Методическая разработка "Декоративно-прикладное искусство"
олимпиадные задания

Методическая разработка содержит примерные варианты заданий для школьного этапа Олимпиады по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zadaniya_dpi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в соответствии с Порядком проведения олимпиады принимают участие обучающиеся 5 - 11 классов. Олимпиадные задания включают в себя практическое и теоретическое задания.

Предлагаю использовать в работе примерный вариант тестов для проведения школьного этапа Олимпиады.

Общая схема олимпиадных заданий:

5-7 классы: -теория + творческое задание (описание творческого задания);

- практика (выполнение работ по изготовлению шв. изделий, например, выполнение швов);

-защита проекта.

8-9 и 10-11 классы: -теория + творческое задание (описание творческого задания стр. 62);

- практика (выполнение работ по моделированию и изготовлению шв. изделий или узлов швейных изделий).

Декоративно-прикладное искусство

5 класс

1. «Выносить сор из избы» Объясните, с чем связано происхождение предложенного выражения, что оно обозначает в наше время?

2. Вид декоративно-прикладного искусства – создание различных изображений с помощью ниток и иглы – это _________________.

3. Как называется расположение изобразительных элементов по определенной схеме.

4. Можно ли пришить аппликацию зигзагообразной строчкой?

 

5. В лоскутной технике обязательно используются лоскуты только одного цвета?

6. Нитки, применяемые при вышивании, называются

а) капрон;

б) мулине;

в) нейлон.

7. К сувенирам можно отнести такие изделия, как - ___________________________

 

6 класс

1. «Калачом не заманить». Объясните, с чем связано происхождение предложенного выражения, что оно обозначает в наше время?

2. Один из видов росписи по дереву называется  _______________

3. Свойство, характеризующее внешнее строение поверхности материала, называется ______________.

4. Верно ли утверждение: «Припуски на швы лоскутного изделия заутюживают в стороны более тёмной детали»? 

5. Лоскуты узора «спираль» нашивают на основу. Это верно?

6. Что является сырьем для производства ткани?

а) вата;

б) пряжа;

в) лоскутки.

7. Какие материалы используют для выполнения работ из лоскутков?

а) ткань

б) пряжа

в) тесьма

г) кружева.

8. _________ — это свободная вязаная одежда с застёжкой снизу доверху, например, на молнии или пуговицах.

7 класс

1. «Бить баклуши»  Объясните, с чем связано происхождение предложенного выражения и что оно обозначает в наше время?

2. Какое значение латинского слова decoro в русском языке.

3. Как называется естественный рисунок материала (например, древесины), созданный природой?

4. Вычеркните лишнее слово, относящееся к лоскутной технике:

Спираль, карусель, качели, лабиринт

5. Каким образом нашивают лоскуты  в узоре «спираль» - двигаясь от центра по часовой или против часовой стрелки?

6. Сырьём для получения шелковых нитей является:

а) волокна тутового шелкопряда

б) волокна льна

б) волокна овечьей шерсти

7. К декоративным изделиям относятся — ___________________________

8. ___________ - это вязаная одежда без застёжек с высоким воротником. Слово произошло от английского «sweater» в переводе «потеть». Вот такие необычные ассоциации вызывала эта вещь во времена своего появления. Это вязаное изделие из шерсти с орнаментом, узорами из крупных кос или рельефными узорами  обязательно имеет воротник-стойку.

8-9 класс

1. «Плести лапти» Объясните, с чем связано происхождение предложенного выражения и что оно обозначает в наше время.

2. Как называется вид декоративно-прикладного творчества, связанный с созданием изделий из ниток с помощью декоративных палочек – коклюшек?

3. Система цветовых сочетаний называется __________________.

4. Верны ли следующие утверждения? (отметьте +)

Утверждения

Да

Нет

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

В старину одежда малышей, сшитая из старых вещей матери или отца, служила оберегом

Для девочек на юбке обязательно вышивали символы огня и солнца

Мальчиков охраняли растительные орнаменты

Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета

5. Для узора «изба» используют лоскуты разной или одной формы?

6. Что называется монограммой.

а) вязь изначальных букв имени или фамилии.

б) украшение изделия

в) вышивка однотонным цветом

7. Городецкая, хохломская, полховмайданская росписи являются росписями ____________________ области. (Какой области России)?

8. _________ — это разновидность кофты без воротника с глубоким вырезом. Может быть на пуговицах и по фигуре или вовсе без застежки. Свое название получила по имени своего создателя.

10-11 класс

1. «Проще пареной репы» Объясните, с чем связано происхождение предложенного выражения и что оно обозначает в наше время.

2. .Как выглядит в русском народном искусстве изображение, олицетворявшее знак солнца.

3. Как называется средство композиции, связанное с изменением реальной формы? (Орнамент. Символика в орнаменте).

4. Установите соотношение между образом и его символом. Соедините между собой образ и соответствующий ему символ

Образ

Символ

А)

Солнце

1)

Женская фигура.

Б)

Земля

2)

Круглая розетка.

В)

Вода

3)

Вертикальная линия

Г)

Дождь

4)

Волнистая горизонтальная линия

Д)

Мать -  земля

5)

Прямая горизонтальная линия

5. Верно ли утверждение -  «Для узора «изба» центральный лоскут должен быть квадратом красного цвета»?

6. Надо ли перед стёжкой детали смётывать мелкими стежками, начиная от края, а срезы лоскутного изделия обязательно обработать стачным швом?

7. В какое время в России начали изготовлять изделия с лаковой живописью?

8. Слово, обозначающее название какой одежды произошло от английского «jumper» в переводе «прыгун»?

Ответы

5 класс

1. Хорошо известна мудрая мысль о том, что не следует «выносить сор из избы», то есть посвящать посторонних людей в свои семейные тайны. Действительно, крестьяне сор из избы не выносили, не выметали - этому мешали высокие пороги. Мусор считался принадлежностью дома, его сметали в угол и сжигали в печи.

2. Вышивка

3. Композиция

4. Да

5. Нет

6. Б- мулине

 

7. Сувениры — это: барельефы, макеты, медали, нагрудные значки

6 класс

1. Пекли в деревне в основном черный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный калач считался лакомством, которое могли позволить себе только в праздники и для дорогих гостей. Поэтому, если гостя «калачом не заманить», значит он обижен и причина серьезная.

2. Хохлома

3. Фактура

4. Да

5. Да

6. А-вата

7. а) ткань

8. Кофта — это свободная вязаная одежда с застёжкой снизу доверху, например, на молнии или пуговицах.

7 класс

1. Происхождение выражения связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называют грубые заготовки из дерева для ложек. Их производство не требует особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло - бить баклуши, то есть заниматься нехитрым делом, безделицей.

2. Украшать

3. Текстура

4. Качели.

5. По часовой стрелке

6. а) волокна тутового шелкопряда

7. Декоративные изделия — это:  ковры, гобелены, ткани, панно, тарелки

8. Свитер

8-9 класс

1. Выражение «плести лапти» в современном русском языке означает запутывать что-либо. Это только кажется, что изготовление лаптей – дело нехитрое, Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар. В процессе плетения луб (лыко) часто путался, создавая сложность в работе.

2. Кружевоплетение

3. Колорит

4.

Утверждения

Да

Нет

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

+

В старину одежда малышей, сшитая из старых вещей матери или отца, служила оберегом

+

Для девочек на юбке обязательно вышивали символы огня и солнца

+

Мальчиков охраняли растительные орнаменты

+

Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета

+

5. Разной формы

6. а) вязь изначальных букв имени или фамилии.

7. Городецкая, хохломская, полховмайданская росписи являются росписями Нижегородской области.  

8. Кардиган. Такое наименование кардиган получил благодаря своему создателю — седьмому графу Кардигану.

10-11 класс

1.Так говорят о несложном деле, не требующем большого искусства. До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее, не требовалось большого умения – горшок с репой ставили в печь, где она на пару превращалась в мягкое и сладкое блюдо. Таким образом, простота приготовления этого кулинарного блюда стала  символом очень простого дела.

2. Круг

3. Стилизация

4.

А

Б

В

Г

Д

2

5

4

3

1

5. Нет

6. Нет.

7. В) России изделия с лаковой живописью начали изготовлять в конце XVIII века

8. Джемпер — это вязаная одежда без застежек с круглым воротом. Слово произошло от английского «jumper» в переводе «прыгун».

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков искусства Спиричевой С.Н.

Уроки по искусству - беспредельно разрабатываемое поле для каждого учителя. Он может сам любую тему трактовать в зависимости от его профессиональной и интеллектуальной подготовки. Я предлагаю нескольк...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

Автор: Л.В.Диканская Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование человека». ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»

Описание опыта работы в творческом объединении "Школа танца "Радуга", одним из руководителей которого является автор. Описана система формирования духовно-нравственных качеств, творческой активности в...

Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...

Методическая разработка «Аквагрим – искусство быстрого перевоплощения»

Методическая разработка «Аквагрим – искусство быстрого перевоплощения»...

Методическая разработка «Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»

Методическая разработка«Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!» Ораторское искусство-это искусство практического словесного взаимодействия,  предоставляющее...