Знай правила дорожного движения
план-конспект

Конова Ирина Ивановна
Систематизация знаний школьников о правилах дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_pravila.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования

Красноармейский район

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр внешкольной работы станицы Полтавской

Методическая разработка обобщающего занятия

 с использованием  игровых технологий:

«Знай правила дорожного движения как таблицу умножения!»

Разработала ПДО

Конова И.И.

ст. Полтавская, 2018 г.

Цель: Систематизация знаний школьников о правилах дорожного движения.

Задачи:

Обучающие: 

- повышать уровень знаний подростков по безопасности дорожного движения;

- способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах;

- обобщать знания о правилах уличного движения;

- развивать познавательный интерес.

Воспитывающие:

- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;

- формировать навыки культуры поведения в транспорте;

-формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, находчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрации знаков дорожного движения, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал

Фишки, карточки, кроссворды. 

Участники занятия

Дети среднего школьного возраста средней коррекционной школы-интернат.

Содержание занятия

В ходе занятия закрепляются основные правила дорожного движения, формируются навыки правильного поведения на улицах и дорогах, предвидения возможных опасностей и принятия решения в экстремальных обстоятельствах. Занятие состоит из разминки, продуктивной деятельности, игровой ситуации, анализа, подведения итогов.

План занятиям

1. Организационный момент.   -  1 мин.

2. Создание психологического настроя на учебную деятельность.  - 2 мин.

3. Подготовка к восприятию нового содержания материала: постановка проблемы и определение цели занятия. Проверка усвоение ранее полученных знаний.  - 7 мин.

4. Закрепление знаний и способов действий через игровую программу «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения!»   - 30 мин.

5.  Подведение итогов.    - 5 мин.

Ход занятия

1.Организационный момент.
Цель: организовать коллектив класса, овладеть вниманием.

Организация начала занятия (построение, приветствие).

Рассаживайтесь, поудобней,

Места занимайте скорей

На праздник в страну Светофорию,

Мы приглашаем друзей

Здравствуйте, юные пешеходы.

Здравствуйте, юные пассажиры.                       Слайд 1

2. Создание психологического настроя на учебную деятельность. 

Сегодня мы собрались здесь, чтобы обобщить и систематизировать знания о правила дорожного движения.

Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня вы покажете, как усвоили эти правила.                   Слайд 2

Вы разделились на 3 команды:

1 команда – «Пешеходы».

2 команда – «Автомобиль».

3 команд- «Светофор».

Мы с вами совершим путешествие по станциям. И так все готовы?     Слайд 3

Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город все время дает нам урок.

Вот она - азбука над головой:

Знаки мы видим повсюду с тобой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

                                                                              Слайд 4

3. Подготовка к восприятию нового содержания материала: постановка проблемы и определение цели занятия

Посмотрите, как красиво с высоты птичьего полёта выглядит станица Полтавская. Огромное количество дорог, как паутина висит над станицей. Дорога всегда манит.

                                                                                                       Слайд 5

На какие части делится дорога? (На тротуар и мостовую. Тротуар — для пешеходов. Мостовая ( проезжая часть) — для машин.)                        

                                                                                                       Слайд 6

Было это 200 лет тому назад. В столице Франции — Париже. Построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, а бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу.. нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали... Что написали?

Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по французски дорога для пешеходов звучит тротуар.

Слайд 7

Как нужно двигаться по тротуару? Держаться правой стороны.

Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.

Населённые пункты, в которых вы живёте, отличаются от крупных городов. Но и они имеют много дорог и перекрёстков, поэтому вам необходимо быть внимательными на улице.

Слайд 8

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по улицам Солнечного города. Вы знаете, что для безопасности на дорогах, все подчиняются строгим законам дорожного движения. Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения. Это особое подразделение работников полиции. Они следят за порядком на дорогах нашей страны.             Слайд 9

Ребята, для чего нужно знать правила дорожного движения? А вы соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).

Слайд 10

Сообщение задач урока.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах. Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки). На улицах и дорогах нельзя обойтись без дорожных знаков. Дорожные знаки – это правила. Тема нашего занятия так и называется «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения...»

Сейчас вам необходимо выбрать капитанов своих команд. За каждый правильный ответ команда получает фишку. По окончании подводятся итоги, каждая фишка приравнивается к одному баллу.

Слайд 11

4. Основной. Закрепление знаний и способов действий через игровую программу «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения...!»

Цель: систематизация знаний по ПДД, развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, умение делать выводы.

Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме: «Дорожные знаки».

- Ребята, несмотря на всё многообразие дорожных знаков, их можно разделить на несколько больших групп. Сколько их всего? (Восемь.)

- Назовите их. (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки и знаки дополнительной информации.) Какого вида знаков нет на слайде?

Слайд 12

Дорожные знаки

     Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие - круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

Слайд 13-19

Упражнение 1. «Дорожные знаки»

Инструкция: Найдите нужный знак по описанию:

1. Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (
Дети).

2. На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на велосипеде (
Велосипедная дорожка).

3. Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь – свалка кирпича? (
Въезд запрещён).

4. А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам (
Пешеходная дорожка).

5. Этот знак желает вам доброго пути –
Значит, через улицу можно перейти (
Пешеходный переход).

6. Катя с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (
Пункт первой медицинской помощи).

Упражнение 2. «Разминка».

Инструкция: Я предлагаю вам вспомнить все, что связано с правилами дорожного движения.

  1. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.

И машинам помогаю и тебе хочу помочь. (Светофор).

  1.  Осторожность не мешает, этот свет предупреждает. (Жёлтый).
  2. Бежит, гудит, в два глаза глядит, а станет – глазок ярко-красный глянет. (Автомобиль).
  3. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. (Велосипед).
  4. Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
  5. Полотно, а не дорожка. По ней мчится конь-сороконожка. (Рельсы).
  6.  У машины есть, у телеги есть, у велосипеда есть, а у поезда не счесть. (Колёса).
  7.  Коли ехать нам куда, быстро путь найдём сюда. (Остановка).
  8. Это знак запрета, круглый с ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…(Обгон).
  9.  Через речку поперёк великан бетонный лёг. (Мост).
  10.  Что же общего имеет птица и велосипед? Это есть и у машины. (Крыло).

Участники дорожного движения

     Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Игра «Вежливые пассажиры»

Учащиеся тянут жребий, по которому получают роль: кто-то становится «старичком», кто-то «мама с ребенком» и т. д. Водитель «проезжает» несколько кругов по комнате, пассажиры терпеливо ждут на автобусной остановке. Когда музыка заканчивается , водитель останавливается, а люди на остановке должны быстро выстроится в том порядке, который соблюдают «вежливые пассажиры».

Упражнение 3. «Ключевое слово»

Инструкция: Вам предстоит разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (при условии, что ответ записан в клетки кроссворда). Время для разгадывания кроссвордов – 5 минут. Вопросы для команд одинаковые.

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором. (Сигнал)

2. Повреждение машины транспортного средства. (Авария)

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход. (Зебра)

4. Лицо, управляющее транспортным средством. (Водитель)

5. Человек, идущий пешком. (Пешеход)

6. Твердое и гладкое покрытие дороги. (Асфальт)

7. Боковая часть, край дороги. (Обочина)

8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую. (Переход)

Ключевое словоСВЕТОФОР

Почему светофор называется «светофором»? Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» – это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе «светофор» – значит «носитель света», «несущий свет». Он и верно несёт свет трёх разных цветов.

Физ минутка.

Игра «Светофор». Игра на выявление самых внимательных.

Правила игры:зелёный — встаём, красный — садимся, жёлтый — не шевелимся.

- Молодцы, ребята. Вы очень внимательные. Светофор вами доволен, а мы подошли с вами к проспекту знаний.

История автомобиля                                                    Слайд 20

Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?

- Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.

    Мусколоход, паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом - вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

 Статистика

        Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности.

     По итогам прошлого года в России произошла 23 851 авария, в которых погибли 1116 и ранены 24 707 школьников и дошколят.                          

Слайд 20

Причины ДТП

        Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...

24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.

Кто виноват в их смерти?

           Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога не терпит не послушания и забирает жизни. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест:  35-40%

Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30%

Неподчинение сигналам светофора: 10-15%

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%     Слайд 21

Упражнение 4. «Проспект Знаний»

Вам предстоит дать ответы на вопросы:

  1. Чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, что нужно знать?

Ответ: Правила дорожного движения.

  1. Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

  1. Почему опасно переходить дорогу «наискосок»?

Ответ: Когда идешь «наискосок», поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

  1. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

  1. Почему опасно переходить дорогу, держась за руки?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

  1. О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

  1. Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет?

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать, что уронили. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Упражнение 5. «Дорожная служба» 

А теперь давайте на несколько минут станем работниками дорожной службы.          

А занимается эта служба ни только ремонтом дорог, но и установкой дорожных знаков. Я раздам каждой команде карточку. Ваша задача расставить дорожные знаки там, где они нужны.

- проверяем правильность выполнения задания.

Упражнение 6. «Игровая площадь»

Мы прибыли на Игровую площадь, внимательно слушаем правила игры и выполняем всё, что необходимо. Готовы?

Инструкция: Участники располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (командир). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой- либо вид слово, связанное с доргой и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч или не назвал слово, выходит из игры. Побеждает тот, кто назовёт больше всего слов.

5.  Подведение итогов.

Упражнение 7. «Перекресток Вопросов»

Мы приближаемся к перекрестку Вопросов. 

  1. Зачем нужно знать правила дорожного движения?
  2. Назовите составные части улицы
  3. Что называют проезжей частью улицы?
  4. Для чего предназначен тротуар?
  5. Что такое перекресток?
  6. Что значит безопасный маршрут из дома в школу?
  7. Как можно переходить улицу?
  8. Для чего служит светофор?

Вот и подошла к завершению наша игра. И настал самый торжественный момент узнать, сколько фишек вы заработали? (Победившая команда встает и им громко аплодируют)


Рефлексия

  1. Понравилось ли вам занятие?
  2. Что такое ПДД? (Правила дорожного движения)
  3. Для чего нужны дорожные знаки? (Чтобы мы могли уверенно чувствовать себя на дороге: они предупреждают об опасности, информируют, регулируют движение.)
  4. На какие группы делятся дорожные знаки? (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, информационные знаки и знаки дополнительной информации.)
  5. Что нового вы сегодня узнали?

Мы совершили экскурсию по Солнечному городу, команды проявили фантазию, эрудицию, смекалку, справились со всеми заданиями. Вы стали лучше  ориентироваться на дороге, понимать принципы движения автомобилей и пешеходов, усвоили свои действия в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти с каждым.

Список использованных источников

  1. А.В. Петров. Я бегу через дорогу. - Изд. дом «Карапуз», 2009
  2. А. Рыбин, М. Маслов. Обучение правилам дорожного движения. –М., «Просвещение», 2008.
  3. Е.А. Воронова. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009.
  4. Е. Козловская, С. Козловский. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М, Третий Рим, 2002.
  5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2008.
  6. М. Садовский, Л. Садовская. Дорожная азбука в картинках. – «ОЛМА - ПРЕСС», 2008.
  7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2004.
  8. Н. Терентьева, Е. Позина. Правила дорожного движения для детей. - «Стрекоза»,2010.
  9. Обучение детей и подростков правилам дорожного движения. – Вологда,

«Эпатаж», 2010.

  1.  Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с

дошколятами и школьниками. - Новосибирск , 2008.

  1.  Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного движения. - Вологда, 1988.
  2.  С.И. Эйгель. 25 уроков по ПДД. - М., Экспо-Пресс, 2008.
  3.  С.И. Эйгель. Словарь дорожных знаков. - М., Экспо-Пресс, 2008.
  4.  Т. Саулина. Три сигнала светофора. - М., Мозаика - Синтез, 2010.
  5. О. Тарутин “ Для чего нам светофор” 1980 Ленинград “ Детская литература” [текст]
  6. А. Крылов “ про моторы, крылья, паруса” / книжка- картинка/1981 Ленинград “ Детская литература”.
  7.  Е. Николаева воспитатель школы- интерната №1 г. Рязани “ Ты вышел на дорогу” Воспитание школьников / Теоретический и научно- методический журнал/ №7, 2006г. [текст].
  8. “За безопасность на дорогах” [текст] “ Детская энциклопедия” (познавательный журнал для девочек и мальчиков) – 2009г. №5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!"

Правила поведения на дороге - очень актуальная тема. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться высоким. Участником каждого третьего происшествия на дороге становитс...

Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения

Викторина по правилам дорожного движения. 5 заданий.2 команды...

Буклет "Я знаю правила дорожного движения"

Буклет "Правила дорожного движения знаем как таблицу умножения" создан учащимися  7 «А» класс...

Классный час на тему : «Знай правила дорожного движения»

Классный час разработан с целью систематизации и совершенствования знаний правил дорожного движения...

Классный час "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения"

Методическая разработка на тему "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения" поможет классному руководителю к подготовиться к классному часу. Она поможет познакомить с историей возникновен...

Как мы знаем правила дорожного движения (классный час 6 класс)

Вопросы, викторина по правилам дорожного движения...

Буклет "Знай правила дорожного движения"

Немного о ПДД, загадки, кроссворд, статистка о ДТП...