Методическая разработка ИСКУССТВО СЛОВ ПОПАДАТЬ В СЕРДЦЕ
методическая разработка

Методическая разработка описывает прием прогнозирования притчи, содержит теоретический и практические материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_iskusstvo_slov.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство слов попадать прямо в сердце

Лашманова Катерина Владимировна, методист МБУ ДО «Эколого – биологический центр» г.Дзержинска Нижегородской области

На базе МБУ ДО «Эколого – биологический центр» г.Дзержинска Нижегородской области действует Ассоциация волонтерских объединений образовательных учреждений. Основное направление деятельности Ассоциации – пропаганда здорового и безопасного образа жизни в подростковой среде. В своей работе волонтеры используют различные формы и методы деятельности, направленные на формирование культуры здоровья у сверстников: создают рекламную продукцию, организуют выступления агитбригад, проводят массовые акции и праздники. Большое внимание волонтеры уделяют проведению профилактических и просветительских занятий со школьниками, направленных на формирование представления обучающихся о морально – этических нормах как составной части сохранения и укрепления здоровья, а также на развитие толерантности, способности выражать добрые чувства, сопереживать, сочувствовать. Используются разнообразнее формы проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей.

На занятиях волонтеры Ассоциации часто обращаются к жанру притчи.

Притча – это малый дидактико – аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Притча в своих модификациях – универсальное явление в мировом фольклоре.

Говорят, что притча – «это искусство слов попадать прямо в сердце». То есть, нравственный вывод  из притчи не навязывается детям, к нему они приходят сами и принимают его своим сердцем.

Существует множество вариантов работы с притчей. Один из них – прогнозирование притчи. Прогноз – это попытка заглянуть в будущее. Прогнозируя притчу, детям предлагается угадать, какие события последуют по ходу сюжета притчи. В определенные моменты повествования ведущий останавливает чтение, а дети пробуют угадать, как сюжет будет развиваться дальше. Прием прогнозирования стимулирует интерес и творческую активность детей, развивает логическое мышление и воображение.

Опираясь на практику использования притчи на занятиях, был выработан следующий алгоритм работы с притчей:

1. Прогнозирование.

2. Осмысление.

3. Закрепление.

4. Рефлексия.

Рекомендуется сопровождать чтение мультимедийной презентацией, которая освещает основные эпизоды повествования. Отметим, что слайд с правильным ответом появляется только после опроса мнения детей о развитии действия.

Приведем пример использования приёма прогнозирования притчи:

  1. Прогнозирование древней китайской притчи:

Ход чтения притчи

Изображение, проецируемое на экране

Давно – давно в одном прекрасном дворце жил…

Кто? (ответы детей)

Слайд 1

Давно – давно в одном прекрасном дворце жил император. Он восхищался красотой цветов, глубокой зеленью лесов, яркой окраской бабочек. Но больше всего император любил…

Кого любил император? (ответы детей)

Слайд 2

Но больше всего император любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил…

Что объявил император? (ответы детей)

Слайд 3

Император объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

 Услыхав об этом, мальчишки…

Что сделали мальчишки? (ответы детей)

Слайд 4

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил гость.

Кто навестил императора? (ответы детей)

Слайд 5

Навестил императора мудрец из соседнего княжества. Он увидел  во дворце множество голубей и спросил…

Что спросил мудрец? (ответы детей)

Слайд 6

Он увидел  во дворце множество голубей и спросил:

- Зачем столько птиц обитает в вашем дворце?

Император ответил…

Что ответил император? (ответы детей)

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-А кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал…

Что сказал мудрец? (ответы детей)

Слайд 7

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! Воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- Добро надо делать с умом. Ум без добра плохо. Но и добро без ума  - не лучше.

Слайд 8

* при подборе картинок использованы Интернет - ресурсы

2. Осмысление

После того, как чтение притчи закончено, рекомендуется выяснить, правильно ли дети поняли смысл притчи. Для этого мы задаются вопросы:

- Можно ли императора назвать добрым? (у императора было доброе сердце, но не было мудрости; он хотел совершить доброе дело, но не смог представить всей полноты ответственности за свой поступок).

- Вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых в дальнейшем пришлось пожалеть? Делали ли вы добро, которое впоследствии оборачивалось бы злом?

- Можно ли рассматривать как настоящее доброе дело, когда мы даем нашим одноклассникам списывать домашнее задание или контрольную работу? (В этом случае одноклассник не получит «двойку», но важно то, что он не научится самостоятельно решать задачи. Здесь добро, как и в притче, оборачивается злом).

3. Закрепление пройденного материала

Закончив анализировать притчу и свое поведение, необходимо закрепить все выводы и мысли, к которым дети пришли.

Чтобы дети смогли проявить творческую активность и лучше усвоить материал, детям предлагается придумать конец притчи. Это можно сделать как устно, так и письменно – в зависимости от возраста детей.

Необходимо еще раз полностью прочитать притчу и дать время детям придумать ей окончание (можно дать установку на хорошее и доброе окончание).

После завершения работы ведущий предлагает детям зачитать свой вариант окончания притчи.

Как показывает практика, дети младшего звена создают логически простые сюжеты,  обучающиеся среднего звена вносят элементы фантастики, применяют специальные знания (например, из экологии), обучающиеся старшего звена выходят на философские обобщения.

Чтобы осталось яркое впечатление о занятии, детям предлагается нарисовать героя, ситуацию, любую картинку или символ из притчи. После чего ведущий просит рассказать детей, что они нарисовали и почему?

Если есть возможность, можно составить выставку рисунков.

4. Рефлексия

Ведущий предлагает детям ответить на следующие вопросы:

- Что понравилось, что не понравилось на занятии?

- Узнали ли что-то новое?

- Будете ли полученную информацию использовать в своей жизни?

Список литературы

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд., прераб. и доп.- М.:Ось-89, 2003.
  2. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1997.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 4. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1997.
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.:ВАКО, 2004.
  5. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление слов - паронимов. Тест для подготовки к ЕГЭ"

Пояснения Примеры  предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются  умения оценивать речь с точки зрения со...

Методическая разработка занятия "Слова и числа"

Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...

Методическая разработка классного часа «Открой свое сердце для доброты»

Методическая разработка классного часа  «Открой свое сердце для доброты»...

Методическая разработка урока "Строение и работа сердца"

Методическая разработка урока "Строение и работа сердца"...

методическая разработка и презентация "Память в сердце храним"

Материал посвящен годовщине ВОВ. В методической разработке  отражается исследовательская работа педагога с учащимися - встречи с участниками, ветеранами ВОВ, создание презентации....