Методическая разработка плана – конспекта экскурсии «Петровский Петербург»
план-конспект

Виноградова Лариса Вадимовна

Целью данной методической разработки является - формирование на практике знаний, о неразрывной связи культурного наследия Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жизни Петербурга в I половине XVIII века. Дать представление о начальном периоде становления города, о зодчих, заложивших основу новой столицы России как европейского города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_petrovskiy_peterburga.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана – конспекта экскурсии

«Петровский Петербург»

Возраст учащихся 7-15 лет, обучающихся  по дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по Петербургу».

  1. Цели и задачи экскурсии.

Цель:

- сформировать на практике знания, о неразрывной связи культурного наследие Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жизни Петербурга в I половине XVIII века.

Дать представление о начальном периоде становления города, о зодчих, заложивших основу новой столицы России как европейского города.

Дидактическая: создать условия для формирования навыков поведения в городе, как в музейном  пространстве.

Образовательные задачи:

  • познакомить с историей возникновения Санкт-Петербурга и личностью Петра I;
  • дать знания о возникновении Петропавловской крепости, первой площади Петербурга - Троицкой, первого правительственного учреждения – здания Двенадцати  коллегий, «Первоначальном дворце» - домике Петра I, первом музее – Кунсткамере и первом из поставленных в России памятниках – памятнике Петру I «Медный всадник»
  • дать знания о памятниках архитектуры, сохранившихся с петровского времени;
  • обучить распознавать архитектурный стиль «петровское барокко»;
  • научить ориентироваться по упрощенной карте - схеме города;
  • научить составлять творческие описания архитектурных памятников.

Развивающие задачи:

-развить память, внимание, речь, воображение;

- развить творческую активность обучающихся.

Воспитательные задачи:

-сформировать познавательный интерес к истории Санкт-Петербурга;

  • воспитать уважительное отношение к создателям культурных ценностей;
  •  воспитать нравственные чувства: гордость за свой город, чувство сопричастности к судьбе Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию; сформировать познавательный интерес к изучению культурного наследия Петербурга;

Тип занятия: автобусная экскурсия.

  1. Описание экскурсии и экскурсионного маршрута с указанием его основных характеристик:

- протяжённость маршрута 5 (пять) километров;

- количество остановок – 7;

- время проведения экскурсии  - 3 часа.

2. Схема маршрута

1. Петропавловская крепость => Домик Петра I => Троицкая площадь => Кунсткамера => Здание Двенадцати коллегий => Дворец А.Д. Меншикова => памятник Петру I.

Перемещение осуществляется на заказном автобусе от школы. Перед выездом в аудитории проводятся инструктажи:

Инструктаж по  охране труда  и техники безопасности;

Инструктаж по охране труда при перевозке обучающихся транспортными средствами;

Инструктаж по охране труда при проведении прогулок, экскурсий, выходов на пленер;

Инструктаж по охране труда по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Задания и вопросы для учащихся I года обучения, возраст 7-8 лет.

  1. Почему первоначально город был назван Санкт-Петербургом и что означает приставка «Санкт» в его названии?
  2. В честь кого была названа крепость, именуемая «Санк-Петербурх»?
  3. Почему дата 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года вошла в историю города как день его рождения?
  4. Почему Пётр I выбрал Заячий остров для строительства крепости?
  5. Сколько времени строилась Петропавловская крепость?
  6. Кто является архитектором Петропавловской крепости?
  7. Что такое бастионы, куртины? Их предназначение. Сколько тех и других  в Петропавловской крепости?
  8. Укажите на плане крепости Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков бастионы. Почему они так названы?
  9. Покажите на плане крепости Петровскую, Невскую, Екатерининскую, Васильевскую, Никольскую, Кронверкскую куртины. Почему они так названы?
  10.  Покажите Алексеевский, Иоанновский равелины, кронверк. Объясните их названия.
  11.  Как устроены крепостные стены, каковы их размеры.
  12.  Сколько ворот в крепости?  Какие из них главные?
  13.  Что является главным сооружением Петропавловской крепости?
  14.  Назовите архитектурные детали Петропавловского собора.
  15.  Кто соорудил шпиль Петропавловского собора?
  16.  Ангел на шпиле – хранитель Санкт-Петербурга. Что произошло с ним в 1830 году?
  17.   Как называлась и где находилась первая площадь Санкт-Петербурга?
  18.  Какая деревянная постройка на бывшей Троицкой площади сохранилась до наших дней?
  19.  Почему говорят и раньше говорили «домик Петра I», а не дом?
  20.  Что во внешнем облике домика указывает на то, кто  его владелец?

21. Что находилась в домике при жизни там Петра I?

22. Как назывался первый музей России? Где он располагался?

Задания и вопросы для учащихся II года обучения, возраст 9-10 лет.

1. Каким словом ПётрI любил называть свой молодой город? Что оно означало?

2. «И всплыл Петрополь, как тритон

По пояс в воду погружён…»

На каком основании А.С. Пушкин назвал город Петрополем?

  1. Какие здания, архитектурные сооружения на стрелке Васильевского острова являются символами Санкт-

Петербурга?

  1. Какие цели преследовал Пётр I, вступая в Северную войну?
  2. Рассказать о первых победах русской армии  в Северной войне. Взятие шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц.
  3. После завоевания какой крепости Пётр I сказал: «Зело жесток тот орех был, но всё же счастливо разгрызен»? Какое название царь дает этой крепости после завоевания? Как это название переводится?
  4. Почему Пётр I выбрал для основания крепости Заячий остров, а не какое-то другое место?
  5. Назовите этапы строительства Петропавловской крепости.
  6. Что было построено раньше: Петропавловский собор или его колокольня  и почему?
  7.  Какие постройки петровского времени сохранились в Петропавловской крепости? Рассказать о каждой из них.
  8.  Какие архитектурные памятники стиля раннего (петровского) барокко сохранились на Васильевском острове?
  9.  «Первоначальний дворец». Какое здание так именовал  Пётр I? Как оно выглядело?
  10.  Как шло развитие Санкт-Петербурга, куда неоднократно перемещался его центр?
  11.  Составить схему Троицкой площади, обозначив её объекты.
  12.  Сообщения «Троицкая площадь – административный и культурный центр новой столицы России».
  13.  Сообщения: «Кунсткамера как центр просвещения русского народа»; «Этапы строительства»; «Хронология пополнения и размещения коллекций»; «Готторпский глобус».
  14.  Сообщения: «Здание Двенадцати коллегий – последний шедевр  зодчего ДоменикоТрезини»; «Здание Двенадцати коллегий – центр новой системы государственного управления, созданной при Петре I».
  15.  Назвать архитектурные особенности стиля раннего (петровского) барокко Дворца Меншикова.
  16.  Сообщения: «Александр Данилович Меншиков – первый губернатор Санкт-Петербурга».
  17.   Кто был автором предшественника «Медного всадника» - конной статуи Петра I? Где она ныне находится?
  18.   Кто был автором «Медного всадника»,  как этот скульптор попал в Россию?

Задания и вопросы для учащихся III года обучения, возраст 11-12 лет.

  1. Путешественники, побывавшие в Петербурге в XVIII-XIX веках, называли его «Северным Римом» и «Северной Венецией». Что служило поводом к таким сравнениям?
  2. Какая историческая необходимость побудила Петра I основать город на берегах Невы?
  3. Какое место и значение имела и имеет Нева для градостроительства  (планировки, застройки, архитектурного облика) города?
  4. В каких музеях города развернуты выставки, посвященные «Северной войне»?
  5. За что артиллерийский капитан Пётр Михайлов (Пётр I) и поручик Меншиков в начале Северной войны были удостоены высшей награды – ордена Андрея Первозванного?
  6. В связи с каким событием в начале Северной войны появилась медаль с надписью «Небываемое бывает»?
  7. Назовите выдающихся архитекторов и градостроителей XVIII века, чьи работы сохранились до наших дней на стрелке Васильевского острова?
  8. Кому из выдающихся  зодчих не довелось увидеть в завершенном виде свои шедевры или присутствовать на их торжественном открытии?
  9. Когда на Васильевском острове появилась Площадь Трезини? Где жил зодчий во время своей работы в Санкт-Петербурге?
  10.  Кто автор памятника Доменико Трезини? Когда памятник был установлен? Какие известные вам архитектурные детали и инструменты использовали скульптор и архитектор при создании памятника?
  11. Когда и какой архитектурный стиль пришел на смену барокко, и какие три стадии прошёл он в своём развитии. Приведите примеры на основании архитектурных памятников Васильевского острова.
  12.  Каким образом шло сооружение Петропавловского собора, если оно было начато в 1712 году, а деревянную церковь разобрали только в 1719 году?
  13.  По каким поводам стреляли пушки Петропавловской крепости в царствование Петра I?
  14.  Когда на шпиль Петропавловского собора поднимались альпинисты и с какой целью?
  15. Когда и с какой целью около Петропавловского собора был сооружён каменный павильон, называемый «домиком дедушки русского флота». Где сейчас находится сам «дедушка» и какова его история?
  16.  Где стоял домик Петра I  при жизни царя? Сделайте его описание.
  17.  Какие детали Домика Петра I указывают на то, что он срублен не русскими плотниками?
  18.  Когда вокруг Домика Петра I была возведена  «особая постройка» в виде галереи? Как домик сохранялся в царствование Екатерины II? В каком году  над домиком появился каменный павильон, сохранившейся и поныне? Кто его архитектор?
  19.  Что экспонируется сейчас в домике Петра I?
  20.  Кто автор бюста Петра I, установленного возле его домика?
  21.  Почему первая площадь Петербурга называлась Троицкой?
  22.  Как выглядела Троицкая площадь в годы царствования Петра I?
  23.  Где от имени Сената Пётр I был провозглашён Императором, отцом Отечества, Петром Великим?
  24.  Сделать сообщение «Троицкая площадь – центр духовной и светской жизни Санкт-Петербурга при Петре I».
  25.  Сообщение на тему: «Городское хозяйство новой столицы России в царствование Петра I».
  26.  Почему, называя авторов памятника Петру I на Сенатской площади, приводят три фамилии: Этьен Фальконе,

Мария-Анна Колло, Емельян Хайлов?  Расскажите о вкладе каждого в создание этого шедевра.

  1.  Свидетелем каких исторических событий был «Медный всадник»?
  2.  Как воспринимался «Медный всадник» жителями Петербурга XIX века?

Задания и вопросы для учащихся IV года обучения, возраст 13-15 лет.

  1. Какие картины жизни и быта Петербурга петровского времени вы можете представить себе, рассматривая старинные гравюры («Троицкая площадь на Городском острове». 1716 г. Гравюра А.Ростовцева; «Петербург. 1727 г.» Гравюра А.Ф. Зубова; «Васильевский остров. 1714 г.» Гравюра А.Ф. Зубова.
  2. Составьте антологию “ «Медный всадник» в русской поэзии”.
  3. Напишите рассказ по рисунку А.П. Давыдова об открытии памятника Петру I, названному впоследствии «Медный всадник».
  4. Сделать доклад или презентацию по темам:

*«Петропавловская крепость»;

* Троицкая площадь:

*«Кунсткамера»;

*«Домик Петра I»;

*«Медный всадник».

  1. Составить портфолио с портретами выдающихся архитекторов  XVIII века.  
  2. По выбору сделать творческое сообщение об архитекторах, скульпторах, исторических деятелях XVIII века.

План  экскурсии:

Остановка, объект

Местонахождение остановки, объекта

Время

Ход содержания экскурсии

Деятельность учащихся

Организационный сбор

В школе или в автобусе

10 мин.

Педагог напоминает учащимся о необходимости соблюдать правила поведения на экскурсии, задает вопросы, касающиеся инструкции 043-216 по проведению занятий, прогулок, экскурсий, выходов на пленэр.

Отвечают на вопросы педагога по правилам поведения на экскурсии

1-я остановка.  

Петропавловская крепость

15 мин.

15 мин.

Вступление.

Педагог рассказывает о необходимости России выхода к Балтийскому морю, возвращения приневских земель, ранее принадлежавших Великому Новгороду, но   утраченных для России по Столбовскому мирному договору 1617 года и с тех пор принадлежавших Шведскому королевству. Начало Северной войны. Завоевание шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц. Основание крепости Санкт-Питербурх»

 Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы, задаваемые педагогом по ходу его рассказа о крепости:

  1. В ходе каких исторических событий был основан Санкт-Петербург?
  2. Какую дату принято считать датой основания города на Неве?
  3. Когда и по проекту какого фортификатора была построена первая крепость на Заячьем острове? Какое имя она получила?
  4. Когда и по проекту какого фортификатора и архитектора была возведена каменная Петропавловская крепость?
  5. Чем петропавловская крепость  отличается от первых русских крепостей?

2-я остановка. Домик Петра I.

Петровская набережная, Домик Петра I

15 мин.

Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Когда был построен дом Петра I со стенами, раскрашенными под кирпич на голландский манер?
  2. Какие украшения напоминали о том, что этот дом - жилище «бомбардира Преображенского полка»  Петра Алексеева?  
  3. Каким образом удалось сохранить эту единственную деревянную постройку, ровесницу нашего города?

3-я остановка.

Троицкая площадь

Троицкая площадь

15 мин.

Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Благодаря какому событию, состоявшемуся  1 октября 1703 года, первая площадь города получила своё название?
  2. Что располагалось на

Троицкой  площади в петровское время?

  1. Какое событие произошло в Троицком соборе 30 октября 1721 года?
  2. В честь какого события была выбита медаль «Навигация на Балтийском море утверждена»?

4-я остановка

Кунсткамера

Университетская набережная,

Кунсткамера

15 мин.

Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Назовите архитекторов,

строивших здание Кунсткамеры.

  1. Какие научные учреждения располагались в этом здании в XVIII веке?
  2. Какие цели преследовал Пётр I, открывая первый музей России?
  3. Назовите адреса, где располагалась коллекция Петра I, до того, как для неё было построено специальное здание?
  4. В 1830 году коллекцию кунсткамеры разделили на четыре музея, где они находятся и сейчас. Назовите эти музеи.

5-я остановка

Здание Двенадцати коллегий

Менделеевская линия Васильевского острова

15 мин.

Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Назовите адреса, где размещалось правительство в петровское время?
  2. Почему именно Доменико Трезини стал строить это здание?
  3. Назовите использованные в здании архитектурные детали «петровского барокко».
  4. Какие учреждения занимали это здание до настоящего времени?

6-я остановка

Дворец Меншикова

Университетская набережная, Дворец Меншикова

15 мин.

Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. В каком архитектурном стиле построен Меншиковский дворец?
  2. Назовите архитектурные детали стиля «петровское барокко», использованные в этом здании?
  3. Как выглядел дворец в годы жизни там Меншикова?
  4. Что располагалось в этом дворце после опалы Меншикова?

7-я остановка

Памятник Петру I «Медный всадник»

Сенатская площадь,

памятник Петру I «Медный всадник»

15 мин.

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Идея скульптора, воплощенная в образе Петра I.
  2. Где был найден камень для пьедестала, как его доставили в Петербург?
  3. Какие скульпторы еще принимали участие в создании памятника?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".

        Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Методическая разработка плана-конспекта урока по ОБЖ для 11 класса «Исполнение обязанностей военной службы»

Методическая разработка  плана-конспекта урока по ОБЖ для 11  класса  «Исполнение обязанностей военной службы» разработана по учебнику ОБЖ  под редакцией Ю.Л. Воробьева, Москва-200...

Методическая разработка: " План-конспект урока по английскому языку в 9 классе, тема: "People and jobs"

Данный урок разработан на основе УМК "ENTERPRISE video activity book" . Авторы : Virginia Evans - Jenny Dooley. Целями урока явлюятся отработка и закрепление лексики, связанной с профессиями , а также...

Методическая разработка, план-конспект урока, тема "Educational Institutions".

Данная презентация помогает добавить страноведческий аспект в тему "Education". Предназаначена для учащихся 6-7 класса. Последние слайды содержат вопросы для проверки понимания темы слушателями и закр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЭКСКУРСИИ «ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТЕРБУРГА»

Данные методические рекомендации разработаны к дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие по Петербурга», могут быть включены в учебно-методический комплекс образовательных прог...