Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя
статья на тему

Ольга Владимировна Воробьёва

Из опыта работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped.sovete.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя

    В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной.  Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, то в 90-е годы XX века всё было забыто и вызвало кризисные явления в этой сфере. Произошла ломка традиционных ценностей.  Исследования последних лет показывают, что современного школьника отличает больший рационализм, стремление как можно раньше составить проект своей жизни. Основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Рационализм сегодняшнего подростка заметно сказывается на формировании патриотических чувств, гражданского самосознания и поведения. Проблемы нравственности и духовности отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания всесторонне развитой личности.

    К счастью, наш Центр образования в трудные годы перемен, переоценки истории, смены идеологий  сумел сохранить одним из основных направлений своей работы духовно-нравственное воспитание учащихся.

    И, готовясь к этому выступлению, я просмотрела все материалы, чтобы отобрать наиболее значимые. Но сделать этого не смогла, потому что за эти годы класс участвовал в огромном  количестве мероприятий, и все они  несли, так или иначе, духовно-нравственную воспитательную функцию.  

    Это и первые уроки в День Знаний, и единые классные часы в Дни воинской славы России, в День Защитника Отечества, тематические классные часы, уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны,  мероприятия ко Дню Победы, возложение цветов к Вечному огню на Преображенском кладбище, различные военно-спортивные соревнования, военные сборы юношей, историко-краеведческая игра «Гвардия России», парады на Красной площади, фестивали и конкурсы, благотворительные акции и многое – многое другое. Я поняла, что объять необъятное не получается.

    Но в последний момент мне на глаза попались слова Президента РФ Дмитрия Медведева на встрече с ветеранами и представителями военно-патриотических организаций: «Чтобы люди были настоящими патриотами нашей страны, они должны быть активными, тот, кто лежит на диване, вряд ли будет истинным патриотом». Он призвал всех россиян активно путешествовать по своей стране. По словам Медведева, «это формирует личность: тот, кто знает свою страну, кто путешествует по ней, кто преодолевает какие-то препятствия, он в большей степени готов к защите Родины». «Причем не просто в Сочи на пляже лежать, что тоже, конечно, неплохо. Чем больше мы будем перемещаться по стране, находить новые уголки, тем лучше для того, чтобы мы развивались как хорошее полноценное современное государство».  

    Сказал он об этом в канун 9 мая прошлого года, а мы с детьми поняли уже давно, что лучшее средство узнать и полюбить свою Родину - путешествия по своей стране.

    За семь лет мы побывали в ее разных уголках: это и города Золотого Кольца России – Ярославль, Кострома, Углич, Мышкин, Мартыново, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, а также Дмитров, Можайск, Тула, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Нижний Новгород, Болдино, Семеново, Волгоград, Калининград, Санкт-Петербург и его окрестности, и даже почти наша родная Белоруссия с Брестом.  

    Ребята знакомились с достопримечательностями не только больших, но и малых городов, очень уютных и гостеприимных, хранящих  свою неповторимую историю. Ходили по тихим древним улочкам со множеством старинных зданий,

видели утопающие в зелени белокаменные храмы, свидетелей прошлого и настоящего. И через историю городов узнавали историю страны.    

    Мы посетили огромное количество музеев (от самых знаменитых, таких как Эрмитаж, до мало кому известных, например, Музей спасенных ценностей). Побывали в местах, где жили и творили наши великие писатели Толстой и Тургенев, Пушкин и Чехов. Познакомились с технологией изготовления народных промыслов – хохломской росписи, семеновской матрешки, богородской игрушки. Узнали, как делают пряники и самовары, увидели, как работает гончар и кузнец, посетили молочную и лошадиную фермы.

   Ребята старательно добывали янтарь на Балтийском побережье, знакомились с особенностями быта кацкарей, участвовали в интерактивных играх. Они видели уникальные природные объекты, старинные замки и дворцы, и даже резиденцию Деда Мороза.

    Эти  поездки  вдохновляли детей на творчество – они самостоятельно изготовляли куклы-обереги, расписывали матрешек, создавали богородскую игрушку, делали зарисовки тех мест, что произвели наибольшее впечатление, писали отзывы и сочиняли стихи. Например, вот такие:

Сколько на карте России точек и направлений разных,

И каждую часть истории таят в себе они.

Сколько людей, представляющих народы разнообразные,

От Владивостока до Москвы.

Как много культурных памятников на нашей земле русской,

Многие из которых пропитаны судьбою людской.

Всё это история, к которой мы прикоснувшись,

Чтим память о тех, кто из жизни ушел.

Ну, вот опять: рельсы, поезд и мы в пути,

Общение с друзьями…Что ждет нас впереди?

Дорога не близка, но нас не напугать,

Такие расстояния мы привыкли преодолевать.

    Расширение общего кругозора - один из важнейших результатов каждой поездки. Школьники узнают историю своей страны, посещая разнообразные музеи, знакомятся с русской культурой. Возвращаясь домой, ребята привозят с собой не только сувениры, но и  незабываемые впечатления от экскурсий, от совместных вечеров, проведенных в гостинице, от общения друг с другом. Но в поездках они общались не только с друзьями, но и с другими людьми и постепенно расширяли отношения – от отношений в классе до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

    Еще они привозят с собой фотографии, которые останутся памятными воспоминаниями о наших поездках. А самое удивительное – это то, какими довольными и счастливыми они выглядят на этих фотографиях!

    Чувства патриотизма, гражданственности, духовности и нравственности детям нельзя навязать, их надо постепенно воспитывать. Это требует постоянного внимания, искреннего, заин тересованного отношения и, разумеется, личного примера  самого учителя. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств  на все случаи жизни, требует постоянного поиска. Поэтому надо использовать разнообразные формы и методы воспитания. И, может быть, именно в таких поездках постепенно и незаметно в ребенке воспитывается уважение к памяти наших предков, патриотизм, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ.  Тогда ребенок вырастет разносторонним, увлекающимся человеком, способным оценить красоту нашей Родины, понять, как богата и интересна наша земля.

    И для меня нет ничего удивительного в том, что, отвечая на вопрос анкеты: «Хотели бы Вы родиться в другой стране?» 97 % опрошенных одиннадцатиклассников ответили: «Нет».  И это, несмотря на наличие в стране  большого количества экономических и социальных проблем.

Историю, друзья, не переделать

И не всегда ответ есть на вопрос,

Но можно стать и чище, и добрее

Узнав о месте, где родился ты и рос.

Добро и мудрость моде не подвластны,

Пускай проносится за веком век!

Без чувства к Родине, пусть малой, но прекрасной

Не станет человеком человек!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

из опыта использования метода игровых ситуаций...

Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя

Использование  инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:•      Метод эвристич...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и ос...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...