Проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе детского технического творчества
статья

Домбрин Игорь Михайлович

В статье приведены общие и частные проблемы современного воспитания. Показана тенденция одностороннего развития личности ребенка, становления технократического мышления в процессе технического творчества. Выясняется, что приобщение к техническому творчеству происходит на основе познавательных и преобразовательных потребностей ребенка, и может деструктивно влиять на личность. Приводятся данные о том, что игнорирование нравственно-экологических требований ведёт к развитию эксплуататорского отношения личности к Природе, к кризису цивилизации. Подчеркивается, что проблема воспитания – в приоритетности задач экономического развития, в игнорировании метасистемного подхода к воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_04_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы духовно-нравственного воспитания

в процессе детского технического творчества

                                                                Игорь Михайлович Домбрин,

педагог дополнительного образования,

Центр технического творчества,

Таганрог

   Развитие технологий имеет противоречивые последствия, мы все видим, что господствующее технократическое мышление привело к глобальным планетарным проблемам. Современные технократы когда-то были детьми и воспитывались педагогами, а многие из них занимались техническим творчеством. Само существование технократии говорит о проблемах духовно-нравственного воспитания, наше общество испытывает дефицит духовности и нравственности. Являясь вершиной триады «нравственность – политика – экономика», нравственность определяет будущее общества и человека [8].  Нравственность пронизывает все структуры личности, является регулятором деятельности человека во всех сферах жизни. Соблюдение общечеловеческих нравственных законов, основанных на космических законах Вселенной, удерживает общество от разрушения, от состояния хаоса [11]. К сожалению, существует проблема создания гармоничной воспитательной и развивающей среды в условиях современного технократичного общества.

Освоения ценностей личностью происходит как в семье, так и в широкой социокультурной среде. Но наиболее системно и последовательно духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательной среде [4]. К техническому творчеству приобщаются дети, в основном, с началом обучения в школе, поэтому мы будем, в основном, говорить о школьнике младшего и подросткового возраста.  

Процесс технического творчества – это творчество в области техники. Духовно-нравственное воспитание в процессе технического творчества является малоисследованной областью в педагогике (существует всего несколько работ), что определяет актуальность нашего исследования для науки.

В технических кружках духовно-нравственное развитие личности происходит через учебно-воспитательный процесс. Научаясь проектной культуре, создавая материальные и духовные ценности, обучающиеся начинают понимать, что такое ценность, становится гуманнее (ценят труд других), бережливее. Но обычная воспитательная работа может привести к освоению только части важнейших ценностей, что является специфичной проблемой для дополнительного образования. Негативными факторами воспитания являются общие проблемы воспитательной среды [7]:

- разрушаются нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми;

- чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей;

- в семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье;

- недостаточна педагогическая культура родителей и даже учителей; к сожалению, педагоги дополнительного образования уделяют ещё меньше внимания нравственности, чем учителя в школах;

- телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность;

- ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства, утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром, безнравственная репертуарная;

- участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными; ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно, образовательные учреждения в незначительных объемах используют различные формы реализации воспитательного потенциала детского и молодежного движения в нравственном воспитании;

- в 90-е гг. XX в. в Россию пришёл идеал свободной личности, «освобожденной» от высоких ценностей и обязанностей [4].

Считается, что проблема духовно-нравственного воспитания решается средствами правового государства: существует государственная система воспитания, включающая гражданское, патриотическое, этическое, эстетическое и экологическое воспитание; существуют законы государства. Но, во–первых, законодательными актами не решить проблемы воспитания, которое происходит на более глубинных уровнях, чем те, с которыми имеет дело современная педагогика [9]. А во-вторых, для государства всё ещё остаётся приоритет экономического развития. Государство инвестирует в разработку новой техники, не решив проблему социальную – воспитание нравственного человека – созидателя будущего. Распространены факты нарушение нравственных принципов людьми, наделенными властью, что дает негативный пример и для обывателей. Если развитие общества идёт в тупиковом направлении, надо ли воспитывать детей, готовых в будущем продолжать идти туда же? О проблеме цели воспитания писал К.Д. Ушинский: «Вверяя воспитанию чистые впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно произвело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности и потребовать на этот вопрос ясного и категоричного ответа» [12, с.19]. Основная проблема воспитания, ориентированного на социум, состоит в том, что оно не направлено на развитие в людях того лучшего, что должно существовать в человеке, так как главная его цель – непременно добиться соответствия того, кто обучается, обществу и культуре [11]. Оно не обучает морали глубоко и содержательно.

Техническая направленность образования в процессе технического творчества создаёт особые проблемы. Процесс технического творчества учащихся можно представить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач [1]. Творческая деятельность и получение практических знаний способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности, учит новейшим технологиям.  Но в этом и обратная сторона технического творчества. Современный мир располагает такими технологиями и методами, что любое неразумное использование человеческой силы и знаний, ошибка в расчетах высокотехнологичных систем, а главное - элементарное игнорирование состояния и реакции биосферы на ее преобразование, ставят под вопрос сам факт существования человечества как в общественной форме, так и биологического вида в целом. Обучение техническому творчеству способствует формированию технического мышления [там же], которое в дисгармоничной личности становится технократическим. Творец - это личность с высокой степенью автономности, нонконформистская, иногда крайне эгоистичная, непредсказуемая. Крайне опасно, когда у такой личности технократическое мировоззрение, существенными чертами которого являются «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком» [5]. Современные трансгуманисты, последователи технократии,  идут уже к   «улучшению» человеческой природы, к прямому внедрению «продвинутых продуктов» био-химико-медицинских и пр. технологий в человеческое тело, сращивают естественное и искусственное в «новом» существе. Возникает сложная биоэтическая проблема, данное воздействие нарушает природный порядок вещей, созданная новая реальность начинает «жить своей жизнью». Это означает, что ученые могут открыть «ящик Пандоры». Они возводят технологические инновации в высший ценностный ранг и в этом своем увлечении снимают последние этические ограничения [3].

Техническая направленность обучения формирует сильное увлечение техникой, подавляющее другие интересы. Как следствие, происходит  недооценка и игнорирование всего естественного, игнорирование духовного [6]. Учащийся в процессе технического творчества, конечно же, развивается, но это одностороннее развитие, проходящее в то время, когда школьнику необходимо развитие не только технического мышления, но и накопление опыта моральных выборов, нравственных переживаний при взаимодействии с другими людьми (широкая социальная активность). В это время должно происходить практическое познание нравственных представлений, превращение поступков в привычку, а этому мешает увлечённость созданием технического изделия, подразумевающая кропотливую, «тонкую» работу и сосредоточение на объекте творчества. Конечно, односторонность технического творчества является проблемой только для тех школьников, которые увлекаются сугубо техникой, не проявляя интереса ни к художественной, ни к другой гуманитарной деятельности. Родители, воспитатели, учителя эксплуатируют склонности ребенка, влияя на развитие негармоничной личности. Теряется, ранее бывший естественным, интерес к природе, людям. Окружение ребёнка объектами техносферы делает для него привычной именно такую окружающую среду, и это запечатление в детстве, подсознательно проявляется в более старшем возрасте. В подростковом, юношеском возрасте уже сложно сменить интересы, обратиться к нетехнической деятельности. Недостаточное общение с природой и людьми замедляет развитие эмоционального мира ребёнка. Не формируются навыки общения с другими детьми, уважение к другому, симпатия, сострадание, элементы нравственного поведения.  Ориентация на конкуренцию между детьми (во время соревнований) при повышенной самооценке личности является ещё одним деструктивным фактором развития. Во время частого «общения» с компьютерной техникой развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности (интернет-зависимость и т.д.), что негативно влияет на формирование ряда важных личностных качеств [2].

Таким образом, очерченные проблемы, являющиеся препятствием для гармоничного развития личности, требуют пристального внимания и повышения приоритета нравственного воспитания в процессе технического творчества. На неразвитость сознания школьника накладываются проблемы воспитательной среды. Существуют и методологические проблемы педагогики, как научного института, определяющего работу воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития (на примере ЧОУ Школа Эпиграф)

сатья, посвященная проблеме духовно-нравственного воспитания и развития школьников (на примере ЧОУ Школа Эпиграф)...

Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"

В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....

Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России

Работа посвящена основным проблемам духовно-нравственного воспитания школьньков. Несмотря, на то что принята концепция по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработаны программы, но проблем...

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

    «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...