методические разработки уроков искусства Спиричевой С.Н.
тест по мхк по теме

Спиричева Светлана Николаевна

Уроки по искусству - беспредельно разрабатываемое поле для каждого учителя. Он может сам любую тему трактовать в зависимости от его профессиональной и интеллектуальной подготовки. Я предлагаю несколько проектов уроков. Особенность их в том, что они интегрированы: ИЗО с МХК. Первоначальная апробация уроков показала хороший результат. Попробуйте, и у вас тоже получится!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 7 классе на тему:

«Колорит в пейзаже»

2 урок – работа в цвете.

Цели:

а) обучающая:

б) развивающая:

в) воспитывающая:

Задачи:

Оборудование: компьютер, цифровой проектор, экран.

Материалы для учителя: презентация, план урока.

Материалы для детей: альбом, краски, кисти.

План урока

  1. Вводно-мотивационный этап – 5 мин.
  2. Операционно-содержательный этап – 15 мин.
  3. Рефлексивно-оценочный – 25 мин.

 

Содержание урока:

  1. Вводно-мотивационный этап – 5 мин.

Живопись… Это вид искусства, известный с древних времен. Фрески, иконы, полотна… Они рассказывают нам о том времени, которое изображают.

У - Главная роль в изображенном принадлежит кому?

Д – Художнику.

У - Что изображает художник?

Д – Людей, животных, природу.

На слайде – стихотворение С.Есенина (читаю).

У – Какое время года описывает поэт?

Д – Зиму.

У – Какова эмоциональная окраска стихотворения?

Д – Задумчивость, неторопливость, тихая грусть.

У – Какие слова указывают на это?

Д – Бреду, не знаю.

На слайде – стихотворение А.Пушкина (читаю).

У – Какова эмоциональная окраска этого стихотворения?

Д – Восторг, радость.

У – Какие слова указывают на это?

Д – День чудесный, голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце и т.д.

У - Итак, создавая произведение, что художник вкладывает в него?

Д – Душу, настроение.

II.  Операционно-содержательный этап – 15 мин

Итак, поэзия окрашивается настроениями поэтов. Я предлагаю вам заняться исследованием и поставить такую гипотезу (предположение).

На слайде: Если словами передается настроение поэтов, то красками его также можно передать.

Нам нужно попытаться подтвердить гипотезу на уроке. Как вы думаете, с чего мы начнем?

Д – Будем смотреть картины художников.

В живописи настроение картины передает колорит.

На слайде дано определение колорита – от лат.(это соотношения цветовых тонов; это взаимодействие красок, согласующихся по законам гармонии; это передача настроения картины). Читаем его.

У – Что является объектом нашего исследования?

Д – Живопись.

У – А что является предметом исследования?

Д – Колорит.

У - В чем проблема нашего исследования?

Д – определить колорит в картинах художников.

Давайте решать нашу проблему и доказывать гипотезу.

На слайдах – репродукции картин Серова, Куинджи, Грабаря, Писсаро, Ван Гога, К. Моне. Определяем колорит на этих картинах (минор или мажор).

Итак, проблему колорита мы решили, а сейчас вспомним стихи, прозвучавшие в начале урока.

У - О каком времени года они говорят?

Д – О зиме.

У – Какие главные слова прозвучали на уроке?

Д – Настроение, колорит, зима.

У – Какая же тема нашего урока?

Д – «Колорит в зимних пейзажах».

Правильно. Подтвердить гипотезу нам помогут слайды с репродукциями знаменитых художников (смотрим слайды, заостряю внимание на цветовой гамме произведений).

У - Прежде, чем приступить к рисованию, давайте вспомним о законах построения пространства в пейзаже.

Д – Перспектива, композиция.

У – Какие техники в живописи можно применять?

Д – Лессировку, пуантилизм.

У – Что мы должны показать в своих работах?

Д – Колорит, настроение.

  1. Рефлексивно-оценочный – 25 мин. (Звучит музыка).

Дети начинают рисовать, выбирают свой колорит, свою технику изображения. На палитрах подбирают краски.

Когда до урока остается 5 минут, учитель просит детей обратить внимание на слайд с критериями оценивания рисунка.

Критерии оценивания рисунка (5-ти бальная оценка):

*воздушная перспектива;

*техника живописи;

*наличие определенного колорита.

Дети ставят оценки за свои работы, меняются ими друг с другом для оценки.

Затем работы прошу поместить на доске.

У – Сумели ли вы красками передать свое настроение, создать определенный колорит?

Д – В основном, да.

У – Мы с гостями полюбуемся на ваши работы. А вам спасибо за урок. Можете быть свободны.

Конец урока.



Предварительный просмотр:

Урок МХК в 8 классе

«Боги как люди в греческом искусстве»

Цель:

а) обучающая:

б) развивающая:

в) воспитывающая:

Задачи:

Оборудование:

Материалы для учителя:

Материалы для ученика:

План урока

  1. Вводно-мотивационный этап - 3 мин.

Беседа в форме полилога.

Сегодня мы будем говорить с вами о загадочной поре развития человечества – о древности.

У – Что мы знаем о древнем мире?

Д – (давно, не было техники, большинство людей были неграмотны и т.д.)

У – Как люди относились к природе?

Д – (они не знали природных явлений, поэтому боялись окружающего мира, населяя его богами)

У – Какое место занимала в обществе религия?

Д – (главное)

У – Какую роль играло искусство в то время?

Д – (оно изображало жизнь богов)

У – Одинаково ли искусство изображало богов во всех странах?

Д – (по-разному)

Давайте посмотрим, как это было.

1 слайд. Боги Египта: Осирис, Исида, Гор, Анубис.

У – Каковы особенности изображения египетских богов?

Д – (в фигуре бога совмещалось тело человека с головами птиц и животных)

2 слайд. Боги Индии: Брахма, Шива, Вишну.

У – Как искусство изображало индийских богов?

Д – ( многорукость, многоликость, многоногость)

3 слайд: Боги Вавилона:

У – Каковы же боги Вавилона?

Д – (в одном существе совмещены животные, птицы, люди)

У – Каких же мы увидели богов на этих слайдах? Похожи ли они на людей?

Д – (совсем не похожи)

У – Такое явление в искусстве называется зооморфизм (подобием существ животного мира).

II. Операционно-содержательный этап.

2.1  Есть еще одна древняя культура – греческая. Ее называют античной.

Группу своих богов греки называли пантеоном и строили для них храмы.

У – Какой это вид искусства?

Д – (архитектура). Запись на доске.

Богам возводили изваяния.

У – Какой это вид искусства?

Д – (скульптура). Запись на доске.

У – Как назывались истории о богах?

Д – (мифы). Запись на доске.

У – Рисунки о жизни богов наносили на большие вазы. Такое творчество называли вазопись, относилось оно к ДПИ (запись на доске).

У – Про богов разыгрывались представления. Это какое искусство?

Д – (театр). Запись на доске.

  1. Посмотрим театральное представление о Пигмалионе (дети разыгрывают сюжет мифа).

У – Какие чувства испытывает Пигмалион?

Д – (любовь).

У – Какая предстает перед нами богиня любви Афродита?

Д – (жалеет художника, помогает ему)

У – Кому на Земле присущи чувства? (людям).

Судя по этому мифу, мы можем выдвинуть гипотезу (предположение):

Если изучить греческие виды искусства, то мы можем сказать: изображенные боги в них похожи на людей.

у – Какую же мы ставим цель?

Д – выяснить и сравнить изображения богов и людей.

У - Объектом нашего исследования является – что?

Д – греческое искусство.

У – Предметом исследования – что?

Д – изображения богов.

2.3 Для исследования поделимся на 3 группы: художники, актеры, искусствоведы.

*Инструкция по проекту «ИЗО» (слайд):

- выбор сюжета любого мифа;

- использование законов композиции и перспективы;

- защита проекта эскиза мифа.

*инструкция по проекту «Театр» (слайд):

- выбор сюжета мифа;

- распределение ролей;

- костюмирование;

- защита проекта.

*инструкция по проекту «Скульпторы» - на электр. диске (слайд):

- выбор в Меню («Мастера», «Музеи»)

- поиск информации в блоке «Мастера» (имя греческого мастера, название скульптуры бога (богини), год ее создания);

- поиск информации в блоке «Музеи» (название музея, где есть залы греческих скульптур богов)

- защита проекта (озвучить результат с показом на экране)

*инструкция по проекту «Вазописцы» - на диске или Интернет:

- выбор в Меню («Мастера»)

- поиск информации в блоке «Мастера» (имя греческого мастера, название вазы);

- защита проекта (озвучить результат с показом на экране)

Дети образуют группы по интересам, начинают работать.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

*Защита проекта по театру (дети выступают).

У – Спасибо за выступление. Попробуем доказать нашу гипотезу: Если изучить греческие виды искусства, то мы можем сказать: боги в них похожи на людей.

Д -  (Сыграв богов, мы увидели, что характеры у них, как у людей: Зевс – жестокий, хочет сохранить власть, Гефест – любящий сын, Афина – смелая, сильная. В мифе боги испытывают такие же чувства, как и люди, внешне они похожи на людей. Но боги наделены божественной мудростью и красотой).

У – Оцените свое доказательство, поставьте себе оценку (ставят).

У – А теперь художники оценят ваше выступление (взаимооценка доказательства гипотезы).

*защита проекта по блоку «Вазописцы»

У – Какова роль компьютерных технологий на уроках искусства?

Д – Можно не сходя с места узнать много информации, увидеть качественные цифровые изображения.

У – Докажите гипотезу.

Д – (Изучив информацию в блоке «Мастера», мы нашли несколько греческих вазописцев (показ слайдов). На вазах мы видим изображения и богов, и людей. На некоторых вазах они взаимодействуют. Между ними нет отличия. Значит, боги изображены как люди).

У – Оцените свое доказательство, поставьте себе оценку (ставят).

У – А теперь актеры оценят ваше выступление (взаимооценка доказательства гипотезы).

*защита проекта по блоку «Скульптура».

Д – (Для доказательства гипотезы мы использовали диск «Эрмитаж». Посмотрев греческий зал Эрмитажа, мы увидели скульптуры богов, героев, атлетов. Они все изображены одинаково красиво, пропорционально. Мы утверждаем: греческие боги похожи на людей).

У – Оцените свое доказательство, поставьте себе оценку (ставят).

У – Вазописцы оценят ваше выступление (взаимооценка доказательства гипотезы).

*защита проекта по эскизам к мифам.

У – Какие средства художественной выразительности вы использовали в своих эскизах?

Д - (пропорции, перспективу, композицию, цвет и т.д.)

У – Похожи ли ваши боги на животных, птиц?

Д – (Они похожи на людей).

У – Оцените свое доказательство, поставьте себе оценку (ставят).

У – Скульпторы оценят ваше выступление (взаимооценка доказательства гипотезы.

Итак, подводя итог вашей работе, мы сможем сформулировать тему урока?

Какое слово подойдет в пропущенном месте? (как).

Тема урока: Боги как люди в греческом искусстве.

Да, греческому искусству присущ глубокий гуманизм, называемый антропоморфизмом (человекоподобием). Боги Эллады – возвеличенные, идеализированные люди, с их добродетелями и пороками. Ничто человеческое не чуждо греческим богам, и нет в них почти ни одной черты, не свойственной человеческой натуре. Бессмертие – вот единственное качество, вот единственное качество, отличающее богов от людей.

 Я ставлю всем по пятерке за ваши проекты.

До свидания.

е мы увидели богов на этих слайдах? ость) оловами птиц и животных) ляя его богами)                                            

 

 

   

07.12.2010

образовательный аудит

высшая категория



Предварительный просмотр:

Тест по МХК 10 класс  I вар.

1. Соотнести названия музеев мира:

а) Испания -              1. Эрмитаж    

б) Россия -                 2. Лувр

в) Франция -              3. Прадо

г) Германия -             4. Уффици

д) Италия -                 5. Дрезденская Галерея

2. Выбрать из перечня религий: тотемизм, синтоизм, иудаизм, фетишизм, ламаизм, буддизм, шаманизм, даосизм, христианство, конфуцианство, ислам, индуизм –

А) племенные –

Б) национально-государственные –

В) мировые –

3. Как звучит Золотое Правило Нравственности Иисуса Христа? Напишите.

4. Какие вечные истины звучат в нем?

5. Назовите основателя буддизма.

6. Куда ведет «восьмеричный путь Будды:

А) к получению материального достатка;

Б) к избавлению от страданий;

В) к беззаботной жизни.

7. Укажите Истины Будды: а)  б)  в)

  1. Какая культура способствовала расцвету искусства Руси 12 века:

а) византийская; б) болгарская; в) монгольская.

9. Цель создания азбуки:

а) уравнять славянские языки;

б) создание собственно русской азбуки;

в) желание авторов приобрести славу.

10. Типы произведений древнерусской литературы (выбрать):

 роман, трилогия, житие, летопись, эссе, послания, поучения, рассказы.

11. Соотнести:

«Повесть временных лет»               Иларион

«Слово о законе и благодати»        Владимир Мономах

«Поучение»                                       Нестор

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

 12. Перечислить храмы Соборной площади Кремля.

 13. Зодчие какой страны руководили постройками Кремля:

а) Франции; б) Италии; в) Греции.

14. Главное событие средневековья:

а) возникновение мировых религий;

б) формирование романского и готического стилей;

в) появление куртуазной литературы.

     15. Черты романского стиля (выбрать): легкость, простота, надежная    защита, ажурность, массивность, монолитность, стремление ввысь.

16. Соотнесите:

Ранняя готика            Кельнский собор

Зрелая готика             Реймский собор

Поздняя готика          Парижский собор

17. Самое важное качество рыцаря (выбрать):

а) отвага; б) честь; в) преданность королю.

18. Процесс посвящения в рыцари (описать).

19. Круг занятий рыцаря: а) …; б)…; в)…

20. Объяснить такое явление в средневековой культуре, как Культ Прекрасной Дамы.

21. Как приобреталось звание рыцаря в Западной Европе?

22. Правила борьбы в Кодексе рыцарей (перечислить).

23. Правы ли те, кто считает эпоху средневековья темной, невежественной? Обоснуйте ответ.

Ответы

1. а-3; б-1; в-2; г-5; д-4.

2. а) тотемизм, фетишизм, тотемизм;

 б) синтоизм, иудаизм, ламаизм, даосизм, конфуцианство, индуизм.

 в) христианство, буддизм, ислам.

3. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

4. Добро, милосердие, любовь.

5. Сиддхартха Гаутама.

6. б.

7. 1. Существует страдание;

    2. Существует причина страдания;

    3. Существует Путь избавления от страданий;

    4. Существует прекращение страданий.

8. а.

9. а.

10. житие, летопись, послания, поучения.

11.     «Повесть временных лет»               Нестор

«Слово о законе и благодати»        Иларион

«Поучение»                                       Владимир Мономах

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

12. Архангельский, Благовещенский, Успенский.

13. б.

14. а.

15. простота, надежная защита, массивность, монолитность.

16.     Ранняя готика            Парижский собор

Зрелая готика             Реймский собор

Поздняя готика          Кельнский собор

17. б.

18. Посвящаемый бдел в церкви, читая молитвы, омывался, одевал парадное сюрко. Вставал перед посвящающим на колени, который ударял посвящаемого тыльной стороной меча по затылку со словами: «Будь храбр!». Это был единственный удар, который посвящаемый мог снести.

19. война, охота, турниры.

20. Культ Прекрасной Дамы возник в 12 в. во Франции. Культ воспевал благородную, возвышенную любовь. Только женщина из сеньориального класса могла возбудить такую любовь. Женщине отводится главная роль. Влюбленный приносит клятву и служит Даме.

21. За военные заслуги, могло быть куплено.

22. Нельзя: убить безоружного, нападать со спины, из засады, вызвать на поединок слабого, только равного, если противник упал с коня – тоже сойди.

23. Указать свою точку зрения.

Баллы:

По 1 баллу за правильный ответ.  Вопросы 3,18, 20, 21, 22, 23 – от 1-5 баллов.

«2» - (15- 30)

«3» - (31- 50)

«4» - (51 –74)

«5» - (75- 82)



Предварительный просмотр:

Тест по МХК 10 класс  II вар.

1. Выбрать из списка: шаманизм, фетишизм, тотемизм, христианство, буддизм, ислам.

А) природные религии: …;

Б) нравственные: …;

2. Соотнесите религии и место человека в них:

Природные                 человек в центре

Нравственные            человек не в центре

3. О чем говорил Иисус Христос в Своем учении:

 а) терпимости; б) Царстве Божием; в) Страшном Суде.

4. Перечислить Заповеди Блаженства Иисуса Христа (их 6).

5. Впишите священные книги мировых религий:

 а) христианство:…; б) буддизм: …; в) ислам: …

6. Какой человек в религиях (соотнесите):

Христианство  ислам  буддизм  /  Покорный  страдающий  раб Божий

7.Чье положительное влияние на культуру Руси сказалось главным образом:

а) Византийской империи;

б) турецкого каганата;

в) монголо-татарского ига.

8. Современники, сподвижники А.Рублева (выбрать): Феофан Грек, Прокопий Чирин, Даниил Черный, Прохор с Городца, Симон Ушаков.

9.  Какие вечные истины звучат в иконе Рублева «Троица» (вписать): а) б); в).

     4. Какова цель создания азбук Кириллом и Мефодием? Обоснуйте ответ.

10.  Соотнести:

«Повесть временных лет»               Иларион

«Слово о законе и благодати»        Владимир Мономах

«Поучение»                                       Нестор

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

11. Какая мысль звучит в «Слове…»:

а) автор сокрушается поражением войск Игоря;

б) передать исторические события того времени;

в) поражение произошло из-за княжеских междоусобиц.

12. Зодчие какой страны руководили постройками Кремля:

а) Франции; б) Италии; в) Греции.

13. Перечислите соборы Кремля.

14. Перечислите палаты Кремля.

15. Что нанесло урон культуре Руси XII-XVII веков:

а) феодальная раздробленность;

б) монголо-татарское иго;

в) отрыв от Европы.

16. Какой характер носил романский стиль:

а) светский; б) церковный.

17. Соотнесите ценности средневековья: карнавал, рыцарская культура, подвиги, любовь, народная поэзия, романский стиль.

Светские - …                          

Художественные - …

18. Что за явление в культуре средневековья: Культ Прекрасной Дамы? Опишите.

19. Опишите ритуал Посвящения в рыцари.

20. Тип средневекового мышления:

а) символичность; б) рационализм; в) гуманизм.

21. Вспомните и напишите:

а) положительные черты средневековья;

б) отрицательные черты средневековья.

Ответы

  1. а) фетишизм, тотемизм, шаманизм; б) христианство, буддизм, ислам.

Природные                 человек не в центре

Нравственные            человек  в центре

  1. б.

4.       - Молитесь за обижающих вас.

- Благославляйте проклинающих вас.

- Ударившему тебя по щеке подставь и другую.

- От взявшего твое не требуй назад.

- Не судите и не будете судимы.

- Любите врагов ваших.

5. а) Библия; б) Типитака; в) Коран.

6.         Христианство- раб Божий

  ислам  - покорный

  буддизм-  страдающий  

7. а.

8. Феофан Грек, Даниил Черный, Прохор с Городца.

9. Добро, Жертвенность , Любовь.

10.     «Повесть временных лет»               Нестор

«Слово о законе и благодати»        Иларион

«Поучение»                                       Владимир Мономах

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

11. в.

12. б.

13. Архангельский, Благовещенский, Успенский.

14. Грановитая, Царицына, Оружейная.

15. а.

16. б.

17.     Светские – карнавал, рыцарская культура, подвиги, любовь.                        

Художественные – народная поэзия, романский стиль.

18. Культ Прекрасной Дамы возник в 12 в. во Франции. Культ воспевал благородную, возвышенную любовь. Только женщина из сеньориального класса могла возбудить такую любовь. Женщине отводится главная роль. Влюбленный приносит клятву и служит Даме.

19.

Посвящаемый бдел в церкви, читая молитвы, омывался, одевал парадное сюрко. Вставал перед посвящающим на колени, который ударял посвящаемого тыльной стороной меча по затылку со словами: «Будь храбр!». Это был единственный удар, который посвящаемый мог снести.

20. а.

21.

А) возникновение мировых религий, стилей романского, готики, рыцарской культуры, Культа Прекрасной Дамы;

Б) гнет церкви, отсутствие медицины, болезни и т.д.

Баллы:

По 1 баллу за правильный ответ.  Вопросы 18,20,21 – от 1-5 баллов.

«2» - (15- 24)

«3» - (25- 37)

«4» - (38- 56)

«5» - (57- 64)



Предварительный просмотр:

Образовательный диктант

Художественная культура России 19 века

  1. «В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки…» - о стихах какого художественного периода России  здесь говорится?
  2. Лирика – это (выбрать):

       а) содержание внутреннего «я»; б) содержание внешнего «мы».

  1. Подписать портреты лучших лириков этого времени:

                                

      4. Впишите фамилии авторов этих строк:

            «Ночь, улица, фонарь, аптека…» -  …                

            «За тонкой стеной замирала рояль»  - …
           «Я к тебе никогда не вернусь…»  - …

            «Вот уж вечер, роса …»  - …

            «Читайте, завидуйте, я – гражданин …»  - …

  1. За границей эту группу музыкантов России 19 в. называли « … » по числу главных представителей (впишите название).
  2. Перечислите фамилии этих музыкантов: 1) 2) 3) 4) 5)
  3. Вставить фамилии авторов музыкальных произведений:

«Лебединое озеро» - …

«Щелкунчик» - …

«Времена года» - …

«Борис Годунов» - …

«Иван Сусанин»- …

«Руслан и Людмила» - …

«Князь Игорь» - …

  1. Кто из этих композиторов имел профессиональное образование: а) б)
  2. О каком направлении в искусстве идет речь: «возвышенные идеалы, мечтательность, острое желание изменить несовершенный мир …»?
  3. Как вы относитесь к творчеству М.Врубеля? Обоснуйте ответ.
  4. О каком направлении в искусстве идет речь: «это способность верно, истинно, правдиво отражать жизнь человека …»?
  5. Соотнесите:

       Айвазовский       Демон

      Саврасов              Последний день Помпеи

      Шишкин              В лесу графини Мордвиновой

      Кипренский         Степан Разин

      Брюллов               Девятый вал

      Врубель                Переход Суворова через Альпы

      Репин                   Грачи прилетели

      Суриков               Портрет Пушкина

  1. Выбрать из списка простые и сложные жанры музыки: песня, опера, симфония, марш, танец, балет, фантазия.
  2. Какова культура Серебряного века (выбрать): иносказательна, символична, правдива, критична, фольклорна, метафорична, сверхреальна, мистична.
  3. Оцените вклад деятелей культуры Серебряного века в МХК (подробно).



Предварительный просмотр:

Тема: Образовательный диктант по культуре России 18-19 вв.

Цель: актуализация опорных знаний

Дать определение:

  1. Парсуна – это …
  2. Канон – это …
  3. Храмовая культура – это …
  4. Светская культура – это …
  5. Русская европейскость – это …
  6. Ландшафтное искусство – это …
  7. «Пенсионер» 19 в. – это …
  8. Просветитель – это …
  9. Зодчий – это …
  10. Ваятель – это …
  11. Монумент – это …

Вписать значение этих выражений:

  1. «Петров двор» - …
  2. «Парадиз» - …
  3. «Уединенный уголок» - это …
  4. «Российский Буанаротти» - это …
  5. «Самсон, разрывающий пасть льву» - это …

Определить по смыслу:

  1. Назарий Савин, Симон Ушаков, Гурий Никитин - …
  2. Фальконе, Клодт, Мартос - …
  3. Петергоф, Царское село, Ораниенбаум - …
  4. Бритье бород, европейский костюм, ассамблеи, маскарады - …
  5. Трезини, Растрелли - …
  6. Ухтомский, Кокоринов, Старов, Баженов - …
  7. Прокопович, Ломоносов, Тредиаковский, Фонвизин - …
  8. Рокотов, Левицкий, Аргунов, Боровиковский - …

     К каким областям культуры относятся перечисленные явления?

    Заполни таблицу:

        Дискотека, родовой герб, фильм-триллер, граффити, исповедь, концерт симфонического оркестра, гадание, именины, герб страны, хоровод, компьютерная игра, застольное пение, опера, молитва, государственный гимн, выставка картин передвижников, исповедь.

Официальная культура

Народная культура

Классическое искусство

Массовая культура

Духовная культура

Современное искусство



Предварительный просмотр:

Тест по России 18 век 11 класс II вариант

1. Расставить по порядку эпохи развития искусства: Возрождение, Просвещение, Древний мир, Средневековье, Первобытность, Новое Время, Современность.

2. Современники, сподвижники А.Рублева (выбрать): Феофан Грек, Прокопий Чирин, Даниил Черный, Прохор с Городца, Симон Ушаков.

3. Тип средневекового мышления:

а) символичность; б) рационализм; в) гуманизм.

4.  Какие вечные истины звучат в иконе Рублева «Троица» (вписать): а) б); в).

5. Какова цель создания азбук Кириллом и Мефодием? Обоснуйте ответ.

6.  Соотнести:

«Повесть временных лет»               Иларион

«Слово о законе и благодати»        Владимир Мономах

«Поучение»                                       Нестор

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

7. Какая мысль звучит в «Слове…»:

а) автор сокрушается поражением войск Игоря;

б) передать исторические события того времени;

в) поражение произошло из-за княжеских междоусобиц.

8. Раскол Церкви в XVII в. в России разделил верующих на (вписать): а) б).

9. Как называется процесс освобождения культуры от средневековой нормативности, укрепления светского взгляда на мир (вписать): … .

10. Как этот процесс сказался на искусстве иконописи? Обоснуйте.

11. Кто из русских живописцев XVII в. стал новатором в иконописи:

а) Симон Ушаков; б) Прокопий Чирин; в) Гурий Никитин.

12. Парсуна – это (вписать): … .

13. Кому были посвящены первые парсуны:

а) государственным деятелям; б) церковным деятелям; в) народным повстанцам.

14. Опираясь на садово-парковую культуру каких стран мира был создан ансамбль Петергофа: а) Персии; б) Франции; в) Голландии.

15. Главная черта ландшафтного искусства: а) связь с природой; б) отрыв от природы.

16. Поставить по порядку возрастания искусство портрета: икона, портрет, парсуна.

17. Как происходило становление в России скульптурного портрета? Обоснуйте.

18. Соотнесите:

Фальконе            «Самсон, разрывающий пасть льву»

Козловский         «Медный всадник»

Шубин                 Кони на Аничковом мосту

Клодт                   галерея «вельможных» скульптурных  портретов

19. Особенности парадного портрета. Перечислить.

20. Особенности интимного портрета. Перечислить.

21. Прогресс культуры России связан с:

а) окном в Европу; б) народными восстаниями; в) закрепощением крестьян.

Ответы:

1. Первобытность, Древний мир, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое Время, Современность.

2. Феофан Грек, Даниил Черный, Прохор с Городца.

3. а.

4. Добро, жертвенность, любовь.

5. Уравнять славянские языки для чтения христианских книг.

6. «Повесть временных лет»           Нестор

«Слово о законе и благодати»        Иларион

«Поучение»                                       Владимир Мономах

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор

7. в.

8. Староверы, нововеры.

9. Обмирщение.

10. Икона становится как картина: сюжет усложняется; появляется светотень, плоскостное изображение уходит; лики становятся «как в жизни».

11. а.

12. изображение государственных мужей по еще иконописным канонам.

13. а.

14. б.

15. а.

16. икона, парсуна, портрет.

17. Вначале были изображения языческих богов из дерева. При  Петре I стали приглашать из-за границы лучших мастеров, русских «самородков» художников отправляли для учебы за рубеж. Петр I всячески способствовал такому развитию искусства

18. Фальконе             «Медный всадник»

      Козловский         «Самсон, разрывающий пасть льву»

      Шубин                 галерея «вельможных» скульптурных  портретов

      Клодт                  Кони на Аничковом мосту

19. Торжественная обстановка, поза, парадная одежда, прическа, жесты принужденны.

20. Свободная, раскованная обстановка, непринужденные позы, жесты, одежда и прическа.

21. а.

Баллы:

По 1 баллу за правильный ответ.  Вопросы 5,10, 12,17, 19, 20 – от 1-5 баллов.

«2» - (10- 25)

«3» - (26- 40)

«4» - (41 –54)

«5» - (55- 65)



Предварительный просмотр:

Тест по МХК     11 класс       Iвариант

1. Соотнести названия музеев мира:

а) Испания -              1. Эрмитаж    

б) Россия -                 2. Лувр

в) Франция -              3. Прадо

г) Германия -             4. Уффици

д) Италия -                 5. Дрезденская Галерея

2. Какая культура способствовала расцвету искусства Руси 12 века:

а) византийская; б) болгарская; в) монгольская.

3. Просветители, «Прометеи», составители глаголицы и кириллицы (вписать): а) б).

4. Цель создания азбуки:

а) уравнять славянские языки;

б) создание собственно русской азбуки;

в) желание авторов приобрести славу.

5.. Типы произведений древнерусской литературы (выбрать):

 роман, трилогия, житие, летопись, эссе, послания, поучения, рассказы.

6. Соотнести:

«Повесть временных лет»               Иларион

«Слово о законе и благодати»        Владимир Мономах

«Поучение»                                       Нестор

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор.

7. Какой век в России называют «бунташным»: а) XV в.; б) XVI в.; в) XVII в.

8. Кто из русских церковных деятелей стал главой церковногораскола и был казнен за это:           а) Аввакум; б) Епифаний; в) Авраамий.

9. Обмирщение культуры – это (выбрать):

А) освобождение от церковного влияния;

Б) обогащение западной культурой;

В) консервация имеющихся достижений.

10. Кто из русских художников был выдающимся мастером в живописи XVII в., новатором и исследователем:

а) Гурий Никитин; б) Сила Савин; в) Симон Ушаков.

11. Кто из русских царей издал указ о строительстве первой «театральной храмины»:

а) Петр I; б) Петр III; в) Екатерина II.

12. Кто из русских скульпторов является автором произведения в духе классицизма:

а) Шубин Ф.И.; б) Гордеев Ф.Г.; в) Козловский М.И.

13. Каким образом появилась в России монументальная скульптура? Какую роль играл в этом Петр I? Обоснуйте.

14. Автор «Медного всадника»:

А) Мартос И.П.; б)Фальконе Э.; в) Шубин Ф.И.

15. Автор знаменитой конной группы на арке Главного Штаба:

А) Клодт П.К.; б)Щедрин Ф.Ф.; в) Антокольский М.М.

16. Автор галереи «монарших, вельможных» портретов:

А) Шубин Ф.И.; б) Опекушин А.М.; в) Щедрин Ф.Ф.

17. Кто из архитекторов создал в стиле барокко Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе, Зимний в Петербурге:

А) Баженов; б) Расстрелли; в) Казаков.

18. Что, по – вашему, значит понятие «садово-парковое искусство»? Перечислите элементы, его составляющие.

19. Каков тип композиции садово-паркового ансамбля Петергофа (выбрать):

 а) геометрическая; б) живописная.

20. Определите стиль (выбрать): символизм, романтизм, реализм, импрессионизм.

А) возвышенные устремления, идеалы, мечты -  …;

Б) тщательная фиксация сиюминутных впечатлений - …;

В) критическое отношение к буржуазной действительности, раскрытие социальных проблем - …;

Г) условность восприятия, интерес к философским и символическим началам искусства - … .

Ответы:

1. а)3,   б) 1,   в)2,    г) 5,   д4.                

2. а.

3. Кирилл и Мефодий.

4. а.

5. житие, летопись, послание, поучение.

6.       «Повесть временных лет»               Нестор

«Слово о законе и благодати»        Иларион

«Поучение»                                       Владимир Мономах

«Слово о полку Игореве»                неизвестный автор.

7. в.

8. а.

9. а.

10. в.

11. а.

12. в.

13. Вначале были изображения языческих богов из дерева. При  Петре I стали приглашать из-за границы лучших мастеров, русских «самородков» художников отправляли для учебы за рубеж. Петр I всячески способствовал такому развитию искусства.

14. б.

15. а.

16. а.

17. б.

18. Это искусство преобразования «дикой» природы в культурную. Элементы: беседки, скверы, площади, мосты, фонтаны, скульптуры, цветочные насаждения, стриженные кустарники и т.д.

19. а.

20. а – романтизм; б) импрессионизм; в) реализм; г) символизм.

Баллы:

По 1 баллу за правильный ответ.  Вопросы 13,18 – от 1-5 баллов.

«2» - (15- 20)

«3» - (21- 29)

«4» - (30 –37)

«5» - (38- 42)



Предварительный просмотр:

Урок МХК в 8 классе на тему:

История греческого театра

1. Вводно-мотивац.этап.

 О греческой культуре вы теперь знаете не понаслышке. Мы посвятили этому несколько уроков. Интересно, какой вы составите рассказ из слов, написанных на доске.

Задание: Выбрать из списка слова, относящиеся к Греции и составить из них короткий рассказ о Греции: торговля, ремесло, лес, пурпур, стекло, пираты, рабы, колонии, Азия, алфавит, Африка, Афины, иероглифы, Нил, папирус, земледелие, пустыня, Красное море, Тигр, Вавилон, Акрополь, коры, куросы, шумеры, глина, тростник, Зевс, Хаммурапи, Инд, ил, Европа, снег, Мемфис, фараон, пирамиды, клинопись, Евфрат, финиковая пальма, персидский залив, Средиземное море, мореплаватели.

2. Операционно-содерж.этап.

 Возникновение театра было связано с религией древних греков. Учитель напоминает, что греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.

Почему? Какие праздники устраивали в его честь?

 В мифе рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры – лесные боги, полулюди-полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заостренные козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

 В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров,  греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперед выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствованиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров.

Сценки, разыгрываемые участниками праздника и были первыми театральными представлениями: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями – все население города. 

 Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Актеры изображали в лицах уже не только мифы о Дионисе, но и другие мифы; они разыгрывали и сценки из повседневной жизни. Поэты стали писать для театра пьесы.

  В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).

   Древнегреческие театры вмещали много тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тысяч мест. Жителей в греческих городах было меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

 - Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра.

Ответ: театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества устраивались несколько раз в году.

  Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей.

 - Чем объяснить, что театральные представления не устраивались вечером, как это принято сейчас?

 (Не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища устраивались при свете солнца.)

 За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.

 Большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие иностранцы. Женщины, постоянно занятые домашними делами, бывали в театре значительно реже мужчин. Рабы посещали театр в качестве слуг, сопровождая господ. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).

 Устройство греческого театра:

1.Скене – постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. 2.Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине.

 Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.

 Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях. Актерами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Обычно в каждом представлении участвовало три актера. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актер исполнял несколько ролей.

- Почему актеры надевали маски?

 Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают.

 В древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия. 

- Как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?

Ответ: трагедиями назывались пьесы серьёзного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц.

 Комедии – весёлые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки.

3. Рефлексивно-оцен.этап.

Составить кроссворд по теме греческого театра.



Предварительный просмотр:

Урок МХК в 8 классе на тему:

«В чем эстетический идеал греческого Акрополя?»

Урок по дидактическим целям: комбинированный урок;

урок по этапам формирования навыка: вводный урок;

урок по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;

урок по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок работы в малых группах;

урок по приоритетно используемому методу обучения: проблемный урок;

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока:
урок-экспедиция;

Цель данного типа урока - применение знаний на практике: создание из бумаги модели греческого храма на примере Афинского Акрополя.

Планируемые результаты:

предметные: получение, преобразование и применение знаний об ордерной греческой системе на примере Акрополя;

метапредметные: формирование  умения ставить учебные цели и задачи; планирование способов и путей достижения учебных и прикладных целей;

личностные: способность к саморазвитию.

Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности;
  2. Этап актуализации и пробного учебного действия;
  3. Этап вычленения места и причины затруднения;
  4. Этап построения проекта выхода из затруднения;
  5. Этап реализации построенного проекта;
  6. Этап первичного закрепления;
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  8. Этап включения в систему знаний и повторения;
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД,  формирующиеся на данном этапе

1. Оргмомент – 2 мин

1. Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

2. Если бы вам предоставилась возможность совершить путешествие, куда бы вы хотели съездить, посмотреть на мир?

Какие страны сейчас наиболее предпочтительны для российских туристов?

Какая страна древнего мира  является, по вашему мнению, колыбелью мировой цивилизации?

1) Регулятивные: волевое усилие для изучение знаний по МХК;

2) Личностные: интерес к теме урока;

3) Коммуникативные: вовлечение в тему, сотрудничество с учителем.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе – 5 мин

1. Что мы знаем о Греции? На предыдущем уроке вы получили первоначальные сведения об этой замечательной стране.

 2. Итак, уже в 7-6 вв. до н.э. в греческой  культуре были мифы, построен Кносский дворец.

3. Показ слайдов на тему прошлого урока.

4. Приглашаю вас совершить экспедицию в Древнюю Грецию. Что же мы с вами там хотим увидеть?

 5. Дети размышляют, я использую наводящие подсказки на предмет греческой архитектуры;

6. Итак, в экспедиции нам нужно изучить греческую архитектуру. А какую? Какие сооружения нам были бы интересны? Вспомнив про период древности, то какие жилища нам были бы интересны: жилища людей или богов? Конечно, богов! Жилища людей не сохранились.

1) Познавательные:

Дети говорят о крито-микенской культуре, о Минотавре, Кносском дворце, Лабиринте, Тесее, Ариадне…

2) Логические: поиск темы исследования.

3) Регулятивные: вопрос-размышление-ответ.

3. Усвоение новых знаний  и способов действия – 2 мин

Давайте наметим план нашей экспедиции:

1. Узнать, какие в Греции ставили храмы богам на предмет их эстетического и художественного значения.

2. Если учесть, что у нас нет Интернета, где мы можем взять информацию?

В энциклопедиях, справочниках, мобильный Интернет, коллекция презентаций в ПК.

3. Озвучить и показать найденную информацию.

(учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели)

1) Регулятивные:

- поставить цель этого этапа урока: поиск информации: если мы поищем этот материал, то мы сможем узнать об этих храмах.

2) Познавательные: найти нужную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий – 10 мин

1. Дети занимаются поиском информации – 5 минут.

2.  Предоставляют ее всему классу (после детей я показываю свою презентацию).

3. Итак, наиболее известным греческим сооружением, посвященным богам является Акрополь в Афинах. Храмы Акрополя построены особым образом, каким? (колонны, нет стен, украшение храма фигурами …)

Что такое ордер?

Какие бывают ордера?

В чем красота храмов, выстроенных в этих ордерах?

4. Применяются ли сейчас ордера для украшения зданий? (физкультминутка – 2-х минутная экскурсия в школьный коридор, сделать обзор дизайна в греческом стиле).

4. Итак, в экспедиции в Древнюю Грецию мы узнали о греческой ордерной системе. Конечно, трудно грекам было возводить храмы из камня!

Можем ли мы с вами возвести храм из бумаги? Можем!

5. На столах – раздаточный материал. На ватмане намечены контуры будущего храма. 1 столу – контуры колонн (по 2 на человека). 2 столу – контуры карниза. 3 столу – силуэты украшения фриза храма.

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные: на столах – книги, репродукции, дети занимаются поиском.

2) Познавательные:

- поиск и выделение информации по греческим храмам.

- зачитывание и показ информации.

- построение логической цепи рассуждения.

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия – 20 мин

1. Что нам нужно сделать? Вырезать по контурам, согнуть по линиям и склеить фрагменты в единое целое.

2. На столах – репродукция Парфенона. Дети вырезают, склеивают

3. Итак, храм готов!

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно выполнять моделирование из бумаги.

6. Коррекция знаний и способов действий – 2 мин

1. На доске – набор слов. Нужно выбрать и оставить только те, которые подходят для идеала греческой архитектуры

1) Регулятивные:

Коррекция знаний.

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании – 5 мин

1. Давайте бросим кубик и попробуем ответить на мои вопросы (кидает каждый).

2. Как строили храмы греки мы знаем, но что же мы будем изучать на следующем уроке? Разве только Афине строили храмы? Значит, на будущем уроке будем говорить о богах Древней Греции!

Как мы сформулируем тему урока? (помогаю)

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Рефлексия – 1мин

1. Ребята, интересная была сегодня тема?

Понравилось вам моделировать храм? Это уже третий храм, выполненный на уроке искусства!

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Набор слов: величие, гармония, простота, безмерность, симметрия, приземленность, пропорции, симметрия, порядок, мера, безвкусие, утилитарность.

Вопросы:

Почему в Грецию мечтают попасть многие люди земного шара?

Объясни в чем красота греческого храма.

Назови три греческих ордера.

Вспомни самый интересный слайд урока.

Поделись тем, что хорошо запомнил.

Предложи название темы нашего урока.

Приемы:

Ассоциативный  ряд (слова на доске)

Подводящий диалог (наводящие вопросы)

Проблемная ситуация (что хотим увидеть, какова греческая архитектура, какие здания хотим увидеть, план экспедиции и т.д.)

Высказывание великих о Греции

А. Н. Толстой Воспринимать искусство... столь же трудно, как и творить его.

Цицерон Все прекрасное редко.
Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.
П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.


Кубик Блума (вопросы)

Нестандартный вход в урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...