Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»
методическая разработка на тему
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - условие успешной деятельности педагога сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_ispolzuemye_v_rabote_pdo.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Детский экологический центр г.Плавска»
Методические рекомендации.
«Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. В отличие от школы мы разделяем детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учим всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются на уровень умственного развития и коррекцию в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в Детском экологическом центре должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых - неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Педагогические технологии являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
3. научить детей новым методам работы;
4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.
Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами обучающихся по конкретному направлению, другие - для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.
Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятия с группой детей - групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную методическую помощь.
Современные технологии обучения и воспитания
Технология коллективного творческого воспитания (Иванов И.П., Волков И.П.) ставит цель воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Творческая деятельность групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж. Кэррол). Способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребёнка условиях. Технология задаёт единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия для усвоения учебного материала. Важно определить эталон полного усвоения для всего курса. По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием. Заключительная проверка - выполнение проверочной творческой работы, которая завершается сравнением её с эталоном.
Технология разноуровневого обучения (З.И.Калмыкова). Её суть: для ученика должно отводиться то время, которое соответствовало бы его личным способностям и возможностям, что позволило бы ему усвоить программу. При этом учебные группы формируются по темпу обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход обучающихся из одной группы в другую внутри одного направления. Технология исследовательского обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи). Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в лабораторных опытах, экспедициях, прежде чем они излагаются на занятии. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать своё исследование, предполагать возможные результаты.
Технология интегрированного обучения (В.Н.Максимова) даёт возможность устанавливать межпредметные связи: в течение одного дня проводятся занятия по разным предметам, объединённые общей проблемой. Это способствует целостности знаний обучающихся, достигается единство действий педагогов (преподающих разные дисциплины) в формировании личности ребёнка.
Технология циклового обучения (Е.А.Быстрова, Г.Д.Глейзер, В.Г.Онушкин и др.) позволяет интенсифицировать и сконцентрировать программный материал, даёт возможность разнообразить методы и формы занятий, повысить качество знаний, сохранить контингент обучающихся. Применение этой технологии позволяет за короткий срок восстановить в памяти обучающихся полученные в процессе обучения сведения.
Технология игрового обучения (Персивал, Эллингтон, Эддинал). Использование готовых, хорошо проработанных игр с прилагаемым учебно¬дидактическим материалом позволяет обучающимся ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Технология модульного обучения (П.Ю.Цявиене, Трамп, М.Чошанов). Обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно ¬ познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. При этом содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что даёт ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.
Традиционные и современные технологии различаются по многим аспектам, среди которых наиболее характерные следующие:
Традиционные технологии | Современные технологии |
1. Рассматривают ученика как объект обучения и воспитания, а педагога как субъект управления этими процессами. | 1. Рассматривают ученика - не объектом, а субъектом обучения, самостоятельного познания, а педагога - организатором, «дирижёром» процесса обучения. |
2. Характеризуются репродуктивным характером: знания передаются учащимся в готовом виде; материал воспринимается пассивно. | 2. Обеспечивают активное воспроизводство учебного материала, развитие мышления, активности, творческих и познавательных способностей. |
3. Используют групповые занятия. | 3. Используют индивидуальные формы работы. |
4. Имеют расплывчатые и неопределённые цели обучения и воспитания. | 4. Цели формируются через результаты, выраженные в действиях ученика, которые педагог оценивает. |
5. Знания остаются внешними по отношению к способностям обучающегося, его самообразованию и развитию. | 5. Знания являются средством развития способностей самопознания, самокоррекции, саморегуляции, а не самоценностью. |
6. Осуществляется общая подготовка к практической деятельности. | 6. Происходит овладение конкретными видами работ, востребованными на рынке труда. |
Некоторые педагогические технологии, которые могут быть использованы при проведении занятия
Атака мыслей.
Метод мозгового штурма, или атаки мыслей предложил в 1941г. А.Ф.Осборн. Это была попытка стимулировать творческое мышление человека.
Цели:
• Решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей обучающихся, создание «коллективного мозг.
• Развитие креативности детей.
1. Сообщается тема, цель, пробуждается интерес.
2. Сообщаются общие правила сотрудничества.
3. Сообщаются критерии оценки.
4. Назначаются или выбираются научные эксперты и секретарь.
5. Ведущим излагается исходная ситуация. В ней говорится о том, что предстоит обсудить. Поведение ведущего должно быть доброжелательным. Критики не допускается.
6. Ознакомление с исходной информацией. Обучающие задают вопросы, если им что-то не понятно. Выяснение вытекающих из исходной информации выводов.
7. Предъявление дополнительной информации. Ведущий ещё раз подчёркивает конечную цель.
8. Проводится атака мыслей. Каждый выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Секретарь фиксирует предложения на доске. Ведущий, эксперты, секретарь постоянно поддерживают атаку мыслей, предложений, замечаний. Поощряется необузданное ассоциирование. Ничего не критикуется.
9. Атака мыслей заканчивается. Эксперты анализируют результаты (на этом же занятии или в другое время; результаты могут сообщаться позже).
10. Ведущий подводит итоги и делает обобщения.
Взаимоконтроль.
Цели:
• проверка знаний обучающихся;
• предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих успехах сверстникам;
• снятие неуверенности слабых воспитанников перед сильными;
• интенсификация опроса;
• воспитание Я - концепции.
Критерии оценки: полнота ответа, правильность, точность высказывания мыслей, отсутствие слов-паразитов и т.д.
1. Педагог сообщает, что сейчас будет проводиться взаимопроверка по определённой теме, по поставленным вопросам. Группа разбивается на педагогов и обучающихся.
2. Работа в парах. Обучающиеся отвечают своим педагогам. Говорить надо шёпотом, не мешая друг другу. Педагог может подходить к отдельным обучающимся, уточнять их ответ.
3. После ответов обучабщихся даётся оценка. Для этой цели могут быть заведены карточки индивидуального учёта, в которых она фиксируется. Например:
Фамилия, имя________________________________
Дата | Тема, вопрос | Вид контроля | Отметка | Кто спрашивал | Подпись | Примечания |
4. Педагоги и воспитанники меняются ролями. При этом возможна смена пар. В роли педагогов должны выступать все воспитанники, даже очень слабые.
Выступление.
Цели:
• Развитие умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать своё предстоящее выступление.
• Формирование умения анализировать и оценивать выступления, вырабатывать критерии оценки выступающих.
1. Сообщается тема, цель и развивается интерес.
2. Назначаются эксперты и секретарь.
3. Даётся исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким критериям оценивается выступление.
4. Даётся время на подготовку. Каждый готовит своё выступление индивидуально.
5. Слово даётся 4-5 обучающимся подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные слушают.
6. Оценка выступивших по обговоренным критериям. Анализ выступлений проводится трёхступенчато. Каждый обучающийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с соседями. В случае необходимости вносит коррективы в свои оценки. После этого проводится общегрупповая дискуссия. Основательно анализируется содержание выступлений, конкретизируются позитивные и негативные стороны в манере поведения выступающих.
7. Технический эксперт сообщает о распределении мест. Этого момента может и не быть. Распределение мест может проводиться в том случае, когда технология применяется уже длительное время и обучающиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями.
8. Ведущий подводит итоги и обобщает.
Диспут.
Цели:
• Развитие логического мышления.
• Формирование умений задавать вопросы.
• Формирование умений отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке.
• Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.
Диспут, или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения).
1. Устное или письменное объявление о диспуте.
2. Ведущий открывает диспут, сообщает тему, цель и комментирует их.
3. Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой (это могут быть родители, педагоги, воспитанники).
4. Ведущий знакомит участников, занимающих разные позиции.
5. Сообщается организационный регламент. Вывешивается плакат с критериями оценок и комментируется.
6. Разыгрываются порядковые номера выступлений.
7. Защитники первой точки зрения излагают своё мнение, объясняя и обосновывая его.
8. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.
9. Защитники второй точки зрения излагают мнение сторонников первой точки зрения, стараясь показать её понимание.
10. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильно ли понята она их противниками.
11. Защитники второй точки зрения излагают своё мнение, объясняя и обосновывая его.
12. Сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы, излагают мнение сторонников второй точки зрения, стараясь показать её понимание.
13. В процессе последующей дискуссии оппоненты задают друг другу вопросы, стараясь доказать ошибочность противоположной точки зрения.
14. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения правильной не будет. Жюри исходит из фактов и научно обоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений и оценок.
15. Ведущий объявляет победителя диспута по количеству набранных очков (это не обязательно сторонник правильной точки зрения).
16. Итоги и обобщения.
Игра.
Цель:
• Инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, структура отношений, мимика, интонация и т.д.
1. Сообщается тема, цель и пробуждается интерес.
2. Сообщаются общие правила сотрудничества.
3. Сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент.
4. Назначаются и инструктируются эксперты и секретарь.
5. Излагается исходная информация.
6. Если вопросов по исходной информации нет, ведущий распределяет роли, инструктирует их исполнителей, просит покинуть на несколько минут помещение, чтобы войти в образ.
7. За время отсутствия исполнителей ведущий инструктирует оставшихся и распределяет между ними задания. Они должны следить за манерой выступления (каждый или группа следят за определённым исполнителем), её соответствием определённой должности или общественной функции, за выразительностью, ясностью, понятностью речи, за силой воздействия и т.д.
8. Приглашаются исполнители, разыгрывают ситуацию, изображают отношения для достижения цели. Во время игры мешать исполнителям запрещается.
9. Проводится оценка игры по установленным критериям. Каждый эксперт сам оценивает, затем консультируется с соседом, последним сообщает оценку тот слушатель, которому было поручено следить за этим показателем. Выступающему можно задавать вопросы и возражать.
Мастерская.
Цели:
• Обучающие: обучение умениям ставить проблемы;
- обучение умениям творчески искать ответ.
• Развивающие: развитие креативных умений.
• Воспитывающие: воспитание уверенности в своих творческих
способностях.
Мастерская получила своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских обучающиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять.
1. Фаза индукции. На этой фазе воспитанники формулируют, ставят проблему. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психические образы и т.д.) должен быть в зоне понимания воспитанников.
2. Работа с материалом. Идёт анализ материала. Воспитанники выдвигают безумные идеи. На этом этапе детям можно подсказать какие-то приёмы творчества (Например, что было бы, если бы...). На этом этапе каждый самостоятельно работает над своим листом. Мешать друг другу нельзя.
3. Обсуждение в малой группе. Это представление всем какого-то промежуточного своего результата.
4. Социализация. После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ воспитанники вывешивают их на стенах. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Идёт свободное общение. Дети ходят по кабинету, смотрят, задают вопросы, высказывают своё мнение.
5. Рефлексия. Воспитанники рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы в мастерской. На этой фазе ребята могут также сообщить о том, чему они сегодня научились.
Проблемное изучение материала.
Цели:
• Активизация мышления обучающихся.
• Формирование интереса к изучаемому предмету.
Одним из распространённых методов активизации деятельности обучающихся является постановка проблем во время занятия.
Проблемный метод, или озадачивание, сводится к следующему: педагог ставит перед учащимися проблему. Это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос или несколько). Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, фотографий и т. д. Работа над проблемой является не менее, а часто более важной, чем само решение.
Занятие в объединении.
По своей специфике образовательный процесс в УДО имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов определяется с учётом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей и подростков; с учётом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий:
• сообщения новых знаний, комбинированные;
• закрепления, обобщающего повторения;
• занятия-лекции,
• беседы,
• семинары,
• экскурсии,
• самостоятельной работы,
• занятия-вариации;
• применения, коррекции и контроля знаний, умений, навыков и др.
Виды занятий:
• заочное путешествие во времени и пространстве,
• лекции;
• работа с литературой;
• деловая игра;
• практическая работа;
• встреча с интересными людьми;
• выставка;
• конкурс;
• творческий портрет;
• импровизация;
• образ по сценарию со специальной подготовкой;
• праздник,
• эксперимент;
• игра-путешествие;
• игра-сказка; другие.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
• семинар;
• диспут;
• обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
• конференция;
• чтения (литературные, исторические, научные);
• защита (проекта, программы, реферата);
• олимпиада;
• турнир;
• викторина;
• аукцион знаний;
• мозговая атака;
• брейн-ринги;
• КВН;
• устный журнал;
• встречи со специалистами, учеными, авторами;
• пресс-конференция;
• час вопросов и ответов;
• конкурс;
• смотр знаний и умений;
• эстафета;
• познавательные игры;
• интеллектуальный марафон;
• дебаты.
Методы организации занятия в объединении:
• репродуктивный;
• словесные методы обучения;
• работа с книгой;
• методы практической работы;
• метод наблюдения;
• исследовательские методы;
• метод проблемного обучения;
• методы программированного обучения;
• проектно-конструкторские методы;
• метод игры;
• наглядный метод;
• использование на занятиях: средств искусства, активных форм
познавательной деятельности, психологических и социологических
методов и приёмов.
Методы практико-ориентированной деятельности:
Методы упражнения:
• тренировка,
• упражнение,
• тренинг,
Письменные работы:
• конспект,
• выписка,
Словесные методы обучения:
• лекция,
• объяснение,
• рассказ,
• чтение,
• репетиция.
• составление докладов,
• рефератов.
• беседа,
• диалог,
• консультация.
Графические работы:
• составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;
• работа с картами, схемами.
Метод наблюдения:
• запись наблюдений;
• зарисовка;
• рисунки и т.д.
Исследовательские методы:
• проведение опытов,
• эксперименты,
• опытническая работа на участке.
Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;
• постановка проблемных вопросов;
• объяснение основных понятий, определений, терминов;
• создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
• самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор фактов, документов, доказательств;
• самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему;
• поиск ответов с использованием «опор» (опорных схем, таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
• объяснение ключевых вопросов программы обучения,
• остальной материал обучающийся изучает самостоятельно; самостоятельное изучение определённой части учебного материала.
Проектные и конструкторские методы обучения:
• разработка проектов, программ;
• построение гипотез;
- моделирование ситуации;
- создание новых способов решения задачи;
- создание моделей, конструкций;
- конструирование игр;
- конструирование из бумаги;
- создание творческих работ, литературных произведений;
- разработка сценариев спектаклей, праздников;
- художественное конструирование;
- создание произведений декоративно-прикладного искусства;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
• игры: дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные, народные;
• игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения;
• игра - конкурс, игра - путешествие, ролевая игра, деловая игра;
• настольные, электротехнические, компьютерные, игры - конструкторы. Наглядный метод обучения:
• наглядные материалы: картинки, рисунки, иллюстрации, плакаты, фотографии;
• таблицы, схемы, чертежи, графики;
• демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;
• демонстрационные опыты;
• видеоматериалы.
Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий:
• анкетирование:
• разработка,
• проведение и анализ анкеты,
• интервьюирование;
• психологические тесты;
• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
• психологический театр;
• деловая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по УВ плану для педагога дополнительного образования
В рекомендациях представлен алгоритм планирования учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования. Учебно-воспитательный план педагога дополнительного образования – это о...
Методические рекомендации «Разработка мультимедийных учебных презентации педагогом дополнительного образования»
Каждая электронная презентация, подготовленная педагогом дополнительного образования к занятию, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — ...
Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...
Методические рекомендации для оформления результатов деятельности педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению в объединении.
Методические материалы разработаны в помощь педагогу дополнительного образования с целью представления информации о проделанной работе и анализа ее результативности в сфере гражданско-патриотического ...
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»
Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...