Использование ИКТ на занятиях вокалом
статья

Недоросткова Алла Галисовна

В работе представлены различные технологии при занятиях вокалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_razlichnyh_tehnologiy_na_zanyatiyah_vokalom.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных технологий на занятиях вокалом

1.Обоснование выбора используемых образовательных технологий.                                                 Сегодня творческие объединения дополнительного образования благотворно влияют на развитие всей воспитательной системы учебного заведения, способствуют педагогическому освоению ученической среды, успешному вовлечению ее в социум, служат раскрытию креативности учащегося, привитию гуманности, формируют рациональную организацию досуга, помогают отвлечению подростков от вредных влияний извне.

В воспитании гармонично развитой личности учащегося пение, вокальная музыка занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Это наиболее доступный метод музицирования. Правильное обучение пению сохраняет и развивает голос, тренирует голосовой и дыхательный аппарат. Пение в ансамбле и соло совершенствует художественный вкус подростков, расширяет и обогащает их музыкальный и культурный диапазон.

От современного педагога, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Основной задачей для меня является развитие у обучающихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.                                          Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, является овладение современными образовательными технологиями. Современные технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебной и воспитательной деятельности.                                                                             

Цели и задачи создания вокального кружка – воспитание эстетической и духовной культуры, развитие интеллекта, расширение музыкальной эрудиции, эмоционального диапазона, привитие нравственности у учащихся образовательного учреждения начального профессионального образования.

На занятиях я стремлюсь научить воспитанников соединять исполнение любого произведения с личным опытом, со своим мировоззрением, это позволяет прочувствовать материал, а значит обогатить духовный мир подростков. В этом помогают различные формы работы и специальны Организация жизнедеятельности коллектива начинается с набора новых участников и уточнения прежнего состава кружковцев. Осуществляется прослушивание всех желающих, распределение их по голосовым диапазонам, выявляется уровень подготовки и природных способностей, учитываются увлечения и возможности учащихся. Проводятся вводные занятия, где предлагается просмотр видеозаписей деятельности кружка прошлых лет, используется рассказ об образовании этого коллектива, доводятся до учащихся правила поведения внутри кружка, проговариваются основы сценической этики. Вместе с участниками кружка подбирается песенный репертуар, с учетом их интересов,

Технология коллективной мыслительной деятельности (групповая работа) на занятиях весьма привлекает школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  •  меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • сплочённость коллектива резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Неотъемлемым компонентом личностно – ориентированной технологии является технология диалога культур (учебный диалог). Применение учебного диалога на занятиях позволяет расширять образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. Процесс обучения строиться таким образом, чтобы обучающийся добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.  Обучающимся предоставлено право оспаривать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы обучающиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на занятии поощряется.

Чтобы у обучающегося не пропал интерес к учебе применяю технологию индивидуализации обучения (индивидуальный подход). Данная технология учит работать самостоятельно, развивает  воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с обучающимся и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены обучающимся как обязательные так и альтернативные, которые ребёнок может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Поэтому в своей практике использую здоровьесберегающие технологии, которые применяются в урочной деятельности. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

2.Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе

В своей работе использую информационно-коммуникативные технологии на занятиях.  ИКТ позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к обучению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Занятия  с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными занятиями.

  • Урок с использованием ИКТ становится более интересным для обучащихся, даёт более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
  •  Использование ИКТ – это помощь педагогу.
  •  Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
  •   Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • работа в музыкальном редакторе «Sound Forge;
  • Internet Explorer для возможности выхода в интернет
  • Power Point, Elite Panaboard    book   для создания своего сайта;
  • использование готовых обучающих программ;
  • Word для оформления текстовых документов;
  • Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков;            

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания  обучающихся повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить детей, одного желания мало. Педагогу  необходимо овладеть рядом основных умений:

  • технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методические - умения, необходимые для грамотного обучения ;
  • технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных занятиях.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 

  • усиление интенсивности занятия
  • повышение мотивации обучащихся,
  • мониторинг их достижений

Деятельность, в которой реализуется ИКТ, может быть: учебная, игровая, урочная. К результативности использования ИКТ можно отнести:

1.Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

2.Повышение уровня использования наглядности на уроке;

3.Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

4. Рост качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ.

Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области  деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.В дополнительном образовании актуальным в...

Сборник упражнений для занятий вокалом

Этот сборник упражнений содержит упражнения на артикуляцию и дыхание. Эти разделы часто незаслуженно не  получают должного внимания....

Методические рекомендации для занятий вокалом с детьми в переходном возрасте

Особенности занятий вокалом с детьми в переходном возрасте, репертуарные требования, дыхание, звукообразование...

Роль занятий вокалом в формировании личности ребенка

Детская вокальная педагогика обладает рядом особенностей по сравнению с обучением взрослых. Такие отличия определяются тем, что детский организм еще не достаточно сформирован и находится в какой-то оп...

Современные педагогические технологии на занятиях вокалом

Использую современные образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, метод модулирования художественно–творческого процесса, информационно-коммуникативные технологии, проблемное обуче...

Польза занятий вокалом

Польза занятий вокалом...