ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К ГАРМОНИИ»
рабочая программа

Чуйко Татьяна Сергеевна

Программа «От движения к гармонии» разработана для участников  творческого объединения современного танца «Фреш». Данная программа является модифицированной и  рассчитана на детей, разных по уровню умений вне зависимости от природных способностей, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией, не имеющих проблем со здоровьем и ограничений на двигательную деятельность. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_dvizheniya_k_garmonii.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Рассмотрена на заседании

методического совета

МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

(протокол от 01.09.2018 г. № 1)

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

        ________________ М.Г. Крылосова

        Приказ № 38 от      01.09.2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

        

«ОТ ДВИЖЕНИЯ К ГАРМОНИИ»

Срок реализации: 9 лет

Возраст обучающихся: 5 - 16 лет

Автор-составитель: Чуйко Т.С.,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2018 год


Структура программы

I. Пояснительная записка                                                                                 3

II.Учебно-тематический план по годам занятий                                                         7

III. Содержание программы «Солнечные зайчики»                                                 8

IV. Содержание программы «В ритме танца»                                                       11

V. Содержание программы «Искусство танца»                                                       19

VI. Содержание раздела: история танца                                                               25

VII. Содержание раздела: искусство балетмейстера                                               25

VIII. Содержание раздела: система творческих заданий                                               25

IX . Предполагаемая система оценки результативности обучения                               29

X.   Условия реализации программы                                                               30

XI. Методическое обеспечение программы                                                       30

XII. Использованная   литература                                                                       33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.

Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и  выносливость, гармоничное телосложение.

Программа «От движения к гармонии» разработана для участников  хореографического коллектива «Фреш». Данная программа является модифицированной и  рассчитана на детей, разных по уровню умений вне зависимости от природных способностей, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией, не имеющих проблем со здоровьем и ограничений на двигательную деятельность. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.

Актуальность данной программы заключается в том, что в условиях большого города педагоги, работающие с танцевальными коллективами, имеют возможность выбирать жанры и направления танцевального искусства, что даёт возможность добиваться более высоких результатов. А в условиях небольшого поселения при наличии одного хореографического коллектива задачи хореографа усложняются: встает вопрос конкурентоспособности при поездках на конкурсы и фестивали; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:

- к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);

- к современной хореографии, как к виду танца, который позволяет более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.

Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.

Классический танец – это главная система выразительных средств балетного искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет «классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.

Современная хореография – динамичная развивающаяся система, включающая в себя технику джаз-модерн и такие новые направления как contemporary и  street dancе. Она создаёт  достаточную свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать свой выразительный язык движений. Занятия джаз-модерн танцем способствуют не только физическому развитию детей, но и создают возможность для творческой самореализации личности, так как танец позволяет создавать свою собственную философию, даёт возможность представить свой взгляд на мир. В связи с тем, что в современной хореографии  нет достаточно выработанной обучающей программы, то за основу взята методика преподавания известного педагога модерн-джаз танца В. Никитина и информация, полученная на мастер-классах.

Кроме этих основных разделов программа включает в себя разделы «Ритмика», «Постановочная  и индивидуальная работа», «История танца», «Искусство балетмейстера», раздел творческих заданий на развитие творческой свободы детей - курс актерского мастерства. Последние разделы являются дополнительными в случае, если класс очень продвинутый и хорошо подготовленный.

Характерными особенностями данной программы являются достижения  максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и методов обучения:

-  мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов;

-  применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и развития креативности;  

- презентации самостоятельных работ учащихся – творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.

Эти особенности определют новизну программы.

Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Основными задачами  педагогической деятельности данной программы являются:

1. Образовательные:  

  • сформировать практические умения и навыки;
  • дать определенные теоретические знания;
  • научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
  • научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
  1. Воспитательные:

-  воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

  • создать дружный коллектив;
  • сформировать нравственную культуру;
  • выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации.

3.   Развивающие:

  • приобщить детей к танцевальному искусству;
  • сформировать определенную эстетическую  танцевальную культуру;

- развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;

-   сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе к национальным, правильно их оценивать в собственном сознании;

-     развить нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;  

  • укрепить  здоровье и развить физическую выносливость.

Программа «От движения к гармонии» предназначена для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Состав ансамбля в каждом учебном году, в основном, постоянный, набор детей раз в два года свободный, в возрасте от 5 до 7 лет -  воспитанников выпускных групп детских садов и учащихся 1-2 классов. Данная программа состоит из трех отдельных этапов (подпрограмм) с общим сроком реализации 9 лет. Первые два этапа могут быть полностью самостоятельными.

1. Программа «Солнечные зайчики» - первый этап обучения (начальный или подготовительный), рассчитан на два года обучения. Программа включает в себя раздел «Ритмика» и имеет ознакомительный и общеразвивающий характер обучения,  построена на здоровьесберегающих технологиях и игровой форме обучения с применением ритмопластики.

2. Программа  «В ритме танца» - базовая, рассчитана на пять лет обучения. На данном уровне обучения возможен дополнительный набор в группу в связи с тем, что начинается изучение основного раздела «Классический танец» и, в последующем, раздела «Современный танец». В процессе занятий дети получают определенные навыки на уровне их применения, а также в их сознании фомируется представление о хореографическом искусстве.

3. Программа «Искусство танца» - творческая, рассчитана на два года обучения. Продолжается изучение раздела «Современная хореография». Это продвинутый уровень, формируется осознание творческой свободы. «Искусство танца» может быть только продолжением первых двух этапов.

Предполагаемые возрастные группы:

- начальный уровень: подготовительная - 5-6 лет (1-2 год обучения)

- базовый уровень: младшая  - 7 -10 лет (3-5 год обучения)

                        средняя  - 11-13 лет (5-6 год обучения)

- творческий уровень:  старшая - 14-16 лет (7-9 год учения).

Отличительной особенностью данной образовательной программы, в связи с изучением разных направлений танца, является ее комплексность и мобильность. По возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития. Если отдельные учащиеся легко овладевают учебной программой, то у них есть возможность освоить последующие этапы обучения, и, наоборот, если не справляются, не смотря на все усилия и дополнительные занятия (возможно, из-за отсутствия природных данных или по состоянию здоровья), меняется круг интересов ребенка или увеличивается нагрузка в школе, то всегда есть возможность закончить обучение на определенном этапе. По окончании каждого этапа выдается сертификат об обучении.

Образовательная программа предполагает групповую, индивидуальную, коллективную и фронтальную формы занятий.

Количество занятий и учебных часов в неделю:

- подготовительный уровень (1-ый год занятий) – 1 раз в неделю по 1 часу;

                              (2-ой год занятий) – 1 раз в неделю по 1 часу;

- базовый уровень           (3,4,5,6,7-ой год занятий) – 2 раза в неделю по 2 часа;

 - творческий уровень     (8-ой год занятий)  – 3 раза в неделю по 2 часа;

                                          (9-ый год занятий)  – 4 раза в неделю по 2 часа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Общественно-значимые результаты: в процессе обучения будет создано творческое содружество детей с преемственностью его участников; повысится престиж ансамбля у родителей, общественности, специалистов; будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся в ансамбле детей: призовые места в фестивалях и конкурсах минимум по одному в учебный год на каждом уровне.

Личностные результаты: в результате обучения по программе учащиеся будут иметь представление о хореографическом искусстве; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной  программы; научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях; приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру; научаться самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).

У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется  готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности (мониторинг поступаемости в вузы и колледжи учащихся, освоивших полный курс обучения максимального срока реализации программы «От движения к гармонии»); сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться  здоровье и физическая выносливость.

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «От движения к гармонии» предполагаются открытые занятия, зачёты, контрольные занятия, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года будет проводиться отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные результаты.

        Реализация программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; постепенность развития природных данных учащихся; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Название  разделов

Подпрограммы

Всего

«Солнечные зайчики»

«В ритме танца»

«Искусство танца»

Годы занятий

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

1

2

2

2

2

2

4

4

20

2.

Ритмика

а) постановка корпуса;

б) развитие чувства ритма;

в) ориентация в пространстве;

г) танцевальные элементы;

д) par terre.

21

4

2

2

3

10

21

4

2

2

3

10

38

4

3

3

6

22

38

4

3

3

6

22

38

4

3

3

6

22

38

4

3

3

6

22

38

4

3

3

6

22

232

28

19

19

36

130

3.

Классический танец

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

42

40

2

42

40

2

42

40

2

42

40

2

42

40

2

54

52

2

64

62

2

328

314

14

4.

Современная хореография.

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

40

36

4

40

36

4

40

36

4

40

36

4

40

36

4

56

52

4

74

72

2

330

304

6

5.

История танца

2

2

2

2

2

4

4

14

6.

Искусство балетмейстера

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

22

20

2

22

20

2

7.

Система творческих заданий

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36

8.

Постановочная  и индивидуальная работа

6

6

6

6

6

6

6

64

86

192

9.

Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера

4

4

8

8

8

8

8

6

6

60

10.

Резерв

24

24

48

Всего:

36

36

144

144

144

144

144

216

288

1296

Программа «Солнечные зайчики»

(начальный или подготовительный этап обучения)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, название тем

I год обучения

II год обучения

        Количество часов

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Ритмика

а) постановка корпуса;

б) развитие чувства ритма;

в) ориентация в пространстве;

г) танцевальные элементы;

д) par terre.

22

4

2

2

3

11

22

4

2

2

3

11

3.

Система творческих заданий

4

4

4.

Постановочная  и индивидуальная работа

6

6

5.

Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера

4

4

Всего:

36

36

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ: РИТМИКА

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

         Методические рекомендации. В танцевальном коллективе любого статуса и уровня, имеющем некоторую обучающую базу, желательно приступать к занятиям не позже 6-7 лет. Раннее знакомство детей с хореграфией помогает избежать насилия над физическими и психическими данными детей. Происходит адаптация учебного материала к возможностям учащегося и выравнивание способностей детей. Важно добиваться естественности и устранять напряжение в поведении детей при изучении материала, приучать их к нормальной реакции на замечания по поводу ошибок. Воспитание толерантности приучает их к правильной оценке чужих ошибок.

Ритмика – основная часть занятий на подготовительном этапе обучения детей танцу. Это сочетание различных движений, ритмических упражнений и музыки. На занятиях ритмикой у детей в игровой форме развивается элементарная координация, чувство ритма и активная эмоциональная реакция на музыку. Шаги, бег, прыжки готовят тело к более сложным движениям. Танцевальные комбинации и этюды должны носить светлые и жизнерадостные мотивы. Для развития чувства ритма могут использовать приемы ритмопластики.

Основными задачами первого года обучения являются:

- развитие координации, чувства ритма (простые ритмические рисунки), умения ориентироваться в хореографической фразе, двигательной памяти и внимания.

Важным является изучение первоначальных упражнений для усвоения принятых в танцевальном искусстве постановки корпуса, рук, ног и головы;

- воспитание умения выпрямлять конечности и  позвоночник в прямую линию;

 - ознакомление с точками деления танцевального класса.

  1. Работа над постановкой корпуса

Изучение позиций ног: VI, I, II.

Изучение положений рук: на поясе, варианты простых por de bras с вытянутыми руками.

Постановка спины:

а) упражнения на ассоциациях (“солдатик”, “столбик” и т.д.);

б) работа с предметами  (палка, скакалка).

Упражнения на натянутость ног и постановку спины:

а) вattmant tendu вперёд по VI позиции;

б) ходьба с носочка на п/п, на пятках, шаг с высоким подъёмом ног с сокращением стопы в воздухе.

2. Работа над развитием чувства ритма

Упражнения на развитие чувства ритма и определение законченности музыкальных фраз:

а) разучивание различных стихов и считалок с ударением на сильную долю при работе под музыку;

б) всевозможные ритмические рисунки с хлопками и притопами на разные музыкальные доли, на начало и конец музыкальной фразы.

3. Работа над умением ориентироваться в пространстве:

а) деление зала по точкам;

б) умение держать линию, колонну;

в) соблюдать интервалы, строить круг;

г) соблюдать интервалы во время движения;

д) знать своё место в зале.

4. Танцевальные элементы:

а) бег;

б) прыжки по VI позиции;

в) приставной шаг;

г) приставной шаг с plie;

д) вынос ноги на каблук в сторону;

е) притоп;

ж) подскоки на месте и в  продвижении;

д) галоп.  

5. Par terre:

а) постановка спины (работа с палочками);

б) работа стоп;

в) упражнения  на натянутость ног;

г) растяжка;

д) упражнения на гибкость;

е) профилактика сколиоза (упражнения на растягивание позвоночника).

РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА

 

Разучиваются простые танцевально-ритмические комбинации и танцевальные этюды на основе пройденных движений. Музыкальное сопровождение должно соответствовать детской тематике и иметь четко выраженное квадратное построение.

В конце первогогода обучения дети будут:

- иметь представление о двигательных функциях тела;

- иметь простые навыки двигательной координации и памяти;

- знать понятие «ритм»;

- знать понятия «вступление», «начало», «конец» хореографического предложения;

- уметь ориентироваться в танцевальном зале;

- иметь навыки исполнения простых комбинаций.

II  ГОД ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ: РИТМИКА

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

Задачами второго года обучения являются:

- продолжить работу над осанкой, координацией, чувством ритма и развитием двигательной памяти;

- уделять больше внимания развитию музыкальности, пластичности движения, эмоциональности выражения движения;

- начать работу над выворотностью и танцевальностью.;

- изучить сценическое пространство и сценическую культуру.

1. Работа над постановкой корпуса:

Изучение III  позиции ног.

Изучение положение рук: «за юбочки» (девочки).

Постановка спины: продолжение работы с предметами.

2. Работа над развитием чувства ритма:

Упражнения на развитие чувства ритма:

а) сочетание хлопков и притопов;

б) сочетание прыжков и шагов.

3. Работа над умением ориентировать в пространстве:

Сочетание упражнений на натянутость ног и перемещений в пространстве:

а) варианты ходьбы по диагонали, по кругу;

б) танцевальные движения на месте и в продвижении по залу в различных направлениях.

Движения в пространстве:

а) прочёсы;

б) змейка;

в) до за до.

Положение в паре:

а) в продвижении по кругу;

б) по диагонали;

в) лицом друг к другу.

4. Танцевальные элементы:

а) шаг с plie;

б) double шаг с plie;

в) pas полонеза;

г) pas польки.

        5. Par terre:  в положении сидя (руки на поясе) и лёжа на полу:

а) работа над спиной;

б) работа стоп по позициям ног;

в) упражнения на натянутость ног;

г) упражнения на развитие выворотности;

д) растяжка;

е) упражнения на развитие гибкости;

ж) упражнения на растягивание позвоночника.

РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА

Разучиваются танцевальные комбинации и этюды на взаимодействие. Танцевальные номера ставятся на основе пройденных танцевальных движений. Музыкальный материал: эстрадная, народная музыка в соответствующей обработке для данного возраста, квадратное построение музыкальных фраз. При продвинутом классе возможна постановка полонеза с простым рисунком.

В конце второго года обучения дети будут:

- владеть навыками постановки корпуса (держать осанку);

- иметь простые навыки комбинированных движений;

- знать простые музыкальные размеры 2\4,3\4,4\4 и владеть римическим рисунком исполнения движений;

- уметь ориентироваться на сценической площадке;

- иметь представление о сценической культуре;

- уметь самостоятельно создавать эмоционально-двигательный образ.

Программа «В ритме танца»

 (базовая) 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Название  разделов

Годы занятий

III

IV

V

VI

VII

Количество часов

1.

Вводные занятия

2

4

4

4

4

2.

Ритмика

а) постановка корпуса;

б) развитие чувства ритма;

в) ориентация в пространстве;

г) танцевальные элементы;

д) par terre.

38

4

3

3

6

22

8

8

3.

Классический танец

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

42

40

2

56

52

4

66

62

4

66

62

2

66

62

2

4.

Современный танец

40

50

60

60

60

5.

История танца

2

2

4

4

4

6.

Система творческих заданий

4

8

8

8

8

7.

Постановочная  и индивидуальная работа

8

52

52

52

56

8.

Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера

8

8

8

8

8

9.

Резерв

28

24

24

24

Всего:

144

216

216

216

216

ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ: РИТМИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Данный этап обучения базирется на системе классического тренажа. Поэтому ритмика здесь представлена только упражнениями на полу (par terre). Основными задачами занятий являются: развитие натянутости ног, выворотности, возможность прочувствовать эти моменты при работе у станка.

PAR TERRE

  1. Постановка спины:

а) работа головы при подтянутой спине в положении сидя;

б) работа стоп в этом же положении.

  1. Выворотная позиция ног:

а) при натянутой и сокращённой стопе;

б) варианты battment tendus jetes.

  1. Работа над выворотностью.

а)  passses;

      б)  releves;

      в) developpes.

  1. Работа над силой ног: grand battments во всех направлениях.
  2. Растяжки.
  3. Упражнения на гибкость.

В упражнения на полу могут включаться  проученные позиции рук для различных

port de bras.

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

 

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации. Программой по предмету «Классический танец» предусмотрены как практические, так и теоретические занятия. Эта дисциплина вводится в обучение после того как освоены простые танцевальные элементы и выработана элементарная координация движений, натянутость ног и постановка спины. Но этот этап обучения может существовать самостоятельно, так как предполагает начало совершенно нового курса «Классический танец». Программа содержит максимум материалов для занятий в коллективе со спецификой, описанной выше. Педагог имеет право по своему усмотрению перенести изучение движений, освоение которых окажется недоступно данному составу учащихся на следующий год или вовсе исключить их. Последовательность построения урока и чередование упражнений в нем не должны представлять из себя застывшую схему. Очень важен темп, правильность выстраивания урока и его техническое развитие для достижения максимальной нагрузки в упражнениях. Это способствует дальнейшему укреплению мышц и помогает избегать травм.

Основными задачами првого года обучения  являются: постановка корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Правильная постановка корпуса необходима для исполнения всех движений классического танца. Хорошо поставленный корпус вырабатывает красивую осанку, приучает к подтянутости и собранности мышц живота, спины, ягодиц.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV  
  2. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (вначале изучаются на середине зала при неполной выворотности ног).
  3. Demi – plies: I, II, III, V, IV позиции.
  4. Battements tendus в сторону, вперёд, назад(сначала на 4 т 4/4, позже на 1 т. 4/4):

    а) по I позиции;

    б) demi – plies по I позиции;

    в) по V позиции;

    г) demi – plies по V  позиции;

    д) passe par terre по I позиции.

  1. Понятие  направлений en dehors en dedans .
  2. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
  3. Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга.
  4. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка  к battements   tendus jetes.
  5. Положение ноги sur le cou – de – pied основное и  условное спереди и сзади.
  6. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
  7. Battements releves lents на 90 градусов с I и V позиций в сторону, вперёд и назад.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
  2. Поклон по I позиции.
  3. Demi – plies по  I, II, III, V, IV позиция en face.
  4. Battements tendus в сторону, вперёд, назад:  

 а) по I позиции;

 б) demi – plies по I позиции.

  1. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
  2. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад по I  позиции.
  3. I port de bras.

AIIEGRO

  1. Трамплинные прыжки по VI, I, II позициям.
  2. Temps saute по I, II  на середине,  V позиции лицом к палке.
  3. Changement de pied по V позиции лицом к палке.

Теоретические занятия

1. Терминология.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами второго года обучения являются: продолжение работы над постановкой корпуса, освоение основных движений классического тренажа у станка и на середине зала, работа над выворотностью и натянутостью ног. Вводится положение epaulement croise et efface на середине зала.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Grand plies по I, II, III и V позициям.
  2. Battements tendus  на 1 т. 2/4:

а) por le pied во II  позиции;

      б) с demi – plie без перехода и с переходом во II  позиции;

     в) plie- soutenus по V позиции

3.   Battements   tendus jetes в сторону, вперёд, назад:

      а) по I и V позициям;

      б) piqus.

  1. Preparation для rond de jambe par terre en dehors en dedans.
  2. Rond de jambe par terre en dehors en dedans:

а) слитно на 1 т. 4/4;

      б)  demi – rond de jambe par terre на plie.

  1. Battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол, позднее на 45 градусов.
  2. Подготовка к rond de jambe en lier (движение ноги по прямой от себя, к себе).
  3. Battements frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол, позднее на 45 градусов.
  4. Petits battements sur le cou – de – pied без акцента.
  5. Crand battements jetes в сторону, вперёд, назад с I и V позиций.
  6.  Battement retires, положение passe у колена.
  7. Battement developpe в сторону.
  8. Releve на п/п по V позиции с вытянутых ног и с demi – plie.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Demi – plies по V и IV позициям epaulement.
  2. Grand plies по I, II en face, по V  позиции en face et epaulement.
  3. Battements tendus:

а) по V позиции в сторону, вперёд, назад;

б) demi – plie по V позиции;

в) c plie soutenus.

  1. Battements releves lents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка  к battements  tendus jetes по V позиции.
  2. Rond de jambe par terre en dehors en dedans по ¼ круга.
  3. Preparation для rond de jambe par terre en dehors en dedans.
  4. Battements frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол.
  5. Положение epaulement  croise et effase.
  6. Позы croise et effase носком в пол.
  7. II port de bras.
  8. Crand battements jetes в сторону, вперёд, назад с I позиции.
  1. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
  2. Pas польки.

AIIEGRO

  1. Temps saute по V  позиции  на середине.
  2. Changement de pied на середине.
  3. Pas echappe по II  позиции лицом к палке.

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

ПЯТЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

III ГОД ОБУЧЕНИЯ  

На третьем году обучения также продолжается работа над постановкой корпуса и овладением движений классического тренажа. Для развития силы ног увеличивается количество упражнений. Продолжается разучивание поз на середине зала.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Grand plie по IV позиции.
  2. Battements tendus:  

а)   в позе epaulement  et efface;

      б)  с demi – plie  с переходом по IV позиции вперёд и назад, в сторону по II  позиции.

      в)  battements soutenus в  сторону, вперёд, назад носком в пол.  

3.   Battements   tendus jetes в сторону, вперёд, назад:

      а)   с demi – plie;

      б)  в позе epaulement  et efface.                                                                                                                            

  1. Rond de jambe par terre en dehors en dedans:

     а) слитно на 1 т. 2/4;

      б) rond de jambe par terre на plie.

  1. Demi rond de jambe  на 45 градусов en dehors en dedans на всей стопе (по усмотрению педагога).
  2. Battements fondus c pile – releve в сторону, вперёд, назад на всей стопе (по усмотрению педагога).
  3. Rond de jambe en lier en dehors en dedans.
  4. Battements doubles frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол, позднее на 45 градусов.
  5. Petits battements sur le cou – de – pied с акцентом вперёд и назад на 1 т. 2/4.
  1. Battement developpe вперёд и назад.
  2. Crand battements jetes pointes (по усмотрению педагога).
  3. Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1. Поклон с переходом по IV  позиции.

2. Grand plies по IV позиции en face, позднее  epaulement.

3. Battements tendus:

а) demi – plie по II и IV позициям без перехода и с переходом на опорную ногу;

б) battements soutenus.

4. Battements   tendus jetes в сторону, вперёд, назад:

а)    с I и V позиций;

б)    с demi – plies в I  и V позиций.

5. Rond de jambe par terre en dehors en dedans  на 1 т. 4/4 слитно.

6. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans на plie.

7. Позы: ecartee  вперёд и назад носком в пол.

  1. III port de bras.
  2. Battements fondus носком в пол, позже на 45 градусов.
  3. Battements frappes и double frappes  на 45 градусов.
  4. Battement developpe в строну.
  5. Crand battements jetes в сторону, вперёд, назад с V  позиции.
  6. Releves на п/п по V позиции с вытянутых ног и с demi – plie.

AIIEGRO

  1. Pas echappe по II  позиции на середине лицом к станку.
  2. Pas assemble лицом к станку.

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

ШЕСТОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

IV  ГОД ОБУЧЕНИЯ  

Основными задачами этого года обучения являются: развитие силы ног путём введения полупальцев в экзерсисе у станка, развитие устойчивости, усвоение техники упражнений в  более быстром темпе. В упражнениях у станка и на середине зала всё чаще используются позы, продолжается разучивание поз на середине зала. Начало некоторых упражнений переводится на затакт.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Battements tendus:

а)  в маленьких позах на ¼ и затакт;

     б) battements sotenus  в сторону, вперёд, назад с подъмом на п/п носком в пол на 1 т. 4/4.

  1. Battements   tendus jetes(на ¼ и затакт):

      а)   balancoir;

      б)  в маленьких позах.

  1. Demi rond de jambe et demi rond de jambe на 45 градусов en dehors en dedans на всей стопе.
  2. Battements fondus (сначало на 1 т. 4/4, позднее на 1 т. 2/4):

     а) на п/п;

     б) c pile – releve.

5.  Battements frappes и  doubles frappes – чередование на всей стопе и на п/п на 1 т. 2/4.

  1. Rond de jambe en lier en dehors en dedans на п/п, на 1 т. 2/4.
  2. Petits battements sur le cou – de – pied с акцентом вперёд и назад на ¼.
  3. Temps releves на всей стопе сначало лицом к палке, позднее за одну руку (1 т 4/4).
  4. Pas coupe на всю стопу.
  5. Pas tombe.
  6. Battements releles lents на 90 градусов в больших позах: efface, atitude efface.

12. Battement developpe в больших позах.

  1. Crand battements jetes (на затакт, на ¼):

а) в большой позе efface;

б) pointes.

  1. I и III port de bras как заключение к различным упражнениям; позже, изученные port de bras могут исполняться с ногой, вытянутой на носок в сторону, вперёд и назад; III port de bras с demi – plie на опорной ноге.
  2. Releve на п/п в IV  позиции.
  3. Полуповороты на п/п en dehors en dedans на двух ногах.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

      Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением поз.

  1. Battements tendus в маленьких позах.

2.   Battements   tendus jetes  в маленьких позах.

3.   Rond de jambe par terre en dehors en dedans  на demi – plie.

4.   Battements fondus носком в пол, позже на 45 градусов в маленькие позы.

5.   Battements frappes и double frappes  носком в пол, позже на 45 градусов в маленькие позы.

  1. Battements releles lents en face и в позах: crouse, efface, ecarte; attitude crouse и efface на 45 градусов.
  2. Battements developpes en face вперёд и назад.
  3. Crand battements jetes в больших позах.
  4.  Port de bras:

а) с наклоном корпуса;

б) с наклоном  и перегибом корпуса, с ногой, вытянутой на носок вперёд и назад.

  1. IV port de bras в V позиции.
  2. I, II, III arabesques носком в пол.
  3. Releve на п/п, работающая нога в положении sur le cou – de – pied или поднято в любом направлении на 45 градусов.
  4. Temps lie par terre вперёд и назад.
  5. Pas de bourre simple с переменой ног.

AIIEGRO

  1. Pas assemble  в сторону на середине зала.
  2. Petits changement de pieds en tournant на ¼, ½.
  3. Sissonne simple en face.
  4. Pas glissade в сторону.
  5. Pas balance.
  6. Pas de basque вперёд (сценическая форма).

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

СЕДЬМОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ.

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

V ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

        

              На данном этапе обучения продолжается работа над развитием устойчивости на п/п, силы стопы путём увеличения количества пройденных движений. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счёт усложнения учебных комбинаций. Тщательно проучиваются прыжки с приземлением на одну ногу и техника поворотов на двух ногах.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Battements tendus:

а) double во II позицию;

     б)  в больших позах;

в) battements sotenus  в сторону, вперёд, назад с подъмом на п/п на 45 градусов.

2.   Battements   tendus jetes  в больших позах.

3.   Demi rond de jambe  и rond de jambe en dehors en dedans  на п/п на 45 градусов.

4.   Battements fondus:

а) с plie-releve на п/п;

      б) в позах.

5.   Temps releve на п/п на 1 т. 4/4.

6   .Battements frappes  и double frappes на  п/п.

  1. Petits battements sur le cou – de – pied на п/п.
  2. Pas coupe на п/п.
  3. Battements releles lents на 90 градусов  в больших позах: crouse, attitude crouse, ecarte, II arabesque.
  4. Battements developpes passes со всех направлений.
  5. Crand battements jetes во всех позах.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ

  1. Battements tendus:

а) в  маленьких и больших позах;

      б) double во II позицию;

      в)  battements sotenus en face маленькие и большие позы носком в пол и на 45 градусов.      

2.   Battements   tendus jetes:

      а)   в маленьких и  больших позах;

      б)  piques.

3.   Demi rond de jambe   en dehors en dedans   на 45 градусов.

4.  Battements fondus с plie-releve.

5.  Rond de jambe en lier en dehors en dedans.

6.  Petits battements sur le cou – de – pied  равномерно en face et epaulement.

  1. Pas coupe на всю стопу
  2. Pas tombe на месте.
  3. Battements releles lents et battements developpes на 90 градусов en face и во всех позах.  
  4. Battements developpes passes со всех направлений en face.
  5. Crand battements jetes et grand battements jetes  pointes в больших позах.
  1. V port de bras.
  2.  IV arabesque носком в пол.
  3. Temps lie par terre avec port de bras с перегибом корпуса назад и в сторону.
  4. Releve на п/п  в IV позиции crouse et efface.
  5. Полуповороты на двух ногах в V  позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног на п/п и с demi-plie).
  6. Вращение на двух ногах в V  позиции на п/п на месте (с поворота головы в зеркало).

AIIEGRO

  1. Pas assemble  вперёд и назад en face, позднее на crouse et efface.
  2. Pas glissade вперё и назад en face, позднее на crouse et efface.
  3. Petits pas echappe на II и IV позиции.
  4. Petits pas jetes en face, позднее с окончанием в маленькие позы.
  5. Pas сoupe.
  6. Petits pas chasse во всех направлениях en face, позднее в позах.
  7. Sissonne  в arabesque (сценическая форма).
  8. Sissonne fermee  во всех направлениях (по усмотрению педагога).

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА

Постановочная работа определяется педагогом в зависимости от пройденного объёма программы и подготовленности участников ансамбля, а также наличие у педагога интересного танцевального и музыкального материала. В зависимости от этих факторов репертуар коллектива может быть разнообразным и строиться не только на материале данной программы.  

         На данном этапе обучения присходит усложнение танцевальной лексики за счёт более сложных комбинаций и сочетаний движений. Музыкальный материал соответствует эмоциональной возрастной реакции детей на музыку, В течениие двухлетнего обучения предмету «Современный танец» на основе проученного материала ставятся номера в копилку репертура коллективав характере современного танца с сюжетной направленностью. Музыкальный материал: эстрадная, современная музыка, возможно обращение к различным музыкальным размерам. Оновным направлением в творческой постановочной работе данной образовательной программы «От движения к гармонии» является изучение различных направлений современного  танца. В современных условиях это направление позволяет более полно показать возможности танцевальной лексики  современного танца.

 

Программа «Искусство танца»

(творческий уровень)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Название разделов и тем

Годы занятий

VIII

IX

Количество часов

1.

Вводные занятия

4

4

2.

Классический танец

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

54

52

2

54

52

2

3.

Современная хореография

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

56

52

4

54

52

2

3.

История танца

4

4

5.

Искусство балетмейстера

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

12

10

2

6.

Система творческих заданий

4

4

7.

Постановочная  и индивидуальная работа.

64

86

8.

Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера

6

6

9.

Резерв

24

24

Всего:

216

248

ВОСЬМОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

VI  ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ  

Основными задачами обучения являются: выработка навыков правильности и чистоты исполнения. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счёт использования поз и введения элементарного abajio. Начинается изучение pirouettes.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Demi rond en rond jambe на 45 градусов  en dehors et an dedans на п/п  и  demi-plie.
  2. Battements fondus:

а)  с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов en face;

б)  с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов из позы в позу.

  1. Battements frappes et battements double frappes.

а) на п/п ;

б) с окончанием в demi-plie.

  1. Pas tombe с полуповором en dehors et en dadans,  работающая нога в положении sur le cou- de-pied.
  2. Battements releles lents et battements developpes во всех позах на п/п.
  3. Demi rond de jambe et rond de jambe developpe en dehors et en  dedans на всей стопе.
  4. III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой).

  1. Поворот на двух ногах в V позиции на п/п с переменой ног (с вытянутых ног и с demi-plie).
  2. Полуповороты на одной ноге en dehors et en  dedans:

а) работающая нога в положении sur le cou – de – pied;

б) с подменой ноги.

  1. Preparation к  pirouette sur le cou – de – pied en dehors et en  dedans с V  позиции.
  2. Pirouette c V  позиции en dehors et en  dedans.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ

1.   Demi rond de jambe et rond de jambe en dehors en dedans   на 45 градусов на всей стопе.

  1. Battements fondus:

а)   на п/п;

б)  с plie-releve et demi rond de jambe на 45 градусов на всей стопе.

  1. Battements frappes et battements double frappes с окончанием  в demi-plie.
  2. Petits battements sur le cou – de – pied  en face et epaulement с акцентом вперёд и назад.
  1. Pas coupe на п/п.
  2. III port de bras с ногой, вытянутой на носок вперё или назад на demi-plie.
  3. Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en dehors en dedans.
  4. Preparation к  pirouette  en dehors et en  dedans с V, IV, II   позиций.
  5. Pirouette c V, IV , II  позиций en dehors et en  dedans с окончанием в V  и IV позиции .
  6. Pas de bourree ballotte an face, затем на crouse et efface носком в пол и на 45 градусов.

AIIEGRO

  1. Temps leves с одной ногой в положении sur le cou – de – pied.
  2. Grand changement de pieds en tournant на 1/8, ¼.
  3. Grand pas echappe на II и IV позиции на crouse et efface.
  4. Double assemble.
  5. Sissonne fermee  во всех направлениях.
  6. Pas de chat.

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

РАЗДЕЛ: СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

(Джаз-модерн танец)

I   ГОД ОБУЧЕНИЯ

(подготовительный уровень)

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В данной программе присутствует обобщённое понятие современной хореографии, так как здесь предпринята попытка ознакомить детей со многими направлениями современного танца. Основой курса является соприкосновение с таким направлением современной хореографии, как джаз-модерн танец.

Программой по данному предмету предусмотрены практические и теоретические занятия. Основу занятий составляет тренаж джаз-модерн танца. Эта дисциплина вводится в программу после того как освоены основы классического и народного танца. Так как джаз-модерн танец не имеет единой методики преподавания, то его экзерсис может строиться на принципах классического экзерсиса, что даёт возможность педагогу проявлять полную творческую свободу. В процессе двух лет обучения и овладения основами технических принципов джаз-модерн танца в программу включаются такие напрвления как dans street и conteporary.

Задача подготовительного уровня – добиться достаточной свободы позвоночника при напряженном верхе. Релаксация позвоночника. Распределение напряжения и расслабления. Развитие элементарной координации, начало освоения технических принципов джаз-модерн танца.

Раздел «Изоляция»:

  1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперёд-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
  2. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмёрка», твист, шейк.
  3. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперёд-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать кресты и квадраты с разных точек.
  4. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмёрка» shimmi,  Ielly roll.
  5. Движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.
  6. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и не выворотной ногой.

Раздел «Упражнения для позвоночника»:

  1. Flat bask вперёд, назад и в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twist  и спираль.
  2. Contraction, release, high release. Положение arch, low  back, curve и body roll (“волна” передняя, задняя, боковая).

Раздел «Координация»:

  1. Свинговое раскачивание двух центров.
  2. Параллель и оппозиция двух центров.
  3. Принцип управления “импульсивные цепочки”.
  4. Координация движений рук и ног, без передвижения.

Раздел «Уровни»:

  1. Основные уровни: “стоя, “сидя, “лёжа”.
  2. Упражнения стрэч-характера в различных положениях.
  3. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2  счёта.
  4. Упражнения на contraction и release в положении «сидя».
  5. Движения изолированных центров.

Раздел «Кросс. Перемещение в пространстве»:

  1. Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и вперёд-назад.
  2. Шаги по квадрату.
  3. Шаги с мультипликацией.
  4. Основные шаги  афро-танца.
  5. Трёхшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
  6. Триплеты с продвижением вперёд, назад и по кругу.
  7. Прыжки: hop, jump, leap.

Раздел «Комбинация или импровизация»:

Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т.д. Танцевальные комбинации в стиле различных направлений современного эстрадного танца.

Теоретический материал

  1. Терминология.
  2. История возникновения танца «Модерн».

ДЕВЯТЫЙ ГОД ЗАНЯТЙ

РАЗДЕЛ: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

VII  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

На данном этапе обучения закрепляются азбука классического танца, точность и чистота исполнения движений; вырабатывается устойчивость на полупальцах. Идёт работа над координацией, выразительностью поз, дальнейшим развитием силы и выносливости за счёт ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях. Вводится экзерсис на полупальцах на середине зала.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

  1. Battement tendus pour batterie.
  2. Battements fondus:

а) double на всей стопе и на п/п;

      б) fondu tombe вперёд и назад, работающая нога в  положении sur le cou- de-pied носком в    пол, на 45 градусов;

      в) battements fondus на 90 градусов.

3.   Demi   rond  de jambe et grand rond  de jambe developpe en dehors et an dedans на п/п/

  1. III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой с переходом с опорной ноги.
  2. Pirouette en dehors et en  dedans с temps releve.
  3. Flic-flac en face (по усмотрению педагога).
  4. Battements releves lents et battements developpes en face с plie releve:

а) на п/п;

б)  c demi  rond;

в) с поворотом от палки и к палке (по усмотрению педагога).

  1. Grand  rond  de jambe jete en dehors et an dedans (по усмотрению педагога).
  2. Grand battements jetes:

а) passer у колена;

б) passe par terre с окончанием на носок вперёд или назад en face (по усмотрению педагога).

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ

  1. Battements tendus en tournant en dehors en dedans по1/8, ¼ круга.
  2. Battements tendus jetes en tournant en dehors en dedans по1/8, ¼ круга.
  3. Rond de jambe par terre en tournant en dehors en dedans по1/8 круга (по усмотрению педагога).
  4. Battements fondus:

а) на п/п;

     б) с plie-releve на п/п;

     в) demi rond de jambe на 45 градусов (по усмотрению педагога);

     г) с tombe.

  1. Battements frappes et battements double frappes на п/п.
  2. Petits battements sur le cou – de – pied  на п/п.
  3. Grand  rond  de jambe developpes en dehors en dedans an face/

8.  III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на demi-plie (с растяжкой с переходом с        опорной ноги).

  1. VI port de bras (по усмотрению педагога).
  2. Pas de bourree dessus-dessous an face.
  3. Pas jetes fondu с продвижением вперёд и назад.

AIIEGRO

  1. Sissonne ouverte на 45 градусов во всех направлениях.
  2. Sissonne tombe.
  3. Pas balene.
  4. Pas emboites.
  5. Grand jete.

Теоретические занятия

1. Терминология.

2. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога).

РАЗДЕЛ: СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

(Джаз-модерн танец)

II  ГОД ОБУЧЕНИЯ

(базовый уровень)

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основными задачами базового уровня обучения являются дальнейшее развитие координации, более точное исполнение движений, дальнейшее освоение технических принципов джаз-модерн танца. Многие упражнения усложняются, например, упражнения на изоляцию могут совершаться в полиритмии, вращения менять уровни, сочетаться с контактным взаимодействием.

         На базовом уровне вводятся новые технические понятия:

  1. Разогрев с использованием уровней.
  2. Комплексы изоляций.
  3. Сочетания различных ритмов во время движения.
  4. Комбинации, состоящие из спиралей, твистов и contraction  в положении “стоя” и “сидя”.
  5. Упражнения стрэч-характера во всех положениях: “сидя”, “лёжа”, “стоя у станка”.
  6. Комбинации шагов в различных направлениях, координация шагов и движений изолированных центров.
  7. Вращения на двух ногах и повороты на одной ноге на 360 градусов.
  8. Танцевальные этюды, возможно, сюжетного характера.

                Раздел «Разогрев»:

  1. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева  (у станка, на середине, в партере.)
  2. Разогрев в положении “сидя” и “лёжа”, используя упражнения стрэч-характера, наклоны и твисты торса.
  3. Соединения разогрева в единую комбинацию из нескольких движений.

                Раздел «Изоляция»:

  1. Комплексы изоляций.
  2. Голова: комбинация из движений и геометрических фигур, разученных ранее, sundari-квадрат и sundari-круг. Соединение движений головы с движениями других центров.
  3. Плечи: комбинации из движений, разученных ранее, разноритмические комбинации, соединения с движениями других центров.
  4. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскости, соединение и комбинации движений, изученных ранее, разноритмические комбинации.
  5. Пелвис: соединение в комбинации изученных движений, hip lift, полукруги и круги одним бедром.

  1. Руки: комбинации из движений, разученных ранее, соединение с движениями остальных центров, соединение с шагами.
  2. Ноги: соединение в комбинации движений, изученных ранее, соединение движений рук с движениями рук, с движениями других изолированных центров, с движениями торса (спираль, твист, contraction и release).

                Раздел «Координация»:

  1. Бицентрия: движение двух центров в параллель и оппозицию.
  2. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров.
  3. Трицентрия в параллельном направлении.
  4. Соединение движений в нескольких центрах в различных ритмических рисунках.
  5. Использование различных ритмов в использовании движений, например, один центр исполняет движение медленно и плавно, другой – акцентированно и резко.

                Раздел «Упражнения для позвоночника»:

  1. Соединение в комбинации движений, изученных ранее.
  2. Использование падений и подъёмов во время комбинаций.
  3. Соединение contraction и release с одновременным подъёмом одной ноги в воздух и  перемещение в пространстве.

                Раздел «Уровни»:

  1. Комбинации с использованием contraction, release, спирали и твисты торса.
  2. Перемещение из одного уровня в другой.
  3. Упражнения стрэч-характера в соединении с твистами и спиралями торса.

                Раздел «Кросс. Передвижение в пространстве»:

  1. Комбинации шагов, соединенными с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногох и на одной ноге).
  2. Использование contraction и release во время передвижения.
  3. Вращение как способ передвижения в пространстве.
  4. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.
  5. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.

                Раздел «Комбинация или импровизация»:

                Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.

                Танцевальные комбинации в стиле различных направлений эстрадного танца.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К  МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

              Музыкльный материал зависит от построения занятия. Для разогрева используется ритмическая музыка свингового характера. Для раздела «Изоляция» подходит быстрая ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю. В разделе «Упражнения для позвоночника» возможны разные музыкальные размеры, но не стоит особо усложнять ритм. В разделе «Кросс» выбор музыки зависит от характера комбинации, ритм зависит от типа шага. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей.

         Музыкальный материал должен соответствовать разделу занятия, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач.

Теоретический материал

1. Многообразие  современной хореографии.

РАЗДЕЛ: ПОСТАНОВОЧНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Данный  этап программы предполагает постановку танцевальных номеров на основе всего пройденного материала и всех разделов танцев программы. В зависимости от подготовленности участников ансамбля возможны обращения к дополнительному материалу. Обязательно присутствие в номерах хореографического замысла – идеи или воплощения определенного сюжета. Количество танцевальных номеров зависит от этапа обучения, подготовленности учащихся и материальных возможностей коллектива (пошив костюмов), а также наличия качественного музыкального материала. Возможно от 4 до 6 танцевальных номеров в год, в том числе сольных.

РАЗДЕЛ: ИСТОРИЯ ТАНЦА

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

  1. Происхождение танца и хореографии.
  2. Периоды развития танца.
  3. Разделы и виды современного танцевального искусства.
  4. Балетный театр Франции, первые шедевры хореографии.
  5. Истоки русского хореографического творчества.
  6. Зарождение и становление действенного танца.
  7. Новаторство Жан Жака Новера.
  8. Развитие балетного театра Франции, Дании на рубеже XVIII-XIX веков.
  9. Русский балетный театр на рубеже XVIII-XIX веков.
  10. Русский балетный театр XX века.
  11. Зарубежное искусство  XX века.

РАЗДЕЛ: ИСКУССТВО БАЛЕТМЕЙСТЕРА

 

Этот предмет суммирует все знания, полученные учащимися на занятиях по основным дисциплинам и приводит их в целостную систему знаний, навыков и даёт возможность овладеть методом создания хореографического произведения, т.е. танцем. Этот раздел вводится в программу как дополнительный материал к основному курсу и не является обязательным. Обращение к этому разделу зависит от подготовленности учащихся.

Теоретический материал

  1. Основы хореографической драматургии.
  2. Драматическое построение и хореографическое действие.
  3. Хореографическая композиция как форма выражения содержания.

        Параллельно с теорией возможна практическая работа по сочинению и постановке хореографических этюдов и танцев. Для этого используется пройденный материал  данной программы. Исполнение этой работы осуществляется силами самих учащихся на последнем году обучения. Работы учащихся могут быть использованы в отчётном концерте коллектива.

РАЗДЕЛ: СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ  

Большую роль в коллективе имеет доброжелательная обстановка. Чувство доброты, эмоциональная  комфортность в среде воспитывается делами. Важно, чтобы каждый учащийся мог расслабиться и почувствовать внутренную психологическую свободу и умел доверять своим товарищам. Детское творчество тесно связано с игрой, с поиском нового интересного и необычного, что способствует больше саморазвитию ребенка, чем самореализации. В процессе творчества, как и в игре, ребенок стремится опробовать разные роли. Система творческих заданий помогает детям войти в образное содержание выбранной роли, а перевод образа из одного художественного ряда в другой уйти от общих шаблонов и развить ассоциативное мышление. Постороение заданий от частного к общему предполагает общение детей по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Упражнения на доверие и релаксацию

В процессе выполнения приведенных ниже упражнений дети обретают доверие друг к другу, становятс спокойнее и внимательнее.

Дети выстраиваются таким образом, чтобы один стоял спиной к тем, кто будет его ловить.

За спиной 4-5 человек договариваются, кто будет держать голову, кто ловит лопатки, кто "мягкое место" падющего. Задача падающего назад доверить себя другим детям, и упасть "столбиком", не прогибаясь.

Методический комментарий: это упражнение можно использовать не только для развития доверия, но и как тест на доверие. По моим наблюдениям, малообщительные дети не очень доверяют своим товарищам, а ребята, имеющие задатки лидера, падают, не раздумывая.

В старшем возрасте, когда дети физически сильнее, можно использовать падение со стула. Те, кто ловит должны четко исполнять свои роли ловящих, неся чувство ответственности за товарища.

Дети лежат на полу на спине,  ноги и руки раскрыты в сторону.

Задание 1. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток смешался с белком и получилась расплывающаяся и растекающаяся масса непонятно чего.

Задание 2. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток остался круглым, а белок растекся.

Задание 3. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда яицо внезапно разбили на раскаленную сковороду.

Методический комментарий:  умение расслабляться поможет в последствии снять физические зажимы на сцене. А последнее заданее, как правило, вызывает бурю эмоций. Можно дать возможность детям поочереди понаблюдать за фантазией друзей.

Дети делятся на пары.

Задание 1. Один лежит на полу и представляет себя расплывшився яйцом. Другой входит в роль скульптора и лепит  лежащего, представляя его в роли пластелина или песка. Начинает с ног, аккуратно проходя коленные чашечки, переходит на руки, вылепливая каждый пальчик, заканчивает головой. Потом дети меняются местами.

Методический комментарий: помимо релаксации, это упражнение  развивает доверие того, кого лепят, к тому, кто лепит. Дети учатся доверять друг другу через физические ощущения. Это упражнение является начальным тренингом в технике контактной импровизации.

Задание 2. И.П. то же. Теперь стоящий отрывает медленно от пола поочереди ноги, руки, а потом и голову лежащего от пола, пытаясь почувствовать, насколько лежащий расслабил эту часть тела. А тот, который лежит, пытается максимально расслабиться и довериться стоящему.

Методический комментарий: если лежащему удаются хорошо расслабиться, дети удивляются особенно тому, что голова бывает такой тяжелой.

Дети сидят на полу в свободной удобной позе.

Делается глубокий вдох, взгляд в потолок, на выдохе голова опускается подбородком на грудь, при этом максимально расслабляются мышцы шеи и есть ощущение, что за головой тянется верхний отдел позвоночника. Это упражнение делается раз 7-8.

Методический комментарий: при правильном исполнении должно быть ощущение, что голова с каждым разом делается все тяжелее. В данном случае снимается шейный мышечный зажим. Умение расслаблять мышцы шеи избавит ребенка от последствий нагрузок на верхний и шейный отдел позвоночника.

Дети стоят по невыв. II поз. ног свободно, руки опущены вниз.

Поочередно в свинге расслабляем мышцы шеи, плечи, грудную клетку, поясницу, постепенно опускаясь вниз. В таком положении полностью расслабляясь, медленно поднимаемся обратно. Здесь надо добиться достаточной свободы позвоночника. Релаксация позвоночника, распределение  расслабления путем освоения технического принципа джаз-модерн танца: roll down, roll up.

 

Психофизический тренинг на снятие  эмоциональной закрепощенности 

Методический комментарий: в качестве эксперимента на занятиях вводился тренинг актерского мастерства, который был проработан на основе психофизического тренинга актерского мастерства, разработанного на кафедре Московского института культуры и искусств педагогом Клубковым Сергеем Вячеславовичем. Тренинг содержит элементы системы Станиславского и был адаптирован к применению в детских творческих коллективах на базе Нижегородского театра «Листопад» педагогом дополнительного образования Ириной Шварц.

В результате занятий снимается страх, раскрывается внутренний мир, рушатся стереотипы, штампы, формируется креативное индивидуальное мышление. Данный тренинг необходим для раскрытия творческого потенциала любого учащегося. Он развивает внимание, воображение, фантазию, свободу мышц, умение общаться, чувство партнера и импровизации и многие другие качества необходимые юному артисту. Развивается креативное мышление, способность мгновенно проявлять на подсознательном уровне, даже вытаскивать из глубин своего "я", творческий образ.

Упражнение на  развитие сценического внимания.

Задание 1. Повторяя движение за педагогом, дети должны хлопнуть в ответ -  как бы поймать хлопок. В данном упражнении потом можно похулиганить – промахнуться в хлопке, съимитировать хлопок, но не хлопнуть. Теперь мы представляем, что нас связывают невидимые нити и надо поймать движения педагога. Это могут быть движения руками, хлопки, перемещения из стороны в сторону, вперед и назад.

Задание 2. По хлопку мы замираем в различных формах, фигурах, изображая какую-либо эмоцию, пытаясь поймать хлопок всем телом. Чем интереснее фигура, тем лучше, т.е. то, что первое придет в голову.  

Упражнение на развитие творческой свободы.

Задание 1. Перед каждым ребенком как будто стоят баночки с разными красками, а все пространство вокруг - большой холст. Под приятную детскую музыку дети начинают рисовать вокруг себя картины, импровизируя на ходу. Рисуем картины раскрытой ладошкой, показывая процесс макания ладошки в краску.

Задание 2. Повторяют первое, но теперь включаем разные уровни пространства: лежа на полу, сиды на коленях, сидя на корточках, в plie стоя, поднимаясь на полупальцы, включая прыжок.

Упражнения на работу в пространстве.

Задание 1. Начинаем двигаться по залу, занимая всю площадку так, чтобы не осталось ни одного свободного места. Всего 10 скоростей движения, 5-ая – обычный шаг. Ходим на разных скоростях.

Задание 2. Ходим, изображая паутинку, гром и молнию, пластилин, утреннее облако, гусеницу, финтифлюрду.

Методический комментарий: очень важно делать по хлопку, так нет возможности подумать - это рушит стереотипы. Выскакивает первый спонтанный образ, не дать успеть вспомнить, подумать, как это должно быть правильно, бояться повторяться. Что такое «финтифлюрда» не знает никто, но то, что вспыхивает первое, то и правда.

Упражнения  на  взаимодействие.

Задание 1. Разбиваемся на тройки и таким же образом, долго не думая, пытаемся изобразить: работающий вентилятор, бутерброд, кактус, жирафа.

Задание 2.  В парах можно сделать упражнение «кукловод», изображая кукол – марионеток и кукловода.

Задание 3. Упражнение на групповое взаимодействие  «Стоп кадр». Делимся на две большие группы.  В каждой группе распределяемся,  кто на какой счет делает движение: на «раз» - выбегает один, замирая в позе, на «два» -  выбегает следующий и замирает в позе, продолжая картинку и т. д. В конце смотрим, какой стоп кадр получился, какое взаимодействие получилось и как друг друга понимаем.

Упражнения на развитие мышц лица.

Задание 1. Смотря в маленькое зеркальце, состроить всевозможные рожицы, делать это до тех пор, пока не устанут мышцы лица.

Задание 2.  Убрать зеркальце и состроить рожици своим товарищам и при этом не рассмеяться.

Задание 3.  Смотря в зеркальце, держать мышцами лица букву "А", "О", "У", "Ы".

Задание 4. Смотря в зеркальце, работаем  мышцами лица, чередуя буквы "А" и "О", "У" и "Ы", "А" и "Ы", "У" и "О".

Методический комментарий: все упражнения желательно делать, смотря в зеркало, для того, чтобы физически увидеть и прочувствовать работу мышц лица, особенно, когда работаем с чередованием "У" и "О". Все буквы проговаривать звуком, проговаривать вслух и громко.

Все упражнения делаются до тех пор, пока не устанут мышцы лица.  Когда держим букву "А", не обязательно очень широко раскрывать рот, так можно от усердия вывихнуть челюсть, своеобразная техника безопасности.

В процессе репетиционной работы можно протанцеваить свои номера с разными масками. Танцуя одну из постановок, дети держат звук "А" от начала и до конца танца. Следующий танцевальный кусок отрабатывается со звуком "О", следующий - со звуком "У", далее со звуком "Ы". Впоследствии, можно включить в зависимости от характера танцевального номера маски: "Улыбка", "Удивление", "Испуг", Плач", "Злость".

Методический комментарий: важно, чтобы дети держали звук или маску на протяжении всей танцевальной комбинации или номера, чтобы уставали мышцы лица.  Детям этот процесс очень интересен, все проходит довольно весело. Кто не выдерживает и начинает смеяться. Со временем включается механизм ассоциаций. В процессе выступления на сцене, они вспоминают этот веселый момент на занятии, маску, которая у них ассоциируется именно с этим танцевальным номером, естетвенно передавая те или иные эмоции. Занятия по развитию мышц лица обогащают исполнительское мастерство детей, мышцы лица делаются более свободными, улыбка естественной. Это дает максимальную свободу для техничного исполнения номера.

                                               Система творческих заданий «Веселый «Подсолнух» помогает достичь следующих результатов:

- в процессе занятий дети научатся  креативно мыслить,

- у детей проявиться раскрепощенность и артистическая свобода в выражении своих эмоций на сцене;

- дети избавяться от многих комплексов и зажимов, получат свободу общения,

- сформируются микроклимат и условия для развития творческой свободы  уникальной растущей личности ребенка, ее самореализации.


ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Название разделов

Этапы обучения

«Солнечные зайчики»

«В ритме танца»

«Искусство танца»

Годы занятий

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Полугодия

I п.

II п.

I п.

II п.

I п.

II п.

I п.

II п.

I п.

II п.

I п.

II п.

I п.

II п.

 I п.

II п.

I п.

II п.

1.

Ритмика

Отк. урок

Отк.

урок

2.

Классический т-ц:

а) практика;

      б) теория.

Кон урок

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач

Зач.

Зач.

3.

Народно-сцен. т

а) практика;

      б) теория.

Кон. урок

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

4.

Современная хореография:

а) практика;

     б) теория.

Кон урок

Зач.

Зач.

Зач

Зач.

Зач.

5.

Ис-во балет-ра:

   а) практика;

б) теория.

Зач.

Зач.

6.

История танца.

(теория)

Зач

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

      Оценка результатов обучения детей может проявляться следующим образом: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных конкурсах, фестивалях, концертных программах; в конце каждого учебного года коллектив «Фреш» даёт отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные результаты.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение;
  • раздевалка;
  • соответствующее оборудование (станки, зеркала, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая техника);
  • костюмы и обувь  для  занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений;
  • определенные источники финансирования для пошива костюмов и обуви, поездок на различные конкурсы и фестивали (проживание, питание, транспорт), аренда зала для  выступлений;
  • концертный зал для выступлений.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В идиальном варианте – наличие двух педагогов и концертмейстера. Реально с коллективом работает один педагог.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

  1. Родительские взносы.
  2. Спонсорская помощь.
  3. Поддержка местных органов самоуправления.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел: Ритмика

  1. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
  2. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресс-соло», 1997.
  3. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие  художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008.

Раздел: Классический танец

  1. Васильева Е.В., Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. Учеб. пособие. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Искусство, 1987.
  2. Лекции по предмету «Образцы классического танца» зав. кафедрой хореографии КГИИК, профессора Юлтыевой Н.Д. Казань, 1990.
  3. Лекции по предмету «Классический танец – методика преподавания» преподавателя хореографии КГИИК Цветковой  Н.В. Казань, 1988-93.
  4. Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце: Учеб. - методическое пособие. 2-е изд., доп. – Л.: Искусство,1979.

ЦОРы

  1. Урок классического танца, 1 класс, пед. Александрова,  Академия Балета им. А.Я.Вагановой, г.Санкт-Петербург.
  2. Чувашский республиканский Дом народного творчества «Все для танцев» в помощь руководителям танцевальных коллективов: Урок классического танца. Студия И. Моисеева.

Видеометодпособия

  1. Класс-концерт народно-сценического танца студии Игоря Моисеева.

Раздел: Эстрадный  танец

  1. Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и направлениями движенческого и пластического искусства. В.Т.Гиглаури -  преподаватель кафедры современной хореографии Московской академии искусств и культуры. Материал с курсовой подготовки «Арт-сфера» г. Нижний Новгород, 2008.
  2. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания Модерн-Джаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006.

ЦОРы

  1. 6-й Международный Конгресс «Танцевальная Трилогия» Мастер-класс № 1 Модерн Erkko Pia Kaisa (Финляндия)
  2. 6-й Международный Конгресс «Танцевальная Трилогия» Мастер-класс № 3 Джаз. Erkko Pia Kaisa (Финляндия). Короткие связки.
  3. Современная хореография. Уроки с мастер-классов курсовой подготовки в рамках I Российского фестиваля театров танца «Свободное пространство». Релиз и партерная техника. Контактная импровизация. Contemporary. Йога. Стрейчинг. Модерн-джаз. Силовая йога. 2008.
  4. Современная хореография. Спектакли I Российского фестиваля театров танца «Свободное пространство», 2008.
  5. Чемпионат мира, г.Бремен (Германия), хип-хоп, дети, 2006.

Видеометодпособия

  1. Модерн-джаз танец. Постановки американских хореографов.
  2. Модерн-джаз танец. Хореография Элвина Эйли.
  3. Модерн-джаз танец. Мастер-классы преподавателей современной хореографии Йошкарлинского колледжа культуры Казарина А. и Казанской академии искусств Рахимле А., 2003.
  4. Модерн-джаз танец. Уроки танца студии «Импульс», г.Екатеринбург.
  5. Хип-хоп. Базовые движения.
  6. Хауз. Базовые движения.

Раздел: Искусство балетмейстера

  1. Гиглаури В.Т. Сценическое искусство. Компоненты постановочной работы. Материал с курсовой подготовки «Арт-сфера» г. Нижний Новгород, 2008.
  2. Железкова А.С. Надежда Павлова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1985.
  3. Журнал «Студия антре» (версия журнала «Балет» для детей»), №1-6, 2008.
  4. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.
  5. Красовская В.М. Ваганова. – Л.: Искусство, 1989.
  6. Константинова М.Е. «Спящая красавица». (Шедевры балета).  – М.: Искусство, 1990.
  7. Лекции по предмету «Искусство балетмейстера» преподавателя хореографии КГИИК Горшкова В.Н., Казань, 1988-93.
  8. Мессерер А.М. Тане. Мысль. Время. – М.: Искусство,1990.
  9. Морис Бежар. Мгновение в жизни другого. – М.: В\О Союзтеатр СТД СССР, 1989.
  10. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. – Л.: Дет. лит., 1985.
  11. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета… - М.: Искусство,1990.

ЦОРы

  1. Актерское мастерство. Часть первая. Тренинги. Игры. Упражнения. Нижегородская танцевальная федерация, Центр актерского мастерства «Антрэ», театр «Листопад». Педагог – Ирина Шварц, г. Нижний Новгород.
  2. Гала-концерт, награждение XIII Межрегионального конкурса-фестиваля «В вихре танца» - «Недюжинная дюжина, г. Нижний Новгород, 2009.
  3. Чувашский республиканский Дом народного творчества. «Все для танцев» в помощь руководителям танцевальных коллективов: «Поклонимся великим тем годам…». Танцевальные композиции.

Видеометодпособия

  1. II межрегиональный фестиваль детских, подростковых ансамблей бального, эстрадного, народного танца «Экспрессия – 2004» среди малых городов Поволжья, Республика Марий Эл, г. Волжск, конкурсная программа.
  2. Российский конкурс детского художественного творчества « Жар – птица», г. Иваново, 2004г., конкурсная программа.

Раздел: История танца

  1. Лекции по предмету «История хореографического искусства» преподавателя хореографии КГИИК Горшкова В.Н. Казань, 1989.

Дополнительная литература

  1. Богоявленская Т. Дополнительная образовательная программа танцевального ансамбля «Санта Лючия». – М.: web – издательство «Век информации», 2009.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание второе. – М.: Издательство политической литературы,1975.
  3. Джеймс Ч. Добсон. Не бойтесь быть строгими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1997.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. -  Казань, 1996.
  2. Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и направлениями движенческого и пластического искусства.
  3. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.“Искусство”, 1989
  4. Классический танец. Программа (проект) для хореографических отделений музыкальных школ искусств. - М.1987.
  5. Лекции по спецдисциплинам преподавателей хореографии КГИИК Горшкова В.Н., Цветковой Н.В., Сентябова С.Д., Синцова Е.Н.
  6. Методическая разработка к программе «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (3 класс, 2 год обучения). - М., 1985.
  7. Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ (4 класс 3 год обучения). - М. 1987.
  8. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания Модерн-Джаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006.      
  9. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
  10. Приложение к журналу «Внешкольник» № 5, 2001г. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей.
  11. Танец. Программа для культурно-просветительных училищ (Специальность «Хореографическая»). Вариант второй. - М. 1977.
  12. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие  художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...