Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Аксенова Алена Владимировна

Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_8_klass.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»

Т.Н.Зырянова – директор,

«____»___________

_____________________

Рабочая программа факультатива по математике

«За страницами учебника математики»

для 8 «а» класса

Разработчик

Аксенова А.В.,

учитель математики,

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                               Принято на педсовете

Протокол №      от «___»_____                               Протокол №     от «____»____

Пояснительная записка

Программа факультативного курса “За страницами учебника математики” рассчитана на весь учебный год, направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету и примерная программа факультативного курса общеобразовательной школы №7 г.  Москвы.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

.

Задачи курса:

- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- решать основные текстовые задачи;

- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

- расширение представлений о свойствах функций;

- формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам;

- научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

- приобрести определенную математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- научить строить графики, содержащие модуль;

Курс состоит из следующих тем:

“Текстовые задачи” - 10часов

“Модуль” - 6 часов

“Функция” - 9часов

“Квадратные трехчлены и его приложения” - 9 часов

Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, зачетов, групповой работы.

Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Тема

Виды деятельности

часов        

Планируемые результаты        

Дата

1        

Проценты. Основные задачи на проценты        

Тренировочные задания

1        

 Знать как решить задачи с помощью пропорции и по действиям        

06.09

2        

Проценты. Основные задачи на проценты        

Тренировочные задания

1        

 Знать формулу сложных процентов и уметь ее применять при решении задач        

13.09

3        

Проценты. Основные задачи на проценты        

карточки

1        

 Уметь решать более высокого уровня        

20.09

4        

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»,        

Тренировочные задания

1        

 Учащиеся должны понять как составить уравнение для таких задач        

27.09

5        

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»,        

Тренировочные задания

1        

 Уметь решить задачу по шаблону        

04.10

6        

Задачи на «концентрацию, на «сплавы и смеси»,        

карточки

1        

 Уметь решать задачи олимпиадного уровня        

11.10

7        

Задачи на движение        

Тренировочные задания

1        

 Уметь составлять математическую модель графическую и табличную        

18.10

8        

Задачи на движение        

карточки

1        

 Уметь решать задачи на движение различного вида         

25.10

9        

Задачи геометрического содержания        

Тренировочные задания

1        

 Уметь решать задачи        

01.11

10        

Решение разных задач        

карточки

1        

Уметь определить вид задачи и ее решить         

15.11

11        

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль        

Доп литература

1        

 Знать понятие модуля, и его геометрическое определение        

22.11

12        

Преобразование выражений, содержащих модуль        

Тренировочные задания

1        

 Уметь преобразовывать выражения содержащее модуль        

29.11

13        

Решение уравнений, содержащих модуль        

Тренировочные задания

1        

 Уметь решать задачи олимпиадного уровня        

6.12

14        

Решение уравнений, содержащих модуль        

Тренировочные задания

1        

Уметь решать уравнения содержащие модуль

13.12

15        

Решение уравнений, содержащих модуль        

карточки

1        

 Уметь решать уравнения содержащие модуль более высокого уровня        

20.12

16        

Графики функций, содержащих модуль        

карточки

1        

 Понимать как построить график функции содержащей модуль и уметь строить                

27.12

17        

Понятие “Функция”        

Доп литература

1        

         Знать способы задания и уметь их использовать

10.01

18        

Способы задания функции        

карточки

1        

 Уметь строить если задана функция различными способами        

17.01

19        

Свойства функций        

Доп литература

1        

Знать свойства функции и уметь  их определять        

24.01

20        

Построение графиков функций        

Тренировочные задания        

1        

 Уметь строить графики  элементарных функций        

31.01

21        

Построение графиков функций        

Тренировочные задания

1        

 Уметь строить графики  сложных функций        

07.02

22        

Построение графиков функций        

карточки

1        

Уметь выполнять задания второй части ГИА        

14.02

23        

Чтение свойств функций по графику        

Тренировочные задания

1        

 Уметь читать график        

21.02

24        

Чтение свойств функций по графику        

карточки

1        

 Уметь читать график        

28.02

25        

Графическое решение квадратных уравнений        

Тренировочные задания

1        

Понимать  и уметь использовать способ графического решения уравнений         

07.03

26        

Квадратный трехчлен        

карточки

1        

Знать какие задания в ГИА и как их решать         

14.03

27        

Исследование корней квадратного трехчлена        

Тренировочные задания

1        

 Знать какую информацию можно получить исследуя корни квадратного уравнения        

21.01

28        

Исследование корней квадратного трехчлена        

Тренировочные задания

1        

 Уметь исследовать корни кв уравнения        

04.04

29        

Исследование корней квадратного трехчлена        

Тренировочные задания

1        

 Уметь исследовать корни кв уравнения и решать более сложные задания        

11.04

30        

Исследование корней квадратного трехчлена        

карточки

1        

 Уметь использовать знания при решении заданий второй части        

18.04

31        

Решение разнообразных задач по курсу        

Карточки

1        

 Уметь применять полученные знания при решении сложных задач        

10.05

32        

Решение разнообразных задач по курсу        

Карточки

1        

 Уметь применять полученные знания при решении сложных задач        

16.05

33        

Решение разнообразных задач по курсу        

тест

1        

Проверить свои знания по курсу        

23.05

34        

Систематизация и обобщение курса        

Тест

1

Проанализировать результаты сделать выводы

30.05

Содержание изучаемого курса

Текстовые задачи 10 часов

понимать содержательный смысл термина ”процент” как специального способа выражения доли величины; алгоритм решения задач на проценты составлением уравнения;

формулы начисления “сложных процентов” и простого роста; что такое концентрация, процентная концентрация; алгоритм решения задач на «концентрацию», на «смеси и сплавы» составлением уравнения; алгоритм решения задач на « движение»; формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Модуль 6 часов

определение модуля числа; решение уравнений и неравенств, содержащих модель; преобразование выражений, содержащих модуль.

Функция 9 часов

методы построения графиков функций;  математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы; об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций.

Квадратный трехчлен и его приложения 9 часов

некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений; исследование корней квадратного трехчлена

Ожидаемые результаты

Текстовые задачи

- уметь соотносить процент с обыкновенной дробью;

- решать типовые задачи на проценты;

- применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;

- использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;

- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

- решать задачи на «движение»;

-решать задачи геометрического содержания;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Модуль

- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

- преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- строить графики элементарных функций, содержащих модуль

Функция

- приводить примеры зависимостей и процессов, уметь анализировать графики;

- уметь устанавливать соответствие между графиком функции и ее аналитическим заданием;

- строить и читать графики;

- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- приводить примеры использования функций в физике и экономике.

Квадратный трехчлен и его приложения

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Литература

1.Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.)

2.Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.

Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39)

3.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

4.Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

5.Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.)

Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.)

Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс

Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс...

Факультативный курс "За страницами учебника" 8 класс

Факультативный курс "За страницами учебника"  для учащихся 8 класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также Программы общеобразов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс

Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...

Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" 5 класс

Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" (русский язык, 5 класс)...