Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
статья на тему

Щемилкина Людмила Александровна

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н.Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем России, своей Малой Родине каждого из нас.            Важная роль в духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

      Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие прийти к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

К. Д. Ушинский

 На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель,  писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. С возникновением научной педагогики (Каменский Я.А., Песталоцци И.г…) вопрос о составных частях формирования  личности стал одним из основных. К.Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.  Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».

 «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н.Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем России, своей Малой Родине каждого из нас. Мы склонны, к сожалению, придавать слишком большое значение тому, что совершается вокруг, и недооценивать то, что происходит в нас самих. С бессознательной силой человечеством владеет убеждение, что главное – это внешние условия, будут они – все остальное приложится.  Нельзя сказать, что убеждение – это отличительная черта нашего времени. Уже в 14 в. Петрарка сетовал на то, что люди стали больше интересоваться тем, как устроены моря, горы, небо, чем собственной душой. Он предостерегал от того уклона в развитии культуры. Самоутверждение и реализация личности стали мыслиться через овладение внешним миром. Покорив природу, мы будем пользоваться  ею как своей собственностью, распоряжаться ею как хотим, а благодаря этому состоимся и сами. «Иметь» и «быть», таким образом, сливаются воедино. Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. Слово «духовность» употребляются очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

        Нам не дано знать достоверно, как сложится будущее нашей страны и в целом человечества, можно сказать лишь: будет то, что  люди сами создадут. Если жизнь различных сообществ животных движется в одних и тех же  формах, не порождая ничего нового, то человеческое общество развивается и имеет историю. Благодаря своему разуму и воле человек может в той или иной мере воздействовать на развитие событий, проектировать будущее, конечно, далеко не всегда достигает желаемых результатов.

              На протяжении последних десятилетий,  к  сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке,  заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно   прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Небывалый рост преступности, размывание нравственных устоев, духовное оскудение, несправедливость в распределении благ, социальная незащищенность и многое другое – всего не перечесть. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.

      Выводы можно делать разные. Одни говорят, поскольку мир безнадежно испорчен, самое лучшее – отгородиться от него, уйти в себя и не участвовать ни в чем дурном. Такое решение лишь утешительные  иллюзия. От мира человеческих взаимоотношений  не уйти, а думать, что человеку достаточно самого себя – лишь маскировка своего бессилия.

    Другие считают себя обязанными бороться со злом.

     Третьи приходят к нравственному нигилизму.  «Нет правды на земле, но правды нет и выше», - говорит герой. И тем самым он разрешает себе злодеяние.

       Важная роль в духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

        Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.  Образовательные учреждения стараются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.  В этом плане в гимназии с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

       Люди стремятся к благу. Но что считать истинным благом? Ответ на этот вопрос зависит от нашего жизнепонимания. Отличительной    особенностью   людей является то, что  они способны выходить  за пределы  действительности  и составлять представления о должном,  о том,  какой  должны быть жизнь и они сами.

       Две с половиной тысячи лет назад Сократ поставил вопрос «Что есть благо?» и полагал, что, найдя  правильный ответ, человек перестанет творить зло.  Современный мир тем более не склонен искать ответа на этот вопрос. Мир ждет не отвлеченных определений добра, а конструктивных путей избавления  от опасностей, угрожающих  физическому и духовному здоровью человека, самому его существованию. Ни Христос, ни Мухаммед не могут вразумить людей,  втянутых в межнациональную рознь и переполненных гневом и чувством мести.    

         Как известно, материальное благополучие не гарантирует само по себе высокой нравственности. Эффективная экономика, хорошее образование – все это очень важно, но все это лишь условия достойной человеческой жизни. А при самых хороших условиях человек может внутренне загнивать, растлеваться и гибнуть нравственно.

        В каком обществе мы предпочли бы жить: в том, где все есть в избытке, но есть вражда, зависть, насилие над личностью, или же в том, где невелик достаток, но зато есть согласие и взаимопонимание, забота и взаимоподдержка?  Каких людей формирует общество? Становятся ли они лучше, чище, благороднее или же делаются корыстными, лживыми?

      Человек, как существо духовное, способен к самоопределению.

       Основными ориентирами в духовном самоопределении человека являются добро, истина и красота. Нравственное, познавательное и эстетическое начала вместе образуют духовную жизнь общества, порождаю мораль, науку, искусство.

     Что же такое духовность?  Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

       Гегель справедливо противопоставлял духовность «естественности», духовного человека - естественному, т.е. такому, который не поднялся над конечными целями, не встал по  отношению к миру в позицию, избранную им сознательно. Духовный человек – это человек, для которого существуют и важны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать? Духовное  не равно интеллектуальному, блестящий шахматист, например, или ученый – узкий специалист могут быть бездуховными. Бездуховным может быть и художник, бездуховным моет быть нравственно невинный, добрый человек. Духовность предполагает, что для человека существуют вопросы и цели высшего порядка, что он пытается  разрешить эти вопросы  и строить  свою жизнь согласно своему пониманию мира.

        Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Во все времена люди рассуждали и спорили о добре и зле, но до сих пор к согласию не пришли. Вопрос относится к числу   вечных.  Добро  есть главный вопрос нравственности, являющийся сердцевиной духовной жизни людей.  Дон Кихот, поставивший себе целью делать всем  добро и никому -  зла, говорит своему оруженосцу: «В моем деле все нужно знать».

-Да какое мне дело до абстрактных рассуждений о добре и зле? – скажет вечно спешащий, современный человек. – С меня вполне достаточно самых насущных и неотложных забот!  Действительно, не покажутся ли философские разговоры о добре и зле в наше наполненное серьезными тревогами и повседневными заботами время занятием праздным и несвоевременным? «На данном этапе лучший нравственный лекарь – это полный прилавок магазина», - говорит экономист  и писатель Н.Шмелев. Что полезно, то и нравственно! Не высокие идеалы, а самая простая обывательская порядочность и устроенность  – вот что сегодня человечеству нужнее.

      Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-видящего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. 

       Сложный вопрос, который дети часто адресуют учителям, и, который,  ставит взрослого педагога, порой,  в затруднительное положение: что такое нравственность? Ответить на этот вопрос непросто в виду того, что относительно природы и происхождения нравственности высказываются различные точки зрения.  Некоторые исследователи считают, что нравственность возникла вместе  с человечески обществом, поскольку общество не могло существовать, не регулируя поведение людей определенными нормами. Другие относят ее возникновение к сравнительно более поздним временам, к тем, когда уже появилась совесть. Первые отождествляют мораль с социальной регуляцией вообще. В научной литературе понятия нравственность и морали иногда различаются, однако общепринятой точки зрения по этому вопросу нет. Вторые имеют в виду уже развитую форму морального сознания.

       Для того, чтобы  понять, что такое мораль, нужно, прежде всего,   уяснить ее основную функцию, общий исторический смысл.  Очень часто мораль определяют как совокупность норм, правил общежития.  Человек может не знать правил, но если в нем сформировано нравственное сознание, то он сам находит линию поведения, не руководствуясь писаными или неписаными правилами. Ошибочно думать, что мораль санкционируется общественным мнением и выражает требования общества. Нравственный долг требует нередко выступать против общественного мнения. Подчинение общественному мнению может быть конформизмом и даже прямой безнравственностью. Нравственный долг – это прежде всего требования личности, предъявляемые ею самой себе.

        По отношению к самому себе первое нравственное требование состоит в том, чтобы каждый мог уметь владеть собой, ограничивать себя, мог посмотреть на свои поступки как бы со стороны. Чувство стыда, присущее только человеку, возникает тогда, когда низменные, животные побуждения нашей натуры берут над нами верх.

        По отношению другим, нравственность выражается, прежде всего, в солидарности, сострадании, милосердии, в умении себя поставить на место другого.

        Нравственность определяется и отношением человека к высшей основе всех вещей, частным проявлением которой является жизнь вообще и его собственная жизнь. Стоит  ли быть нравственным и видеть в служении добру высший смысл своей жизни? Эти вопросы встают перед каждым, но в спешке и суете человек отодвигает их решение на вечное  потом, хотя они и являются самыми главными для человека.

Существуют физические  параметры, определяющие возможности человека, - чтобы жить, нужно дышать, питаться и т.д. Есть и психические рамки, в пределах которых человек остается человеком. Нравственный закон устанавливает границы, выходя за которые человек перестает быть нормальным человеком. Нравственный закон нельзя попирать безнаказанно. Можно обойти  юридические законы, от уголовного наказания можно спрятаться, но нравственное преступление несет в себе самом наказание.

     Подобно эстетическим и интеллектуальным способностям, и нравственная способность может быть развита, а может быть подавлена, искажена, изуродована. Дело нравственного воспитания не сводится к передаче и усвоению информации о морали.  Великие  педагоги прошлого уподобляли воспитание не наполнению пустого сосуда, а возжжению светильника. Наши нравственные оценки и поступки не определяются рациональными доводами, они коренятся в глубоких пластах нашей психики. Так, чувство стыда мы испытываем независимо от того, находим ли нужным стыдиться в этом случае или нет. Добро не определяется практической   целесообразностью,  они ценным  сами по себе. Так, честным надо быть не потому, что это целесообразно,  честным надо быть ради самой честности. Когда учат – будь честным, так спокойнее жить, выгоднее, то учат не нравственности, а благоразумию, житейской мудрости. Совесть может побуждать нас следовать долгу.

       Нравственные ценности не являлись и не являются продуктом теоретического знания. Жизнь человека не определяется теоретически знанием, наукой. Роль научного знания всегда преувеличивалась и подвергала сомнению все, что связано с верой, а через веру, полагали – с религией. Абсолютизация нравственного  начала не является решением всех проблем существования.  В наше время становится все боле очевидным, что праведник, являющий пример достойной жизни, не в состоянии исправить положение дел.  В «больном и безумном мире» даже бесконечная доброта и любовь к людям, как показал Ф. М. Достоевский в романе «Идиот», может приводить к трагическим ситуациям и усугублять зло.

       Безнравственность – это внутренняя безобразность. А   внутреннее   так или иначе пробивается во внешнее.  Если  люди   некрасивы,  то    не потому просто, что такими   уродились. Одухотворенное высокой моралью, добрым чувством и волей лицо не бывает некрасивым даже при правильных чертах. Напротив, правильные черты лица могут производить отталкивающее впечатление, когда за  ними чувствуется  низменные чувства и мысли. Внешний облик человека проявляет его внутреннюю суть.

        Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

         Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

       «Конечная цель разумного, нравственного воспитания детей заключается в  постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли». Н.И. Пирогов.

        В условиях развития  глобализация, резко усиливается значение религиозного фактора в жизни современного общества. Сегодня возникла необходимость показать подрастающему поколению роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии России. Изучение православной культуры способствует защите и развитию национальных культур, региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства.      

             Я знаю ... Я верю…    Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Современный школьник знает неизмеримо больше, чем его сверстник, живший тысячу лет назад. Но даже гениальный ученый сегодня повторит слова древнегреческого философа: « Я знаю только то, что ничего не знаю».

          Религии выросли из древних верований людей. История религий столь же долга, как и путь человечества. В разное время в разных странах по- своему шло развитие общества. Но повсюду люди рано или поздно приходили к общему для всех организованному поклонению высшим силам, к вере во многих богов или в единого Бога. Религия - спутник человека от первого мгновения жизни до конца. Она освящает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. Религии стали источником вдохновения для поэтов, скульпторов, архитекторов, драматургов. Жрецы, священники накапливали знания о природе и мироздании, о врачевании, сельских работах и многом другом. Так они закладывали основы наук.  

       К специфическим религиозным опорам христианского нравственного учения обычно относят, во-первых, признание Бога, творца нравственного миропорядка, во-вторых, идею бессмертия души и, в-третьих, веру в воздаяние.

               Величайшие ученые - с древности до наших дней - верят в Мировой Разум. И. Ньютон и А.Эйнштейн, М Ломоносов и В.Вернадский, Н.Коперник и Г.Мендель в науке, ее открытиях и гипотезах черпали чувство благоговения перед грандиозностью мироздания. Здесь один из истоков религии - основы духовного мира человека.

        В силу множества исторических и социальных причин церковь и культура в России оказались разлученными, невидимая стена разделяла их многие годы. Утрата духовных ориентиров, «духовный вакуум» привели к новым взглядам на духовно-нравственное воспитание.        Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

         Человек перестает быть человеком, если нравственные ценности уходят из его жизни. Через нравственное воспитание формируется личность человека. Воспитание нравственности происходит разными путями. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

      Но есть еще один источник, к которому обращается религия. Это тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе,  любовь  и ненависть, доброта и жестокость. И еще -  вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадежные мгновения жизни.  Религия объединяет область духовного (отсюда – духовенство) и область познания, и нравственности. Например, христианская добродетель смирения ярко проявлялась в эстетических представлениях («красота смирения» выразилась в храмовой архитектуре, иконописи, песнопениях, даже во внешнем облике верующего) и в вероучении. Люди часто на словах признают добродетель, в своем поведении чаще всего руководствуются другими мотивами – властолюбием, корыстью. Благородные следуют долгу, низкие знают одну выгоду. По этому поводу нравственное негодование и призыв к правде зафиксированы в египетских папирусах, в книгах Ветхого завета, в клинописных таблицах вавилонян. Добрые дела не должны совершаться в расчете на награду. Что побуждает людей следовать добру? Примером может служить древневавилонский диалог господина и раба «О смысле жизни».  Раб в связи с любым намерением господина находит доводы «за» и «против». Например, относительно намерения принести жертву Богу раб говорит: «Принеси! У человека, который приносит жертву своему богу, радостно сердце». Но господин продолжает сомневаться, и раб указывает ему альтернативу: «Не приноси! Разве ты думаешь, что научишь бога ходить за тобой подобно собаке..»

      Когда господин вознамерился оказать благодеяние людям и дать им зерна, раб с готовностью  приводит веские доводы в пользу этого намерения: «Дай! У человека, который дает продовольствие  своей стране, зерно его - доход и прибыль его огромна». Но зарождающиеся сомнения также получают подкрепление: «Не давай! Прибыль с твоего зерна они возьмут  у тебя и тебя же будут проклинать.

    Пройдись по развалинам древности и посмотри  на черепа людей, живших раньше и позже: кто из них был владыкой зла и кто из них был владыкой добра».

     Христианство разрешает эту проблему посредством воздаяния. Если бы воздавалось по заслугам, то только ради благ люди стали бы служить Богу.

       Религии выросли из древних верований людей. История религий столь же долга, как и путь человечества. В разное время в разных странах по- своему шло развитие общества. Но повсюду люди рано или поздно приходили к общему для всех организованному поклонению высшим силам, к вере во многих богов или в единого Бога. Религия - спутник человека от первого мгновения жизни до конца. Она освящает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. Религии стали источником вдохновения для поэтов, скульпторов, архитекторов, драматургов. Жрецы, священники накапливали знания о природе и мироздании, о врачевании, сельских работах и многом другом. Так они закладывали основы наук.  

       Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, педагогов дополнительного образования.

            Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

                    Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Важную роль в формировании духовно-нравственного воспитания играет краеведение. Анализируя работу преподавания истории в образовательном учреждении, можно прийти  к выводу, что учащиеся недостаточно много  знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город, который является его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах, и других исторических местах своего города. Эта работа ложится на плечи школы, и в частности, учителей истории и краеведения. Краеведение помогает приблизить к проблемному пониманию, к самостоятельной исследовательской работе.

       Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому своего края. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, способствует развитию толерантности, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

            В своей педагогической практике я активно использую краеведческий материал  как одну из действенных форм духовно- нравственного воспитания.

       

          В чем же состоит смысл жизни и что есть добро – главный вопрос нравственности и духовности. Смысл  жизни люди могут находить  в разном, кто в чем, однако высший  смысл существования человека и человеческого  общества один, духовно -нравственный. Он состоит в следовании добру. На этом пути человек чувствует и сознает, что он действительно живет. Дмитрий Карамазов накануне суда и грозящей ему каторги признается младшему брату в том, что наиболее мучителен для него вопрос о существовании бога и добродетели.

     «Ибо что такое добродетель? У меня одна добродетель, а у китайца  другая вещь, значит, относительная. Или нет? Или не относительная? Вопрос коварный! Ты не засмеешься, если я скажу, что две ночи не спал от этого. Я удивляюсь теперь только тому, как люди там живут и об этом ничего не думают. Суета!»

Молодой человек, Ракитин, для которого этот опрос несуществен, рекомендует Дмитрию: «Ты...  о расширении гражданских прав человека хлопочи лучше али хоть о том, чтобы цена на говядину не возвысилась; этим проще и ближе человечеству любовь окажешь…»

     Конечно, одни говорят, что экономика – это базис. Другие возражают: главное  - это вера, идеалы, нравственность. Без этого не решим или решим, но не так, как надо, и другие проблемы, в том числе экономические. Втянутые в повседневные дела, люди впадают   в нравственный тупик. Нужно какое-то потрясение , чтобы выйти из этого состояния. Дмитрия Карамазова после ареста по подозрению в убийстве отца духовно пробуждает сновидение. Он увидел погорельцев, матерей, просящих милостыню, плачущего ребенка.

      Речь идет об изменении  взгляда на мир и на себя. Сон заставил  Дмитрия очнуться от жизненной спячки. Внутреннее преображение расставляет все на свои места: уходят привычные «а что я могу», «а причем здесь я», «все впереди».

     В заключении можно сказать о том, что сложные проблемы не решить в одночасье. Главное для страны и человечества – это поиски новой духовно-нравственной ориентации. Иначе говоря, размышления о добре и зле при всей их кажущейся абстрактности являются непосредственно близкими к повседневной жизни с ее большими и малыми заботами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Публикация: "Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника....

Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника на уроках

Доклад на педагогический совет школы (по вопроснику)...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...