способы формулировки проблемы текста
11.Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
12.Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте»
13.Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария
14.Полугодовая контрольная работа
15.Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
16.Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме»
17.Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте
18.Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат в тексте сочинения
19.Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка авторской позиции
20.Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации
21.Типовые конструкции для выражения своей позиции
22.Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме
23.Виды и формы вступления
24.Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении
25.Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к сочинению»
26.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
27.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
28.Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
29.Типы ошибок: фактические, этические ошибки
30.Грамматические и речевые ошибки
31.Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту»
32.Лексические ошибки
33.Промежуточная аттестация
34.Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов ошибок»
35.Итоговое занятие
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по «Теории и практике сочинений» 11 класс
№ п/п | Тема урока | Дата |
1. | Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения | |
2. | Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь предложений в тексте | |
3. | Выявление микротем в тексте | |
4. | Стили текста: публицистический стиль | |
5. | Стили текста: художественный стиль | |
6. | Типы текста | |
7. | Типы текста | |
8. | Идея текста | |
9. | Проблематика текстов. Типы проблем | |
10. | Способы формулировки проблемы текста | |
11. | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы | |
12. | Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте» | |
13. | Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария | |
14. | Полугодовая контрольная работа | |
15. | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы | |
16. | Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме» | |
17. | Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте | |
18. | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат в тексте сочинения | |
19. | Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка авторской позиции | |
20. | Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации | |
21. | Типовые конструкции для выражения своей позиции | |
22. | Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме | |
23. | Виды и формы вступления | |
24. | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении | |
25. | Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к сочинению» | |
26. | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | |
27. | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | |
28. | Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение | |
29. | Типы ошибок: фактические, этические ошибки | |
30. | Грамматические и речевые ошибки | |
31. | Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту» | |
32. | Лексические ошибки | |
33. | Промежуточная аттестация | |
34. | Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов ошибок» | |
35 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...