Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна

Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_elektiv_34_chasa_-_kopiya.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

Утверждена приказом руководителя

                                                                                                                           образовательного учреждения                                                        

№____ от __________________

Рабочая программа элективного предмета

 «Теория и практика написания сочинения по литературе»

 10 класс

учителя литературы

Булыгиной Наталии Владимировны

п. Пречистое, 2015 г.

Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:

  1. Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
  2. Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605
  3. Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244
  4. Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591

Цель данной программы:

  • помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Основные задачи:

  • вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,
  • пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Ожидаемый результат:

  • развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
  • формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.

Формы обучения:

  • урок-практикум,
  • урок-лекция.

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

В программе изучается  классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Примечание

план

факт

1

Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.

Статус сочинения. Сроки. Место проведения. Критерии. Оценка.

2

Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

3

Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

4

Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

5

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

6

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

7

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

8

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

9

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

10

Жанры школьных сочинений. Путевые заметкикак жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

11

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

12

Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения.

Урок-лекция

13

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

14

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

Урок-лекция

15

Как работать с черновиком и планом сочинения.

Урок-лекция

16

Как анализировать художественное произведение.

Урок-практика

17

Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

Урок-лекция

18

Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

19

Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды.

Урок-лекция

20

Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

21

Как писать основную часть сочинения.Технология написания сочинения: основная часть.

Урок-лекция

22

Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

23

Технология написания сочинения: урок-практика.

Урок-практика

24

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

Урок-практика

25

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

Урок-практика

26

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

Урок-практика

27

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

28

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

29

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

Урок-практика

30

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

Урок-практика

31

Итоговое сочинение.

Пробный вариантзачётного сочинения.

32

Итоговое сочинение.

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками.

33

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.        

34

Резервный урок

Планируемые образовательные результаты учащихся

Учащиеся должны:

- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Используемая литература:

Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
  12. Нарушевич А.Г.  «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
  13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
  14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
  16. Ташлыков С.А.  «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
  17. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.


Литература для учащихся:

  1. Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11   классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
  2. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000
    Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. –
    М.: Школа-Пресс, 1995

Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку

учителя: _____________________

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  

Приложение

Классификации ошибок

I.        Ошибки в содержании:

1.        Ф        –        фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).

[ ]        –        лишняя часть слово, выражение.

V        –        пропуск мысли, слова, выражения.

Z        –        не выделен абзац (новая часть, мысль).

Л И        –        нарушена логическая последовательность.

2.        Речевые ошибки

Р        –        нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:

а)        употребление слова в несвойственном ему значении

* П.Корчагин – зачинщик соревнования.        /инициатор/

б)        нарушение лексической сочетаемости

* Образ Печорина противоречив.        /характер/

в)        употребление лишнего слова (плеоназм)

* Бесчисленное множество.

г)        употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

* В рассказе «Бежин луг» рассказывается        /повествуется/

д)        повторы

*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...

е)        употребление слова иной стилистической окраски (рагов)

* Попечитель богоугодных заведений подлизывается

/ведет себя заискивающе/

ж)        смешение лексики разных исторических эпох

* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

II.        Ошибки на письме:

  1. Орфографические        – │         – в написании слов
  2. Пунктуационные        – V        – знаки препинания.
  3. Грамматические         – Г        – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

а)        чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;

б)        несогласование в числе сущ. + глагол;

в)        несогласование времени глагола в рамках одною предложения.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание

Грамотность

«5»

  1. допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р)
  2. тема раскрыта полность
  3. богатый язык, единство стиля

Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г)

«4»

  1. допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р)
  2. есть недочеты в раскрытии речи
  1. 2 (│) и 2 (V)
  2. 1 (│) и 5 (V)
  3. 4 (V)
  4. 2 (Г) + 2 (│)
  5. 2 (Г) + 4 (V)

всего │ + V + Г – 4

«3»

  1. допускается не более 4 (Л) и 5 (Р)
  2. в работе допущены существенные отклонения от темы
  3. отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания
  4. беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
  1. 4 (│) и 4 (V)
  2. 3 (│) и 5 (V)
  3. 7 (V)
  4. 4 (Г) + 2 (│)
  5. 4 (Г) + 2 (V)

всего │ + V + Г – 6

«2»

  1. работа не сответствует теме
  2. допущено много (Ф)
  3. более 4 (Л) и более 5 (Р)

5 (│) и 5 (V)

всего │ + V + Г – 7

1.        При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:

1). При переносе слов

2). Авторская пунктуация.

3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).

2.        Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

З.        Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

  1. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
  1. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"...

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений»  для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного станда...