программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
календарно-тематическое планирование (11 класс) на тему

Пальцина Светлана Викторовна

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaia-proghramma-tieoriia-i-praktika-sochinien.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Теория и практика написания сочинений»

Уровень образования (класс):   среднее (полное) общее образование, 11 класс

Количество часов:  34

Автор: Пальцина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

 

2017г

1. Пояснительная записка

В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной  частью всего экзамена.  Данные сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:

  • чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
  • выражение собственного мнения;
  • употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
  • уровень критического мышления;
  • владение языковыми тропами;
  • развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.

В связи с этим для учащихся 11 классов введен элективный курс «Теория и практика написания сочинений».

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению  трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).

Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.

Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно , ведь как писал древнеримский драматург Публий Теренций: «Сколько людей, столько и мнений».

Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения  по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности.

Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.

Задачами курса являются:

  • совершенствование навыков выражать собственное мнение;
  • формирование умений следить за логикой высказывания;
  • формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
  • развитие исследовательских навыков;
  • формирование умений строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей;
  • развить умение использовать языковые тропы.

Содержание программы элективного курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего общего образования, срок реализации 2017-2018 уч.г.

Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы элективного курса, тематическое планирование, содержание элективного курса, список литературных источников.

Элементы программы элективного курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература, риторика).

 Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.

В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.

В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.

Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Требования к учителю

Преподавание курса «Теория и практика написания сочинений» требует от учителя личного освоения содержания курса. Учитель должен при отборе и подаче материала быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему. 

В процессе преподавания курса учитель должен вести наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.

Одним из требований к преподаванию курса является как принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор, так и умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа / 1 час в неделю в первом полугодии в 11 классах.

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • традиции школы;
  • особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
  • материально-техническая база школы.

Система условий реализации основной образовательной программы

Имеющиеся условия: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-методические условия и ресурсы.

Кадровое обеспечение: 1 педагог, медицинский работник, работники пищеблока, вспомогательный персоналом.

Психолого-педагогические условия: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось:

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио-и видеотехникой, интернетом.

Возможность распространения и использования программы:

 Размещение программы на сайте ОУ позволяет распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне. Программа дает возможность любому педагогу использовать их вариативно.

Реалистичность реализации программы элективного курса объясняется тем, что она выстроена на основе имеющегося опыта ОУ в обучении написания экзаменационных сочинений; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

  1. Тематический план

Название раздела

Тема

Кол-во часов

Лекц.

Практ.

I. Теория и практика написания итогового выпускного  сочинения.

Сведения и требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки.

1

Роды и жанры литературы. Анализ эпоса, лирики, драмы

1

Проблема, идея, сюжет, авторское отношение.

1

Простой и сложный план. Тезисы, аргументы, выводы.

1

Культура оформления сочинения. Цитаты. Эпиграф.

1

Особенности формулировок тем итогового выпускного сочинения.

1

Наблюдения и методы фиксации материалов для сочинения.

1

I направление*

1

II направление*

1

III направление*

1

IV направление*

1

V направление*

1

КР Написание итогового выпускного сочинения

2

II.  Теория и практика написания 26 задания  в ЕГЭ по русскому языку

Сведения и требования к 25 заданию (сочинение по данному тексту). Критерии проверки.

1

Разнообразие проблем, исходных текстов. Комментарии к проблемам.

1

2

Контрольная работа по теме: «Проблематика исходного текста».

1

Авторская позиция: поверхностная или скрытая.

1

1

Личная позиция как способ отражения собственной мысли.

1

Аргументация с опорой на художественные, публицистические и научные произведения. Фактологические ошибки.

1

2

Контрольная работа по теме: «Авторская позиция. Аргументация на основе прочитанных произведений».

1

Жизненный опыт как способ аргументации. Этические нормы.

1

1

Смысловая цельность и последовательность изложения при выражении мыслей.

1

Точность и выразительность речи. Типы речевых ошибок.

1

Орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

1

Языковые нормы. Классификация языковых ошибок.

1

Контрольное сочинение по исходному тексту

2

Всего

34 часа

  1. Содержание элективного курса

I раздел. Теория и практика написания итогового выпускного  сочинения. (14 часов)

Сведения и требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки.

Роды и жанры литературы. Анализ эпоса, лирики, драмы.

Проблема, идея, сюжет, авторское отношение.

Простой и сложный план. Тезисы, аргументы, выводы.

Культура оформления сочинения. Цитаты. Эпиграф.

Особенности формулировок тем итогового выпускного сочинения.

Наблюдения и методы фиксации материалов для сочинения.

I направление*, II направление*, III направление*, IV направление*, V направление*.

Написание итогового выпускного солчинения

II раздел.  Теория и практика написания 26 задания ЕГЭ по русскому языку. (20 часов)

Сведения и требования к 26 заданию (сочинение по данному тексту). Критерии проверки.

Разнообразие проблем, исходных текстов. Комментарии к проблемам.

Авторская позиция: поверхностная или скрытая.

Личная позиция как способ отражения собственной мысли.

Аргументация с опорой на художественные, публицистические и научные произведения. Фактологические ошибки.

Жизненный опыт как способ аргументации. Этические нормы.

Смысловая цельность и последовательность изложения при выражении мыслей.

Точность и выразительность речи. Типы речевых ошибок.

Орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Языковые нормы. Классификация языковых ошибок.

* содержательные составляющие могут меняться в зависимости от предложенных Министерством образования направлений.

  1. Список литературных источников

Для учителей:

1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся // Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

2. Пишем сочинение по...: Серия книг с методическими рекомендациями по написанию сочинений на основе изучения произведений русской классической литературы. - М.: «Грамотей», 2007.

3. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.

4. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 232 с.

Для учеников:

1. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2005 г. - 544 с.

2. Воронкевич А.С. Как писать вступительное сочинение. – М.: Просвещение, 1993.

3. Есакова М.Н. Русский язык и культура речи: нормы современного русского литературного языка: учеб. пособие / М.Н.Есакова, Ю.Н.Кольцов, Г.М.Литвинова, МГУ им.М.В.Ломоносова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 279 с.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение, 1997.

5. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.

6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

7. Сурикова Т.И. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Г.Я.Солганика, МГУ им.М.В.Ломоносова. - М.: Юрайт, 2013. - 239 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://sochinenie11.ru/novosti/302-napravleniya-2015-2016.html
  2. http://капканы-егэ.рф/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/1791-temy-itogovogo-sochineniya-2016
  3. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
  4. http://rus.reshuege.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Элективный курс "Теория и практика написание сочинения ЕГЭ"

Цель курса: Поэтапное обучение структуре сочинения-рассуждения....

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...