Главные вкладки

    Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий
    статья на тему

    Пышненко Оксана Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл выступление21.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий.

    Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата.

    Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на  поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.

    Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. В  отличие от школы мы  разделяем детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учим всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются  на уровень умственного развития и коррекцию в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.

    По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

    Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в Доме творчества  должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

    В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

    Современные технологии обучения и воспитания включают в себя:

    • Технология коллективного творческого воспитания.
    • Технология коллективного взаимообучения.
    • Технология адаптивной системы обучения.
    • Технология полного усвоения.
    • Технология разноуровневого обучения.
    • Парковая технология образования.
    • Технология исследовательского обучения.
    • Технология интегрированного обучения.
    • Технология циклового обучения.
    • Технология игрового обучения.
    • Технология модульного обучения.

    Традиционные и современные технологии различаются по многим аспектам, среди которых наиболее характерные следующие:

     

    Традиционные технологии

     

    Современные технологии

    1. Рассматривают ученика как объект обучения и воспитания, а педагога как субъект управления этими процессами.

    1. Рассматривают ученика – не объектом, а субъектом обучения, самостоятельного познания, а педагога – организатором, «дирижёром» процесса обучения.

    2. Характеризуются репродуктивным характером: знания передаются учащимся в готовом виде; материал воспринимается пассивно.

    2. Обеспечивают активное воспроизводство учебного материала, развитие мышления, активности, творческих и познавательных способностей.

    3. Используют групповые занятия.

    3. Используют индивидуальные формы работы.

    4. Имеют расплывчатые и неопределённые цели обучения и воспитания.

    4. Цели формируются через результаты, выраженные в действиях ученика, которые педагог оценивает.

    5. Знания остаются внешними по отношению к способностям обучающегося, его самообразованию и развитию.

    5. Знания являются средством развития способностей самопознания, самокоррекции, саморегуляции, а не самоценностью.

    6. Осуществляется общая подготовка к практической деятельности.

    6. Происходит овладение конкретными видами работ, востребованными на рынке труда.

    Педагогические технологии являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

    Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

    Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

    Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

    1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
    2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
    3. научить детей новым методам работы;
    4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

    Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения  контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.

    Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.

    Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную методическую помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

    Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

    Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования.

    Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования....

    Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования

    Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...

    Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»

    Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогиче...