Методическая разработка "ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД"
методическая разработка

  1. Занятие в УДОД. Что это такое?

Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса, ступенька в развитии ребенка. Занятие ограничено временными рамками, целями, содержанием учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pedagogu.docx89.48 КБ

Предварительный просмотр:

28990_html_m2f72716c        

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

  1. Занятие в УДОД. Что это такое?

Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса, ступенька в развитии ребенка. Занятие ограничено временными рамками, целями, содержанием учебного материала.

По аналогии с определением урока можно сказать, что занятие – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающегося форма организации деятельности постоянного состава педагогов и обучающихся в определенный отрезок времени.

Однако, в отличие от школы, в дополнительном образовании существенно изменен процесс его организации.

Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: открывает перед обучающимися новые способы получения знаний, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно важные качества личности.

  1. Что необходимо для того, чтобы провести качественное, результативное занятие?

В первую очередь надо знать функции современного занятия. Их пять:

  •  Обучающая функция занятия состоит в обучении обучающихся способам получения знаний на основе работы с различными источниками информации, овладении систематизированными знаниями, умениями и навыками по избранному направлению (умениями применять обобщенные знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем).
  •  Воспитывающая функция занятия заключается в формировании у детей ценностных ориентаций, отношений, волевых, эмоциональных качеств личности и других черт характера.
  •  Развивающая функция занятия: развитие у обучающихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей.

Названные функции занятия образуют взаимозависимую триаду.

  •  Побуждающая (стимулирующая) функция: способность занятия стимулировать, побуждать у всех обучающихся устойчивую познавательную потребность, интерес к знаниям и к активной познавательной деятельности. Эта функция решающая, она обеспечивает осуществление первых трех функций занятия: усвоение знаний, развитие мировоззрения и мышления обучающихся возможно лишь в процессе и в результате активной личной познавательной деятельности. А это и есть предпосылки для самообразования и самовоспитания личности.
  •  Отсюда пятая функция – самообразовательная.

Все эти пять функций современного занятия тесно взаимосвязаны.

  1. Правила организации занятия

Первое правило – определить цель – заранее запланированный конечный результат (чего надо достичь).

Второе правило – отобрать содержание материала занятия, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом обучающихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ обучающихся.

Третье правило – выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения в соответствии с поставленными целями и задачами и содержанием учебного материала.

Четвертое правило – оснащение занятия разнообразными средствами обучения.

  1. В зависимости от цели занятия, вытекающей из содержания и методов обучения, намечается структура занятия:

Большинство авторов сходятся в том, что структура занятия, как и урока, – это последовательная во времени смена его частей, этапов.

В целом занятие любого типа можно представить в виде следующего алгоритма:

  • организационный этап – «любой конец зависит от начала» (увертюра);
  • подготовительный – для любой деятельности нужен настрой, то есть этап подготовки (мотивация);
  • основной;
  • итоговый – «конец – всему делу венец» (завершение).

Каждый этап занятия отличается сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

  1. Последовательность действий педагога при разработке структуры занятия:
  • формулировка цели и задач занятия;
  • выбор модели структуры занятия;
  • выделение смысловых блоков;
  • формулировка познавательных задач к каждому блоку;
  • планирование познавательной деятельности обучающихся применительно к каждой познавательной задаче (то есть отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная);
  • анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач;
  • внесение необходимых корректив.

                         

28990_html_m2f72716c

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ 


28990_html_m2f72716c

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


        

28990_html_m2f72716c

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений

Дискуссия

Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экспедиция

Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития

Соревнования

Форма деятельности, борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.)

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. п.

Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

  1. каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
  2. любое учебное занятие имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
  3. построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

                                        

28990_html_m2f72716c

КАРТА ЗАНЯТИЯ

  1. Название ОУ:  _______________________________________________________
  2. Адрес ОУ: __________________________________________________________
  3. Контактные телефоны: ______________________________________________
  4. Ф.И.О. педагога: _____________________________________________________
  5. Образовательная деятельность (направление деятельности): ______________
  6. Название программы: _____________________________________________
  7. Для какого возраста предназначена программа: __________________________
  8. Дата проведения занятия: ____________________________________________
  9. Время проведения занятия: ____________________________________________
  10.  Место проведения занятия: ___________________________________________
  11.  Год обучения по программе: __________________________________________
  12. Тема занятия: _______________________________________________________
  13.  Цель занятия: _______________________________________________________
  14.  Задачи занятия:
  1. Образовательные:
  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________
  1. Развивающие:
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  1. Воспитательные:
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  1. Оборудование занятия:
  1. Дидактический материал педагога:
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  1. Дидактический материал для обучающихся:
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  1. Материально-техническое оснащение:
  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

Этапы и задачи занятия (план занятия)

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Время

Этап I.

Организация начала занятия

16.00-16.02

Этап II.

Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей

16.02-16.05

Этап III.

Объяснение темы занятия: объяснение, рассказ педагога

16.05-16.13

Этап IV. Практическая работа: практическая деятельность детей

16.13-16.28

Этап V.

Физминутка: рефлексия

16.28-16.31

Этап VI. Практическая работа: практическая деятельность детей

16.31-16.41

Этап VII.

Подведение итогов

16.41-16.43

Этап VIII.

Организационное завершение занятия

Контроль и проверка выполненных работ

Уборка рабочего места

16.43-16.45

Всего:

45 мин.


                

28990_html_m2f72716c

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ

Учреждение _______________________________________        Дата ________________

Ф.И.О. лица, оценивающего занятие _________________________________________

Ф.И.О. педагога _________________________________________________________

Группа _________________________________ Количество детей в группе _______

Требования к деятельности педагога

Комментарии

1. Начало занятия

2. Повторение и проверка знаний

3. Теоретический уровень изложения:

  1. научность
  2. логичность
  3. систематичность
  4. последовательность
  5. доступность

4. Раскрытие темы

5. Отбор материала

6. Организация внимания детей

7. Воспитательная сторона занятия

8. Наглядность дидактического материала

9. Индивидуальный подход

10. Эмоциональность рассказа

11. Педагогический такт

12. Речь

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной работы:

  1. содержание
  2. методика

15. Объективность

16. Домашнее задание (если необходимо)

17. Предложения и советы

18. Мнение педагога, проводившего занятие

Требования к работе детей на занятии

Комментарии

1. Внимание детей на различных этапах:

  1. в начале
  2. в середине
  3. в конце

2. Активность детей при опросе:

  1. при изучении
  2. при закреплении

3. Интерес к теме

4. Прочность знаний, умений, навыков

5. Самостоятельность суждений

6. Отношение к педагогу

7. Культура труда

8. Речь

9. Вопросы к педагогу

10. Самоконтроль

11. Дисциплина:

  1. готовность к занятию
  2. во время занятия
  3. во время самостоятельной работы
  4. во время объяснения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности деятельности педагога при организации и проведении занятий ТРИЗ с обучающимися».

      Решая изобретательскую задачу, специалист по ТРИЗ ищет решение с высокой идеальностью, то есть такое, которое позволяет добиться необходимого результата с минамальными затр...

Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»

Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогиче...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...

Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу"

Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитательное мероприятие —  одно из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения. Представлена концепция подходов к процессам организации ...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»

Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...