ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
материал

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

                                             

ДОКЛАД НА ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Докладчик : Хмыров Е.А.

Классный руководитель 8 б класса

2016 - 2017 учебный год

Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования. Всё больше совершенствуется, модернизируется, усложняется учебный процесс. Никогда ещё не было столько программ, конкурсов, проектов. Но, к сожалению, большинство этих нововведений ориентировано на общемировые стандарты: функциональную грамотность, компетентность и, как конечную цель, деловой успех, отодвигая на вторые позиции процесс привития общечеловеческих ценностей. Уже, в который раз, в истории Российского образования, нарушается баланс основных функций школы – обучения, воспитания и развития.

Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.

Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у подрастающего поколения россиян формировались бы духовность, нравственность, чувство гордости за славную историю Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями ГУМАНИЗМА, СОТРУДНИЧЕСТВА, ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.  

Цели воспитания:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения поставленных целей использую

ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТРУДОВУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНУЮ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ виды деятельности.

Руководствуюсь принципами:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВООБЩЕ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА В ЧАСТНОСТИ;

ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К НИМ.

В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив, дети, родители, а так же наше социальное окружение (сельская библиотека, сельский ДК).

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей

Любви к родине

Уважение к семье

Потребности в здоровом образе жизни

Осознания красоты

Трудолюбия

Бережного отношения к Земле

Культуры общения.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

Формы работы с учащимися

Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.

Творческая художественная деятельность детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.

Тематические вечера эстетической направленности.

Организация выставок.

Формы работы с родителями

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

«Роль семьи в воспитании личности»

«Вечные истины в семье»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности»

«Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений литературы и искусства»

«Как любить своих детей»

• Лекторий для родителей.

• День открытых дверей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

• Индивидуальные консультации

• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.

• Проведение совместных с детьми праздников.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса.
Мы активно принимаем участие в районных мероприятиях.
Являемся организаторами социально-значимых дел, акций.

В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:

Масленица

День птиц

Рождество

День земли

День матери

День семьи

Праздник славянской письменности.

неделя экологии, искусства, истории, иностранного языка, литературы

день творчества

конкурс юных мастеров художественного слова.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: «Пушкины и Гончаровы в Зарайске», «Семья – это то, что с тобою всегда», заочная экскурсия по местам боевой славы, акция «Георгиевская ленточка» и т.д., которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.

Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).

Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное оборудование.

Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. Этому способствуют походы по родному краю, экскурсии. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

из опыта использования метода игровых ситуаций...

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья.

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способу укрепления духовно-нравственного здоровья....

Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя

Использование  инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:•      Метод эвристич...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и ос...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...