Роль занятий вокалом в формировании личности ребенка
методическая разработка по теме

Кендзерская Татьяна Николаевна

Детская вокальная педагогика обладает рядом особенностей по сравнению с обучением взрослых. Такие отличия определяются тем, что детский организм еще не достаточно сформирован и находится в какой-то определенной стадии своего развития, которую можно охарактеризовать как период накопления растущим организмом сил, необходимых знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokal_rekomendatsii.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации:

Роль занятий вокалом

в процессе формирования личности ребенка.

Адрес: 

Педагогам, дополнительного образования

 вокальных,  хоровых детских объединений

и студий.

Ст. Брюховецкая

Педагог дополнительного образования

Кендзерская Т.Н.

 « Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены. Но он будет во всех смыслах грамотно петь -  и в отношении техники, и в исполнительском плане».

Слова профессора  Этторе Гандольфи, преподававшего в России в начале ХХ века, звучат как девиз для педагогов – вокалистов, работающих с детским голосом.

С давних пор методы обучения пению, как правило, окружались ореолом таинственности. Однако сохранение в тайне вокально – методических приемов -  это только одна из причин недостаточного развития вокальной педагогики как науки. Сама наука во время развития не могла дать точных сведений о механических работах голосового аппарата человека, которые могли  бы лечь в основу построения научно-обоснованных методов. Вокальное обучение всегда являлось и до сих пор является  эмпирическим методом самонаблюдений и передачи ученику собственных субъективных ощущений учителя.

Детская вокальная педагогика обладает рядом особенностей по сравнению с обучением взрослых. Такие отличия определяются тем, что детский организм еще не достаточно сформирован и находится в какой-то определенной стадии своего развития, которую можно охарактеризовать как период накопления растущим организмом сил, необходимых знаний и навыков.

Существует двоякое мнение о работе с детским голосом. Одни считают, что пение в детском возрасте нецелесообразно, так как певческие навыки, приобретенные в детстве, вступают в противоречие с принципами постановки голоса у взрослых. А другие, составляющие большинство, сходятся в мнении, что вокальным искусством возможно и полезно заниматься с самого раннего детства. К их числу относятся: И.И. Левидов, Н.Н. Добровольская, В.П. Морозов, Е.М. Малинина, Н.Д. Орлова, В.В. Емельянов и многие другие. Все они утверждают, что предварительная обработка детского голоса значительно облегчает трудности обучения пению в зрелом периоде жизни, так как гортань к этому времени оказывается уже достаточно развитой и гибкой. Они считают, что пение укрепляет общее состояние здоровья учащихся: оздоравливает дыхательные, слуховые и голосовые органы; влияет положительно на общее развитие ребенка, развивает слух и детское восприятие, воспитывает художественный вкус.

Именно поэтому вопрос детского вокального обучения был интересен педагогам-вокалистам прошлого, именно поэтому он остается актуальным и в наше время.

Цель данной рекомендации - раскрыть роль занятий вокалом в процессе формирования личности ребенка.

Задачи:

  1. доказать необходимость систематического обучения детей пению;
  2. рассмотреть возрастные и физиологические особенности голосового аппарата ребенка;
  3. объяснить специфику вокального звукообразования певческой дикции детей;
  4. разъяснить значение приема вибрато и представить комплекс упражнений по его выработке;
  5. показать значение вокальных упражнений, устраняющих дефекты речи у детей.

В первой главе данной работы рассматривается обучение пению с исторической точки зрения на примере школы bel canto, М. Гарсиа (сына), Н. Дилецкого, Глуховской певческой школы, М.И. Глинки, А.Е. Варламова.

Вторая глава повествует об особенностях певческого голоса детей, начиная с первого года жизни до 18 лет. Первая часть главы включает в себя вопрос физиологии, а вторая - диапазон и регистр детского голоса.

Третья глава рассказывает о вокальной речи и звукообразовании с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, дает характеристику кантилены. К третей главе прилагаются рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразования.

В четвертой главе разъясняется значение приема вибрато, дается описание его дефектов в детском голосе. Предлагается комплекс упражнений по выработке и устранению его дефектов, разработанный В. Емельяновым.

Пятая глава - вокал как способ лечения речи. Описывает механизм зарождения речи и происхождения дефектов речи. Рассматриваются рекомендации по устранению недостатков и дефектов речи.

Работа ориентированна на всех, кто имеет .какое-либо отношение к преподаванию детского пения: адресована студентам музыкальных училищ и институтов, практикующим педагогам музыки, преподавателям специальных учебных заведений.

Знание особенностей развития голоса учащихся - это первое, что требуется от педагога, так как задачи, которые преподаватель ставит перед детьми, должны всегда соответствовать их возрастным и физиологическим возможностям. Учителю необходимы ясные представления о звукообразовании. Тогда обладая такими знаниями, он сможет верно оценивать звучание, сознательно и вполне объективно исправлять недостатки в пении учеников.

История развития вокального искусства.

Тезис:

В данном материале рассматривается обучение пению с исторической точки зрения на примере школы bel canto., м, Гарсиа (сына), Н. Дилецкого, Глуховской певческой школы, М.И. Глинки, А.Е. Варламова.

Адрес.

Историческая справка ориентирована на всех,  кто  имеет отношение к преподаванию детского пения.

В основу легла работа Ирины  Тимаковой «Роль занятий вокалом в процессе формирования личности ребенка».

Замечательное искусство итальянского оперного пения говорит о том, что итальянская школа традиционно следует своим основным принципам. Проблема воспитания певца в стране и понимания причин высокого уровня и характера вокального мастерства становится ясным, если познакомиться с развитием итальянского вокального искусства. В Италии произошел первоначальный отбор и типизация всех вокальных понятий. Из Италии вышли и удержались до сих пор во всем мире термины вокального искусства. Так определились и наметились элементы технологии пения, такие понятия как тесситура, дыхание, диапазон

(ТЕКСТ ОТДЕЛЬНО)

Финал:

Не случайно, конечно, Глинка строго требовал петь легко и ровно, без толчков. Он обладал исключительным мелодическим талантом. В его музыке, несомненно, преобладает кантиленость и напевность, источник которых,  кроется в народной песне. Глинка говорил: «...В протяжной народной песне имеются элементы певучести, напевности - кантилены, которая по своей мелодической ценности и качествам не только уступает итальянскому bel canto..., но и превосходит его своей эмоциональной насыщенностью; она психологически  более глубока и эстетически более богата».

Глинка считал, что детские голоса должны воспитываться звонкими, серебристыми, нежными. Это было непременным условием развития голоса. А голосообразование должно быть свободным, естественным, при средней силе звука, ровной от первой до последней ноты.

М.И.Глинка является создателем русской вокальной школы. Его вокально-методические указания и созданная позже «Полная школа пения» А.Е. Варламова - все это целая эпоха русской вокальной педагогике.

Варламов, как и Глинка придавал особое значение 1)развитию слуха (рекомендовал «предварительно подготовить слух»), 2) артикуляции, 3) напевности, не допуская форсировки звука. Он указывал на необходимость естественного положения

корпуса. Особое значение Варламов придавал вокализации: «Ученик может упражняться в вокализации с самого юного возраста: через нее он приобретает более силы, гибкости; надобно только, чтобы учитель поступал благоразумно и соблюдал предосторожности, которых требует орган, еще не совсем сформировавшийся». Композитор считал что цель занимающихся вокалом проявляется в потребности души выразить себя в звуке, в музыке.

Следует отметить,  что методика вокальных педагогов прошлого соответствует идеям современного преподавания детского вокала. Педагоги-вокалисты прошлого и настоящего сошлись во мнении, что тщательная и планомерная работа по развитию у детей певческих навыков дает возможность   для   проявления   творческих   способностей,    Для развития  музыкального  вкуса,  музыкальной культуры.  А также создает условия для дальнейшего нормального развития голоса.

Методические рекомендации по теме:

   

  Возрастные и физиологические особенности      детского голоса.

Тезисы: Особенности певческого голоса, начиная с 1 года жизни до 18 лет. Рассматривается вопрос физиологии, диапазона и регистра детского голоса.

Актуальность рекомендации. Знание особенностей развития голоса воспитанников  - это первое, что требуется от педагога, поскольку задачи, которые он ставит перед детьми, должны соответствовать их возрастным и физиологическим возможностям. Педагогу необходимы ясные представления о звукообразовании. Тогда, обладая такими знаниями, он сможет верно оценивать звучание. Сознательно и вполне объективно исправлять недостатки в пении воспитанников.

Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства, закладывает основы его дальнейшего музыкального развития.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого. В период бодрствования ребенка взрослый должен постоянно разговаривать с ним, вследствие чего у малыша появляются голосовые реакции. В 3-4 месяца он издает гортанные звуки, а в 5 -певчие гласные, так называемое «гудение», в 6 - произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

          У малыша от 2,5 месяцев до 6 наблюдается способность внимате-льно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает.

После 6 месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторя-ет звуки, подражая взрослому, различает интонации. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение малыша; двигательные и голосо-вые реакции, создавать у него радостное настроение. Тогда к концу 1 года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

В 2-3 летнем возрасте дети начинают говорить и многие из них начинают посещать детский сад, где воспитатель проводит  ТЕКСТ

нервную систему. Если во время мутации совсем прекратить пение, то это может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. И наоборот, систематические, хотя и ограниченные занятия пением будут способствовать сохранению и упрочнению этой координации.

Из практики хорошо известно, что даже у мальчиков мутация проходит гладко и незаметно, если они регулярно занимались пением в предмутационный период. Достаточно хорошо владея голосом, они умело приспосабливаются к новым условиям и выбирают те звуки, которые им удобно петь.

При систематических занятиях вместе с ростом голосового аппарата увеличивается диапазон голоса. Но так как рост складок идет неравномерно, расширять диапазон надо очень осторожно, тем более что и возбудимость гортанных нервов у детей весьма различна.

 Регистр и диапазон детского голоса.

Наиболее типичный диапазон для детей подросткового возраста : сопрано, дисканты обычно имеют объем от до – ре -первой октавы до фа – соль - второй.  Естественно, что крайние звуки диапазона неудобны для пения и частое их использование может принести большой вред голосу. Для определения удобства исполнения произведения тем или другим голосам в практике введено понятие - тесситура.

Удобной с тесситурной стороны является та часть диапазона, в которой выявляются лучшие качества голоса. Так, для    ТЕКСТ.

Особенности певческого

звукообразования и дикции.

Тезисы. Вокальная речь и звукообразование с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, характеристика кантилены. Рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразования.

Внимание к слову - одна из характернейших черт русской вокальной школы. У М.И. Глинки мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают эти ресурсы».

Слово в пении играет не менее важную роль, чем в бытовой речи, так как оно передает слушателю смысл произведения. «Многие певцы к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией - писал Энрико Карузо, - слушатели часто не понимают языка, на котором певцы поют на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание произведения». Поэтому, так важно, чтобы певец обладал хорошей дикцией, но для этого необходимо знать, какие вопросы включает в себя вокальная речь.

Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функцией на певческую. И если образование согласных в пении не отличается от образования    

разговорных согласных, то при пении гласных необходимо наличие певческих формант. Это значит, что певческий гласный звук, помимо формант речевой гласной, содержит еще и певческие форманты, которые придают ему звонкость, полетность, округленность и бархатистость.

Так как пение осуществляется только на гласных звуках, именно на них и вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность, интонация, регистровая ровность) и техника. Вот почему педагогу-вокалисту необходимо знать пути образования певческого гласного звука.

Звук рождается в гортани при совместной работе голосовых складок и органов дыхания. Но, возникнув в гортани, он еще не имеет определенного характера того или иного гласного. Только в резонаторных полостях звук получает определенное оформление в зависимости от формы ротоглоточного канала. Такое понимание пути образования гласных приводит к важному практическому выводу: гортань при пении должна иметь устойчивое положение, так как все гласные звуки, воспроизводимые голосовыми связками, обладают одинаковыми качествами: силой, точной высотой и первоначальным тембром. Одинаковое положение гортани достигается не фиксацией внимания учащихся н ее движениях, а постоянной и целенаправленной работой над единообразной манерой пения гласных.

Особая роль здесь принадлежит упражнениям, связанным с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с вокализацией на

чередовании гласных - сначала на примарных звуках, а затем и на всем диапазоне. Естественное, красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани, а значит, и правильный режим экономного расходования дыхания.

В формировании гласных активное участие принимают полости глотки и рта, которые, обладая подвижными стенками, могут изменять свою форму и объем. Например, на звуке «И» ротовая полость становится самой маленькой, а на «У» - наоборот, самой большой. При переходе от «И» к «Е» и «А» гортань уменьшается, а на «О» и «У» снова увеличивается.

В ротоглоточном канале имеется мягкое небо с маленьким язычком, которое благодаря своей эластичности и способности сильно сокращаться значительно улучшает резонирование гласных звуков, особенно на верхних участках диапазона.

Несколько слов о роли языка и губ. Язык при пении должен двигаться свободно, чтобы, активно перемещаясь, постепенно создавать условия для спокойного положения гортани. Губы только в момент зарождения гласного звука принимают характерное положение, соответствующее букве.

Следует заметить, что в образовании определенного гласного звука принимают участие все органы, расположенные в полости рта, поэтому их активация - серьезная задача в работе педагога. «Как неприятны пестрые гласные, - писал К.С. Станиславский, - в которых звук «А» вылетает из живота, звук «Е» - из голосовой щели, «И» протискивается из сдавленного горла, звук «О» гудит точно в бочке, а «У», «Ы», «Ю» попадают в такие места, из которых их никак не вытащить.»

При пении гласных приходится прибегать к округлению некоторых из них. Это округление не только приводит к однородному звучанию, например, гласных А и О, Е и Э, И и Ы, но и регулирует работу органов, участвующих в оформлении той или иной гласной, не вызывал изменения в положении гортани.

Также необходимо знать механизм образования отдельных гласных. Например, при пении гласных «И» и «У» создаются условия для активации работы голосовых складок и дыхания. При своем формировании эти гласные не требуют широко открытого рта. Кроме того, И помогает найти ощущение близости звука и для других гласных, так как сам звучит ярко. Это связано с тем, что одна из формант гласного «И» совпадает с высокой певческой формантой. Гласный звук «У» помогает найти правильное положение мягкому небу и маленькому язычку, так как при формировании звука «У» поднимается небная занавеска, позволяющая ощутить «зевок». Хорошо поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость и освобождает голос от неприятного носового призвука.

Очень полезно пение с закрытым ртом на согласном звуке «Н». Такое пение помогает детям понять ощущение «маски»: выработать высокое и низкое звучание, а также протяжность

звука. Однако пением с закрытым ртом нельзя злоупотреблять, так как при нем небная занавеска сильно опускается, а это, как мы знаем, нежелательно.

Процесс звукообразования очень сложный. Формированию навыка ровности гласных во многом способствует использование народных песен. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных.

«Распев, распевание - это есть главное, на чем зарождается русская вокализация...и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и все русские в русской музыке», - писал выдающийся знаток народной музыки А.Д. Кастальский. Однако многие педагоги избегают петь с маленькими детьми народные мелодии с распевами которые предполагают широкое, длинное дыхание. На самом деле, дети любят песни с распевами, а задача педагога состоит в  том, чтобы мелодия распева однородно звучащими гласными, чтобы ребенок не «проглатывал» и не «смазывал» их. Для примера рассмотрим русскую народную песню «Я на камушке сижу».

В первом куплете песни встречаются 2 распева: один из 3-4 нот на гласных «У» и «И», второй распев из 2 нот на гласных «А» и «У». Рекомендуется усиливать звучность в распеве от первой ноты к последней, при этом, каждый раз гласные повторять в медленном темпе.

Известно, что гласные способствуют процессу пения, но для ясности произношения слов в пении они имеют второстепенное значение. Разборчивость слов в первую очередь зависит от четкости и интенсивности произношения согласных. В то же время согласные в пении должны говориться предельно кратко, что требует весьма активного выдоха. Так, например, согласные «К», «Р», «Т», «Д» вызывают при своем образовании как активную работу дыхания, так и движение языка. А это в свою очередь влияет на устойчивость гортани. К тому же акустическая громкость этих согласных значительно меньше, чем у гласных. Значит, прежде всего, следует заботиться о четкой артикуляции и даже утрирования их звучания.

«В пении гласные - река, а согласные - берега». Гласные должны звучать полно, широко, а согласные четко, энергично, коротко.

Умелое, правильное формирование гласных и согласных поможет добиться кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственна всем формам звуковедения от legato до stakkato. Но при любом характере звуковедения дикция должна оставаться яркой.

Однако, у детей дошкольного и младшего школьного возраста артикуляционный аппарат слабо развит: челюсти малоподвижны; язык, губы вялы и пассивны; плохо и неправильно открывается рот; лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных, над выразительностью слова поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения. Улучшить дикцию и артикуляцию возможно с помощью различных вокальных упражнений:

Это упражнение способствует сосредоточить внимание учащихся на фонации и сохранении высокой позиции, используя удобную тесситуру осуществлять нисходящее движение по ступеням мажорной гаммы (от IV к I). Упражнение поется дважды:

  1. на слог «лю»;
  2. с чередованием слогов лю – ли – ле – ля – ле .

Ребята должны запомнить характер звучания мелодии на слог «лю» и сохранить его при пении на другие слоги.

Для выработки четкой артикуляции рекомендуется использовать песни с большим количеством согласных, таких как русские народные песни «Петушок», «Да судном по морю», а также скороговорки, например, «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».

Существуют правила вокальной орфоэпии, которые педагог должен объяснить учащемуся:

1)        Согласные,   которые   заканчиваются   на   слог   или   слово,
должны   переноситься   к   следующему   слогу   или   слову,
позволяя тем самым больше распевать гласные. Например: о-
го-ньки све-рка-ют;

2)        Одинаковые  гласные,  встречающиеся в  конце  одного  и
начале     другого     слова,     поются    раздельно     (делается
люфт пауза). Например: Белая" акация;

  1. Согласные звуки в конце слова произносятся ясно и четко;
  2. Ударные слова в фразах и ударные слоги в словах поются
    несколько громче, чем безударные;
  3. Особенно мягко должны звучать безударные окончания слов;
  4. Слова   в    пении    надо    произносить    в    соответствии    с
    общепринятым   литературным   произношением,   а   не   их
    правописанием, Так нужно петь «што», а не «что»; «снек»,а
    не «снег»; «атчего», а не «отчего».

Отметим также, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что выразительное, глубоко осмысленное пение может существовать только при ясной дикции и правильной артикуляции, что в свою очередь создает естественную регулировку дыхания, звукообразования, осуществляет качественное воспитание тембра

Вибрато - неотъемлемая часть детского пения.

Тезисы: Разъясняется значение приема вибрато, дается описание его дефектов в детском голосе. Предлагается комплекс упражнений по выработке вибрато и устранению его дефектов. Комплекс упражнений  разработан  В. Емельяновым.

В пении вибрато характеризуется, как результат периодиче-ского изменения силы, высоты и тембра. Оно встречается не

только в певческом голосе. Драматические актеры прибегают к вибрато с целью выражения сильных эмоциональных переживаний. С той же целью музыканты-виолончелисты, скрипачи, трубачи - сознательно пытаются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрато певческого голоса. И не напрасно: этот прием заметно оживляет игру на музыкальных инструментах, делает ее более выразительной в художественном и эмоциональном отношении. Вибрато - очень важное украшение звука, придающее теплый, льющийся характер голосу, наделяя его индивидуальным тембром.

Если прислушаться к голосу опытного певца, то можно услышать, что он слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой примерно 5-7 пульсаций в секунду. Движения эти нередко можно наблюдать визуально, а если во время пения приложить руку к гортани поющего, на его грудную клетку или на брюшной пресс, то пульсация вибрато обнаружится совершенно определенно.

С акустической точки зрения вибрато создает наилучшие условия для тонкого регулирования параметров голоса. В качестве авторегулятора в этом случае выступает центральная нервная система человека с ее многочисленными органами чувств.        

Несмотря на то, что глубина изменений частоты основного тона доходит до четверти и даже до полутона, периодического колебания высоты звука в процессе образования нормального вибрато мы не замечаем, *и звук голоса кажется на слух совершенно ровным по высоте и тембру. Таким образом, вибрато придает звуку певческого голоса ровность и уверенность.

Акустические свойства детского голоса свидетельствуют об определенных ограничениях, которые накладывают на голосовую функцию ребенка его возраст.

Сила голоса, звуковысотный диапазон, динамический диапазон у детей младшего возраста значительно ограничены, недостаточно развиты они и у детей старшего возраста и только у взрослых достигают наибольшего развития.

Вибрато мастеров пения отличается приятной, ласкающей слух плавностью. Выражено оно не сильно, и поэтому создается впечатление, что звук голоса «льется непрерывной струей», лишь слегка пульсирующей. Эти пульсации вибрато делает голос живым и одухотворенным.

Помимо красоты, вибрато придает звуку важнейшие технические качества, например помехоустойчивость. Совершенно незаметны в звуке с вибрато неточности интонации и небольшие по интенсивности неровности звука. Оно как бы скрадывает все эти погрешности.

При пении без вибрато, то есть строго фиксированным звуком по высоте, силе и тембру, мышцы голосового аппарата выполняют   утомительную   статическую   работу:    поддержание

гортани, дыхательной системы и резонаторов в строго неизменном , и фиксированном состоянии. При пении с вибрато все мышцы ритмически колеблются в такт с ним, таким образом, производя небольшую ритмическую работу. Это облегчает процесс пения в чисто физиологическом смысле.

Также, удельный вес вибрационных ощущений в пении максимально активизирует все системы голосового аппарата и значительно увеличивает мощность певческого голоса. В связи с этим вибрационные раздражения в пении возрастают по силе и распространению на большое количество участков тела, входя в компонент певческой опоры. По этому поводу Э. Карузо в своей книге «Как надо петь» писал: «...необходимо ощущать звучание всем своим существом, иначе в звуке не будет чувства волнения и силы».

К сожалению, в детском пении вибрато встречается довольно редко, а если даже присутствует, то, скорее всего в резкой и грубой форме, что является отклонением от нормативного вибрато.

Вопрос дефектов вибрато наиболее полно рассматривает в своей работе В. Емельянов. Он утверждает, что дефекты являются отклонением частоты пульсаций в большую или меньшую сторону от эталонной, а также отклонением пульсаций по высоте за предел примерно четверти тона в одну и другую сторону. Если скорость пульсаций становится меньше 5 колебаний, а амплитуда превышает пол тона, то такой голос называется «воче баламенте» -голос  качающийся. А при увеличенной скорости пульсаций с

превышением 8-9 Гц - голос тремолирующий или же «воче тремула».

Дефекты вибрато обычно связаны с каким-либо нарушением равновесия основных голосообразующих факторов: выдоха, работа гортани, формы резонаторов. Тремоляция и прямой, жесткий безвибратный голос, как правило, связаны с перегрузкой гортани. Качание и безвибратный голос, как правило, имеют -причиной перегрузку дыхания, когда гортань не справляется с мощным давлением дыхания, а резонаторы рупора при этом не создают достаточного сопротивления, облегчающего работу гортани. Все это приводит к ослаблению голоса. Поэтому так необходимо устранить дефекты вибрато в детском возрасте, дав возможность дальнейшего нормального развития голосового аппарата.

В практике и литературе педагоги-вокалисты советуют начинать исправление дефектов с временного отказа от певческого тона в привычном его понимании, переходить на невыразительное пение с резким понижением тесситуры и общим снижением энергетических затрат. Также рекомендуется длительный отказ от репертуара, на котором действуют неверные стереотипы фонации.

Чаще всего проблемы с вибрато возникают у детей 12-15 лет. В их голосе вибрато выражено очень слабо и не на всех гласных имеется четкая периодичность пульсаций. Выяснено, что в период мутации голоса у мальчиков вибрато пропадает полностью, даже в том случае, если было довольно хорошо заметно в предмутационный период. В более младшем возрасте 7-9 лет вибрато, как правило, отсутствует. Поэтому преподаватель должен позаботится о его выработке механическим приемом.

При наличии у обучаемого осознанного слухового представления о звучании голоса с вибрато и желания достичь такого звучания - вполне достаточно фонетического и дыхательного способов развития, ярким примером которых являются упражнения изложенные В. Емельяновым в своей системе "Развитие голоса, координация и тренинг".

Начальный этап занятий по выработке вибрато включает в себя 2 программы:

Первая - автор предлагает ребятам нарисовать голосом бронтозаврика. Изучается легкий высокий звук в фальцетном регистре на звуке У, повторяющийся 3 раза. Затем осуществляется нисходящее глиссандо в грудной регистр. У, У, У

Вторая программа называется "Пульсирующим упражнением".

Подготовительная стадия:

1) сидя, руки поставить на талию, произносить звук "К", контролируя расширение диафрагмы, как реакцию на звукообразование;

2) положить левую руку на талию, правую - на живот, произносить "К" контролируя одновременно расширение ребер и выдвижение вперед стенки живота как реакции на работу органов дыхания во время звукопроизношения;

3) Повторить 1 и 2 задания со звуком "К - придыхательным".

Основная задача программы осуществляется сидя с наклоненным вперед туловищем, положив предплечья на бедра у коленей.

Во время исполнения упражнения необходимо концентрировать реакцию внешней мускулатуры на голосообразующие точки дыхания. Внимание концентрируется на ощущениях пульсации в нижней части туловища.

Следующий этап состоит из упражнений, выполняемых в фальцетном режиме.

Первая программа. Преподаватель предлагает задуть детям свечи на праздничном пироге. Исполняется на звуке "У" с выдуванием. Первый шаг - 5 свечей, второй  - 7, третий  - 11.

Первоначально дети могут "тушить" воображаемые свечи только дыханием, слушая исполнение попевки на фортепиано, затем, повторяя то же самое голосом. Весьма желателен контроль выдувания воздуха на ладони.

Вторая программа исполняется в положении стоя, туловище наклонить вперед, не сгибая спины и шеи, пальцами рук упереться в нижнюю часть живота. При этом живот должен быть мягким и расслабленным. Необходимо производить легкие, но интенсивные толчки руками при фонации гласного "А".

  Третья   программа.   Устанавливается   ритм   толчков   на протяжной попевке.

      В темпе по метроному 120 четвертями восьмые триоли дадут частоту пульсаций 6 Гц, что является усредненной эталонной частотой певческого вибрато академического голоса. При затрудненной работе рук, непривычности и сложности предполагаемой координации, зажиме мышц стенки живота, в индивидуальной работе, толчки живота могут производиться рукою   педагога.   Преподаватель   должен  хорошо   представлять частоту   и   амплитуду   вибрато,   которые   он  хочет   вызвать  у обучаемого.

Вокал и медицина.

Вокал как способ лечения речи.

(Лечение дефектов речи у детей).

Тезисы: Описание механизма зарождения речи и происхождения дефектов речи. Предлагаются рекомендации  по устранению недостатков и дефектов речи.

  Современная наука признает в музыке силу,  активизирующую подсознание. Известно о влиянии музыки на вегетативную нервную систему. А также возможности вокала лечить тех, кто страдает от дефектов речи.  Обычно еще в раннем возрасте ребенок начинает подражать плохой, нечеткой речи взрослого. В результате чего у него появляются недостатки речи, которые можно устранить путем планомерного обучения пению. Для этого преподаватель музыки должен знать, с помощью каких механизмов осуществляется разговорная и вокальная речь.

Наша речь состоит из рефлексов II сигнальной системы. Условные рефлексы, из которых складывается фонетическое богатство речи, состоят из множества нервно-мозговых структур имеющих дугообразный, замкнутый характер, то есть таких, куда входит множество обратных связей. Это значит, что каждый используемый орган речи , в момент своего действия (образования «затвора») посылает сигнал в двигательную речевую зону левого полушария мозга. Эта зона, называемая центром Брока, является анализатором тонических речевых движений. Иначе говоря -динамическим стереотипом сигнальной системы мозга. Точно так же чувствительный центр Вернике является анализатором осмысления звуков речи. Работа анализатора совершенствуется в течении нескольких лет (c l-го года жизни), у некоторых она достигает высокого совершенства.

Каждый звук речи влияет на другой, следующий за ним, несколько меняя его характер. Это происходит потому, что каждая фонема подготавливается в мозгу за несколько сотых и тысячных долей секунд, до ее произношения, то есть существует своеобразная установка подготавляемых к произношению звуков. В тот момент, когда осуществляется один условный рефлекс II сигнальной системы, другая фонема уже находится в состоянии подготовки. Следовательно, в каждую секунду имеет место сложное и измененное сочетание возбужденных и заторможенных нервных клеток в двигательном речевом анализаторе - в упомянутом речевом центре Вернике.

При наличии дефектов речи происходит взаимодействие между двумя очагами по закону высшей нервной деятельности. Иногда встречаются помехи, в основе которых лежит, так называемая И.В. Павловым - отрицательная индукция. Вот почему следующая фонема выпадает или окрашивается в звуковой тон предыдущей, как следствие возбуждения. Вместе с тем предлагаемая фонема видоизменяется так, чтобы обеспечить произношение предыдущей.

Чаще всего причиной дефектов речи является результат плохой привычки или же слишком длинный язык, кончик которого выступает между зубами, мешая нормальному процессу речи. К недостаткам речи относятся: манера говорить через нос, процеживать слова сквозь зубы, недостаточное открытие рта, зюзюкание (произношение буквы Ж как 3), замена рдной буквы другой (вместо Р - Л, вместо Л - В и т.д.).

Занимаясь вокалом с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи, педагог обязан поставить перед собой задачу заменить прежние, неверные стереотипы на новые, правильные. По И.В. Павлову процесс замены одного стереотипа другим не является точным разрушением старых связей, а предполагает собой наслоение нового на старый. При этом преподавателя не должно пугать то, что новый речевой рефлекс, включенный в ранее сложившуюся систему, вызывает ее временное нарушение.

В целях устранения недостатков речи рекомендуется комплекс из 6 упражнений. (За основу взята та часть программы В. Емельянова, которая   используется иногда в практической работе).

Упражнение 1 заключается в активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, 3, Ж.» Каждый звук произносится четыре раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти рук: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстры возвращением пальцев в исходное положение.

Особенности произношения : звуки «П» и «Б» говорятся так, как если бы надо было произносить слоги «Пух» и «Бух». Звуки «К» и «Г» говорятся за счет движения языка при открытом рте и неподвижной челюсти. «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием языка. При произнесении звуков «В» и «Ж» необходимо обратить внимание на то, чтобы звуки не звучали как «В-В-В-Ы!», «Ж-Ж-Ж-Ы!». Заканчивать упражнение необходимо на глухих продольных согласных «Ф», «С», «Ш».

Упражнение 2. Его основным элементом является глиссандо восходящее и нисходящее с резким переходом из грудного в фальцетный регистр, из фальцетного в грудной «регистровым порогом». Исполняется на слогах, содержащих глухие согласные.                                                                                                                              

Шу? у!

у-шу  у-шо  у-ша  у-шэ  у-шы

у-су  у-со  у-са  у-сэ  у-сы

у-фу  у-фо  у-фа  у-фэ  у-фы

у-ку  у-ко  у-ка  у-кэ  у-кы

у-ту  у-то  у-та  у-тэ  у-ты

у-пу  у-по   у-па  у-пэ  у-пы

В эмоциональном отношении в задании присутствует удивленный вопрос- недоумение (восходящая интонанция) и ответный возглас - облегчение (нисходящий ход). Для детей упражнение так и называется «Вопросы - ответы».

Упражнение 3 аналогичное предыдущему с включением звонких согласных, состоящее из трех шагов. Называется «Вопросы - ответы трехсложные».          УЖУ? У!

                            У                     О                     А                   Э                   Ы

Ш

Ужу? У!

Ожо? О!

Ажа? А!

Эжэ? Э!

Ыжы? Ы!

СЗ

Усу? Зу!

Осо? Зо!

КГ

Ака? Га!

ТД

Этэ? Дэ!

ПБ

Ыпы? Бы!

Упражнение 4 не требует какого - либо специального исходного положения. Выполняется на сонарных согласных, только грудным регистром. Основная цель – активизация фонарного выдоха (т.е. связь голоса с дыханием). Это упражнение можно применять в работе с заикающимися.

                            У                     О                     А                   Э                   Ы

М

му

мо

ма

мэ

мы

Лл

лу

ло

Нн

на

ны

Рр

Упражнение 5 имитация звука «Б»  (у Емельянова - звук «Р») - вибрация губ исполняется на 5-ти шагах сочетанием звонких согласных «ДБР»

Для маленьких детей этот звук наиболее точно  ассоциируется с поездкой на автомобиле во время игры. Поэтому на начальном этапе занятий можно предложить игру в поездку на автомобиле,(имитация звука работающего мотора) с изменением направления движения: подъемом в гору, спуском, объездом препятствия и т.д.Такие задания побудят детей изменить высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона.

Упражнение 6 исполнение интервалов октавы, децимы вибрацией губ.

Для детей старшего возраста  возможно дать задание на  самонаблюдение рекомендуется контролировать ощущение расширения глотки, вибрации в области трахеи и лицевых костей, ощущения активной работы дыхания и отражения ее на 'мышцах живота, ребрах и спине.

ТЕКСТ

  1. Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и
    попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя
    активность мышц.
  2. Поставить     указательные      пальцы     на     переносицу     и
    проконтролировать «сморщенный нос».
  3. Одновременно   исполнять   11   и   12   упражнения,   при  этом
    широко открывать глаза и поднимать брови.
  4. Сделать нижней челюстью круговые движения вперед - вниз.
  5. Круговые движения вперед – вправо – назад – влево - вперед.

Планомерное использование этих рекомендаций поможет избавиться детям, страдающим дефектами и недостатками речи в небольшой срок.

Заключение

Рассматривая вопрос о роли занятий вокалом, было выяснено, что педагогами-вокалистами накоплен большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения музыки. В их трудах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми.

Было доказано, что развитие вокальных способностей детей     должно     осуществляться     с    учетом     возрастных    и индивидуальных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Роль классного руководителя в формировании личности ребенка.

Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание-это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе,это наши слёзы,это наша вина перед другими людьми,перед всей страной.А.С.Мака...

Информация для родителей: «Значение занятий плаванием для формирования личности ребенка».

В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз¬растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания — это дети.  Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода ...

Статья на тему «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Статья предназначена как для  педагогов, так  и для родителей....

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...