Методические рекомендации по разработке ДОП
учебно-методический материал

Гончарова Анастасия Евгениевна

Программа дополнительного образования детей  включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. 6. Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_po_razrabotke_dop_goncharova.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Тамбовского района»

Методические рекомендации педагогам по разработке и оформлению ДОП

 

Составил: методист

Гончарова А.Е.

г. Тамбов, 2018г.

Методические рекомендации педагогам по разработке и оформлению ДОП

Программа дополнительного образования детей  включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. 6. Список литературы.

 

  1. Титульный лист 

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; — срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа образовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97 

В одном образовательном учреждении титульные листы образовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

2. Пояснительная записка 

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят. Например:

 Введение к образовательной программе «Текстильный дизайн»

Свою историю слово «дизайн» берѐт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертѐж, узор, а также «проектировать, конструировать».

В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для человека предметной среды.

Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, своѐ звучание. Это тот второй план, который необходим человеку.

У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремѐсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических искусств.

Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всѐм мире официальный статус искусства дизайна, глубоко созвучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высоко держать престиж старинных ремѐсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тѐплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.

Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим

 

 

 

2.1. Направленность образовательной программы

 

Художественная направленность;

Техническая направленность;

Туристско - краеведческая направленность;

Физкультурно-спортивная направленность;

Социально-педагогическая направленность;

Естественно - научная направленность;

2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Например:  

  1. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
  2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми 

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образования;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Например: 

  1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.
  2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
  3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника. 

Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Например:

  1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
  2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная образовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной. 

 

2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.  

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Варианты формулировок цели

  1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.
  2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры.  
  3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.  
  4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
  5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
  6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.45 Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.
  7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
  8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
  9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
  10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
  11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
  12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
  13. Профилактика асоциального поведения.
  14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
  15. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
  16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)  Задачи— это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

 Варианты формулировок задач Обучающие:

  1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.  
  2. Обучить навыкам танцевального мастерства.  
  3. Формировать музыкально-ритмические навыки.
  4. Научить правильному дыханию.
  5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
  6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

Воспитательные:

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.  
  3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).  
  4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
  5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.  

Развивающие:

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
  2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.  
  3. Развитие артистических способностей.
  4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
  5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ 

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщѐн. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления Например:

  1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даѐт возможность каждому ребѐнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нѐм.
  2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоящая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается структурным построением и параметрами многолетней тренировки спортсменов с учѐтом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения. 
  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию – например: 

  1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
  2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.
  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию – например: 

  1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения — 72 часа; 2 год обучения — 108 часов; 3 год обучения — 144 часа;4 год обучения — 216 часов.
  2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
  3. Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.  

 

 

  1. Формы и режим занятий 

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная 

Групповая 

Фронтальная 

 

 

 

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия 

Словесные 

Наглядные 

Практические 

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом приѐмов исполнения

вокальные упражнения

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры музыкального произведения и др.

работа по образцу и др.

лабораторные работы и др.

 

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий: 

акция  

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж  

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересными людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада  

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая  

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие

Продолжительность занятия 45 минут. При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа может быть изменена.  Режим занятий

  1. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа).
  2. Для воспитанников 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения — 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Основание – нормативные требования САНПин. 

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения.

Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.  

Например:

Варианты формулировок ожидаемых результатов:

К концу первого (второго, третьего...) года обучения ребѐнок: 

К концу первого (второго, третьего...) года обучения у ребѐнка: 

— будет знать…

— будет уметь…

— будет иметь представление…

— будет стремиться…

— будет обучен…

— овладеет понятиями…

— получит навыки…

— расширит представления…

— научится делать…

— будет сформирована устойчивая потребность…

— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

—будет         развита         устойчивая         потребность         к

самообразованию;

— будет сформирована активная жизненная позиция…

— будут развиты творческие способности…

— будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

 

Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

Способы определения результативности 

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

— Педагогическое наблюдение.

— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

— Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать

Педагогический мониторинг 

Мониторинг образовательной деятельности детей 

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление         листов         индивидуального

образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчѐтов  

2.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Некоторые формы подведения итогов  - например: 

опрос

контрольное занятие

концерт

зачет

самостоятельная работа

выставка

экзамен

защита рефератов

конкурс

олимпиада

открытое занятие для родителей

соревнование

игра-испытание

презентация творческих работ

самоанализ

взаимозачет

коллективный анализ работ

отзыв

Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося. 3. Учебно-тематический план 

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.  

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

Для образовательных программ по традиционным видам детского творчества 

Количество часов 

В неделю 

В год 

1

36

2

72

3

108

4

144

6

216

В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на комплектование группы первого года обучения;

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятельность; — мероприятия воспитывающего и познавательного характера; — итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчѐт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).  

Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебнотематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебнотематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету (Приложение, Примеры № 18, 19). Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.

4. Содержание программы 

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов – например: Тема Холодный батик 

Теория 

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками. Практика 

Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

Пример. Содержание программы второго года обучения (фрагмент образовательной программы «Мир Дымковской игрушки»)

  1. Вводное занятие 

Теория. Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковского промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья». Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные образы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь-музыкант, козѐл в штанишках и т. д.), люди. Показ иллюстраций и образцов. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной.  

Практика. Для повторения пройденного ранее материала, учащимся предлагается самостоятельно выбрать тематику и слепить любую фигурку.

  1. Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись готового изделия 

Теория. Разнообразие видов птиц, их повадки, форма. Отличительные черты, соотношение частей тела. Выбор изделия. Составление технологической карты.  

Практика. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. Замывка и заглаживание швов. Оформление декора. Роспись Дымковской игрушки: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной игрушке.  Примерный перечень изделий: «Птичий двор» (петух, курица, курица с цыплятами, индюк).  

  1. Лепка изделий из элементов цилиндрической формы. Роспись готового изделия 

Теория. Характерные черты изделия, его отличительные особенности от других видов игрушек. Соотношение отдельных частей изделия, пропорции. Выделение основных частей композиции. Последовательность лепки. Составление технологической карты.  

Практика. Выкатывание элементов цилиндрической формы. Выкатывание пластин с помощью скалки и придание им нужной формы. Лепка остальных частей изделия. Сборка изделия. Составление и декорирование композиции. Роспись изделия: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью.  

Примерный перечень изделий: колодец, избушка на курьих ножках, мостик и др. 

При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

5. Методическое обеспечение образовательной программы В данном разделе указывается:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);  

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;  

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.  Виды методической продукции: 

  • методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция; 

Виды дидактических материалов 

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
  • объѐмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
  • схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
  • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
  • звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
  • смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
  • аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приѐмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:

Раздел или тема

программы 

Формы занятий 

Приѐмы и методы организации

образовательного процесса (в рамках занятия) 

Дидактический материал 

Техническое  оснащение  

занятий 

Формы  подведения итогов 

Материально-техническое обеспечение образовательной программы  

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:  

  • сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе,

мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);  

сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);  перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);  

  • перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);  
  • перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиапроекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.);  
  • перечень технических, графических, чертѐ жных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;  
  • перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;  
  • учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);  
  • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).  

6. Список использованной литературы

При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:  

список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.  перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.  список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.  

  • список         литературы,         рекомендованной         учащимся,         для         успешного         освоения         данной образовательной программы.  
  • список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

— по общей педагогике;

— по методике данного вида деятельности;

— по методике воспитания;

— по общей и возрастной психологии;

— по теории и истории выбранного вида деятельности;

— опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Пример: Книги

Фамилия И.О. Название. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.

Сборники.

  1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. — 416 с.
  2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.

Статьи из сборников

Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. — Место, год. — номера страниц.

  1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14.
  2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148.

      Статьи из журналов

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. — год. — № журнала. — номера страниц.

  1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
  2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. — с.61—66. Нормативные документы
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации и др. 

 

Приложения к образовательной программе 

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

иллюстративный материал по тематике занятий; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы и задания; конспекты, описание занятий; технологические карты; готовые изделия, образцы;

 материалы тестирования;  памятки для родителей;

 методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;  сценарии творческих мероприятий и др.;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ

Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....

Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....

Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».

     1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-1 класс

Макет рабочей тетради по предмету музыка 1 классразработан в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-2 класс

Рабочая тетрадь по предмету музыка 2 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС...

Методические рекомендации по разработке и применению рабочих тетрадей по предмету музыка-3 класс

Рабочая тетрадь по предмету музыка 3 классразработана в соответствии с требованиями программы начального общего образования по образовательной системе ФГОС....

Методические рекомендации по разработке мультимедийных презентаций 2 года обучения "Компьютерный дизайн и обработка графики"

Цель создания данной методической разработки:Изучение растровой графики и ее творческой, художественной обработки, а также создания высококачественных анимационных изображений и фотомонтажом в програм...