Комплекс для развития голоса
методическая разработка

Донцов Владимир Иванович

Комплекс для развития голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_dlya_razvitiya_golosa.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы «концентрического» метода вокальной школы М.И. Глинки.

  1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков;
  2. Объем диапазона голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том и в другом случае не должно быть никакого напряжения.;
  3. Работать надо постепенно, без торопливости;
  4. Ни в коем случае нельзя допускать форсирования звучания;
  5. Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо);
  6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении;
  7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне;
  8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Певческая установка.

Под певческой установкой понимается правильное положение корпуса,

 шеи, головы поющего, способствующие образованию хорошего певческого звука.

Наиболее естественным для пения является положение «стоя». Именно в

этом положении находятся учащиеся во время исполнения музыкального материала, выступления. Тем самым обеспечиваются правильные певческие навыки: поющий стоит прямо, не сутулясь, грудь немного выдвинута вперед, голову нужно держать прямо – это обеспечивает полную свободу гортани и мышц шеи, мышцы лица должны быть свободны от любого напряжения.

Перед исполнением любого упражнения или песни следует выполнять следующее: исполнитель, стоя, в раслабленном положении, должен поднять плечи высоко вверх, отвести их «далеко» назад и опустить. Это и будет правильной осанкой во время пения.

Певческое дыхание.

Певческое дыхание имеет важнейшее значение в пении.

Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Правильное дыхание дает певцу возможность делать свое пение предельно выразительным и легким, к тому же – это залог чистой интонации которую совершенно необходимо иметь каждому певцу.

Техника дыхания состоит в бесшумном коротком вдохе, опоре воздушного столба и спокойном его расходовании. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано до конца.

   Нередко дети «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в использовании дыхания.

Для этого необходимо тренировать дыхание специальными упражнениями, которым ребята часто дают свои названия («Ласковый ветерок», «Силач», «Каратист», «Жук», «Муха», «Комар», «Колокольчик» и др.).

Для детей 7-9 лет основным дыханием является верхнереберное, или ключичное, которое в 11-12 лет постепенно переходит в грудное, или боковое. С 15 лет развивается нижнереберное или дифрагмальное дыхание.

Звукообразование.

Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук.

Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.

Важнейшим певческим навыком следует считать навык легкого «зевка». «Зевок» вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба. Именно такое положение голосового аппарата является наиболее благоприятным для свободного, полнозвучного и непринужденного пения.

Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых складок.

В детском пении применяется и мягкая, и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука.

В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных. Гласные в пении должны произноситься четко, чисто, по тембру одинаково, с округлением. Прием округления необходим и для того, чтобы преодолеть регистровую перестройку голоса. Как известно, наибольшей трудностью для певца является переход из одного регистра в другой, исполнение так называемых переходных звуков. Эта трудность всегда возникает в том случае, если для исполнения взято произведение большого диапазона. Чтобы звук всегда был ровный и единообразный, надо стремиться к пению на соединении регистров – грудного и головного. Грудное резонирование придает голосу мощь, силу, компактность, а головное – блеск, яркость, полетность. Когда певец соединяет в пении оба регистра, его голос приобретает все перечисленные качества.

Воспитывая певческое звучание, педагог все время должен заботиться о том, чтобы дети пели звонко, светло, легким, мягким, напевным, нефорсированным звуком.

Важным методом воспитания правильного певческого звукоообразования является показ голосом самим педагогом, демонстрация правильного звучания.

Дикция.

Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью.

Отчетливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в вокальном обучении уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Вокальная дикция зависит от активной и четкой работы органов ротовой полости (артикуляционный аппарат).

Типичный недостаток в дикции – невнятное произношение слов, чрезвычайно вялая работа артикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве звука, который становится тусклым, дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Педагог должен выяснить дефекты, если таковые есть, у каждого певца и индивидуально поработать над их устранением. В зависимости от причины недостатка дикции выбирается соответствующее упражнение. Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Вырабатывая ощущение свободного движения нижней челюсти, педагог должен помнить, что степень раскрытия рта у поющих может быть различной, так как это зависит от индивидуального физического строения речевого аппарата. Чрезмерно открытый рот может вызвать напряжение при пении. Нарочитое опускание нижней челюсти, бессмысленное раскрывание рта лишает звук тембра и выразительности, делает его жестким.

Певческая артикуляция от артикуляции при обычной речи отличается тем, что при певческом голосообразовании во много раз активизируется работа всего артикуляционного аппарата при произнесении как гласных, так и согласных.

Правильное произношение в пении опирается на произносительные нормы литературного языка.

В работе над вокальной дикцией следует избегать утрированного произношения согласных. К этому приему можно прибегнуть лишь в выразительных целях, когда надо специально подчеркнуть, особо выделить текст. Принципом же работы должно стать спокойное (но не вялое!) произношение согласных. Здесь многое зависит от того, насколько правильно настроен голос в смысле резонаторов. Если гласная имеет полетность, согласная «полетит» вслед за ней ( согласную при этом обязательно формировать в позиции гласной, так же высоко).

Истоки русской вокальной школы идут от плавной речи и от широкой распевности народных песен. Над словом надо работать не формально, а по существу, вникая в смысл, в интонацию слова.

Основная цель работы педагога над вокальной дикцией сводится к тому, чтобы научить учащихся петь осмысленно и художественно выразительно.

Необходимо, чтобы слово в пении всегда произносилось с живыми интонациями родного языка, отсюда вытекает необходимость, обязательность сочетания интонационной выразительности при пении с фонетической чистотой и правильностью языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

"Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова (вокально-хоровая работа)"

Метод В.В.Емельянова включают в свою работу многии учителя музыки Белгородчины. Хотя многии моменты спорные, но автор (удивительный педагог и учёный) поражает и заряжает своей энергией. Его опыт надо ...

фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса(кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Униве...

Методическое пособие для учителей музыки - развитие голоса детей по фонопедическому методу

Предназначено для вокально-хоровой работы на уроках музыки....

Мастер-класс "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова

Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РАЗВИТИЕ ГОЛОСА, СЛУХА И РИТМА В РАБОТЕ С ХОРОВЫМИ ПАРТИЯМИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Развитие голоса, слуха и ритма в работе с хоровыми партиями»...