Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.
статья на тему

Омбоева Дарья Александровна

Публикация: "

Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Историческое значение каждого русского человека

                                    измеряется его заслугами перед Родиной,

    его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н. Г.Чернышевский.

Во все времена основой духовного единства российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы патриотического воспитания. Для многонациональных государств, к числу которых относится Россия, этот вопрос имеет исключительную значимость. Тогда как в последнее время среди подрастающего поколениянаблюдается ослабление патриотического духа, снижается уровень осознания идей российской государственности.

Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования гражданственности и духовности в личности.

К сожалению, современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.

Образовательный процесс готовит учащихся к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.  

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражданских, патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Таким образом, проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, направленной на  формирование гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.

Я преподаю свой предмет во второй ступени образования. Это 5, 6 и 8 классы, где предмет является базовым. На изучение предмета учебным планом отводится 2 часа в неделю. Но, несмотря на это, я столкнулась с рядом педагогических проблем, среди которых следующие.

Первая проблема – деидеологизация всех сфер общественной жизни. Следствием этого явилась ситуация духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями.

Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца ХХ века. И в XXI веке учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач. Это потребовало от меня пересмотра рабочих программ в части увеличения числа практических уроков, которые позволили моим ученикам сформировать императив гражданственности и патриотизма на основе усвоения значимости России в мировой истории, гордости за деяния соотечественников.

Вторая проблема заключается в том, что ни в одном из современных учебников истории не указаны праздники России – государственные и воинской славы. Такие праздники во многих странах являются святыми днями, вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школах.

Я считаю, что историческое наследие страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о его сохранении.

Поэтому формирование патриотической компетенции в школах необходимо для развития современных школьников, формирования у них активной нравственной и жизненной позиции. Они смогут оценивать события отечественной истории на основе личностной ценностной ориентации.

Третья проблема – в учебниках истории не просматриваются нравственная сторона поступка, поведения, события и факта. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

Например, историк С. М. Соловьев, писатель Ф. М. Достоевский, общественный деятель В. И. Ленин – всегда желали поражения России в войнах: Соловьев и Достоевский – в Крымскую 1853-1856 гг., Ленин – в Первую Мировую 1914-1918 гг. Невольно встает вопрос: патриоты ли они? Нравственны ли их поступки?

Если не думать об идеологических и других пристрастиях, то не трудно понять, что все они – истинные патриоты России. Достоевский, Соловьев и Ленин любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, то есть по-разному. Я считаю, что патриотическая компетенция включает в себя развитие толерантности, ответственности за свои поступки.

Проблема формирования патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.

Я считаю, что стержнем гражданственности является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину, чувствующей ответственность за нее, понимающей, что независимо от того, какое государство и какая власть находились на территории России - это временные категории, что есть вечная ценность - Родина с большой буквы: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Образ жизни в советской и постсоветской России / Под общ.ред. А. А. Возьмителя и Г. И. Осадчей.М.: Изд-во РГСУ, 2009 г.

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 г. Москва «О государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» /  Интернет-портал «Российской Газеты» 11 октября 2010 г.

3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007 г. №7.

4. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006 г. №9.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения». // М. Просвещение. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника на уроках

Доклад на педагогический совет школы (по вопроснику)...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...