Содержание курса и КТП рабочей программы "Роболайф"
календарно-тематическое планирование

Губина Светлана Петровна

Занятия «Роболайф» представляют уникальную возможность для детей среднего школьного возраста освоить основы робототехники, создав  действующие модели роботов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание курса и КТП Роболайф28.85 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение  (3 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. История развития робототехники. Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов. Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика.

Конструирование (7 ч.)

Правила работы с конструктором Lego. Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

Сбор непрограммируемых моделей. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры: касания, освещенности, цвета, ультразвуковой и инфракрасный.

Модель «Выключатель света». Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции.

Управление (6 ч.)

История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд.

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.

Сборка модели с использованием мотора. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.

Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий).

Датчик освещенности.  Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее.
Проектно-конструкторская деятельность (19 ч.)

Разработка собственных моделей  в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.  Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.  Презентация  моделей. Выставки. Соревнования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

35 часов (1 час в неделю)

Тема

Содержание

Часы

1

Введение в робототехнику

Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы.

1

2

Конструкторы компании ЛЕГО

Лекция. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов

1

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3

Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3 сборки 8547. Что необходимо знать перед началом работы с EV3. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера EV3 (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера EV3 (Презентация), сервомотор EV3.

1

4

Конструирование первого робота

Практика. Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции.

1

5

Изучение среды управления и программирования

Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления.

 Собираем робота "Линейный ползун": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна".
Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок.

1

6

Программирование робота

Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков

1

7

Конструируем более сложного робота

Создаём и тестируем "Трёхколёсного робота".
У этого робота ещё нет датчиков, но уже можно писать средние по сложности программы для управления двумя серводвигателями.

1

8

Программирование более сложного робота

Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа).

Собираем и программируем "Бот-внедорожник"
На предыдущем уроке мы собрали "Трёхколёсного" робота. Мы его оставили в ящике, на этом уроке достаём и вносим небольшие изменения в конструкцию. Получаем уже более серьёзная модель, использующую датчик касания. Соответственно, мы продолжаем эксперименты по программированию робота. Пишем программу средней сложности, которая должна позволить роботу реагировать на событие нажатия датчика.

Задача примерно такая: допустим, робот ехал и упёрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.

1

9

Собираем гусеничного робота по инструкции

Создаём и тестируем "Гусеничного робота".
Задача: необходимо научиться собирать робота на гусеницах. Поэтому тренируемся, пробуем собрать по инструкции. Если всё получилось, то управляем роботом с сотового телефона или с компьютера. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции. На следующем уроке попробуем разобрать и заново собрать робота.

1

10

Конструируем гусеничного бота

На предыдущем уроке мы собирали гусеничного бота. Нужно ещё раз посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука.

1

11

Тестирование

Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов от 10 до 20. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик.

1

12

Собираем по инструкции робота-сумоиста

Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: бот - сумоист. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука.

1

13

Соревнование "роботов сумоистов"

Собираем по памяти на время робота-сумоиста. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота.

1

14

Анализ конструкции победителей

Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Свободное время. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов.

1

15

Конструируем робота к международным соревнованиям WRO (1)

Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады. Все задания раскладываем по частям, например, нужно передвигаться из точки А в точку Б - это будет первая задача, нужно определять цвет каждой ячейки - это вторая задача, в зависимости от цвета ячейки нужно выкладывать определённое количество шариков в ячейку - это третья задача.

3

16

17

18

Разработка проектов по группам.

Цель: Сформировать задачу на разработку проекта группе учеников.
На уроке мы делим всех учеников на группы по 2-3 человека.

Шаг 1. Каждая группа сама придумывает себе проект автоматизированного устройства/установки или робота. Задача учителя направить учеников на максимально подробное описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке, отладке, программированию будущей модели. Ученики обязаны описать данные решения в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях.

Шаг 2. При готовности описательной части проекта приступить к созданию действующей модели.

Шаг 2. При готовности описательной части проекта создам действующую модели. Если есть вопросы и проблемы - направляем учеников на поиск самостоятельного решения проблем, выработку коллективных и индивидуальных решений.

Шаг 3. Уточняем параметры проекта. Дополняем его схемами, условными чертежами, добавляем описательную часть. Обновляем параметры объектов.

Шаг 4. При готовности модели начинаем программирование запланированных ранее функций.

Цель: Научиться презентовать (представлять) свою деятельность.

Продолжаем сборку и программирование моделей.
Шаг 5. Оформляем проект: Окончательно определяемся с названием проекта, разрабатываем презентацию для защиты проекта. Печатаем необходимое название, ФИО авторов, дополнительный материал.

Шаг 6. Определяемся с речью для защиты проекта. Записываем, сохраняем, репитируем.

Цель: Научиться публично представлять свои изобретения.

Публичная ЗАЩИТА проектов с приглашением представителей администрации Лицея, представителей градообразующего предприятия, педагогов дополнительного образования технической направленности организаций дополнительного образования города, учеников Лицея и других школ города.

4

19

20

21

22

Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор.

Сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор:

  автомобиль с возможностью удалённого управления и запрограммирования его для движения по цветным линиям на полу!

  4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия.

   4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий.

   робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии.
Цель: Закрепить навыки конструирования по готовым инструкциям. Изучить программы.

Ученикам необходимо собрать модели по инструкции. Загрузить имеющуюся программу. Изучить работу программы, особенности движения, работы с датчиком и т.д. модели робота. Сделать соответствующие выводы.

1

23

Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота

Цель: собрать по инструкции робота, изучить его возможности и программу.
Собираем робота по инструкции, загружаем программу, изучаем его поведение: запускаем, наблюдаем, тестируем. Меняем программу, добиваемся изменения принципа работы робота. Меняем его конструкцию.

1

24

Конструируем колёсного или гусеничного робота.

Цель: придумать и собрать робота. Самостоятельно запрограммировать робота.

Придумываем конструкцию, которую мы бы хотели собрать. Назовём конструкци роботом. Пусть робот перемещается на 4-х колёсах или гусеницах. Пусть он может короткое время (минимум 1 минуту) передвигаться самостоятельно.

Начинаем сборку модели. Обсуждаем подробности конструкции и параметры программы.

2

25

26

Контрольное тестирование

Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов 20 штук. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. Проводим анализ полученных результатов. Сравниваем их с теми, что были получены в начале обучения по предмету "робототехника". Проводим "отсев" двоечников, выбираем учеников, способных изучать робототехнику на повышенном уровне. Формируем из них группу для обучения на второй год.

1

27

Собираем робота-сортировщика

Собираем и программируем робота-сортировщика.
Инструкция 

2

28

29

Собираем робота высокой сложности

Собираем робота Гиробой

2

30

31

Программирование робота высоко сложности

Программируем робота Гиробой, готовимся к показательным выступлениям.

1

32

Показательное выступление

Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения. Команда-победитель получает призы.

1

33

Свободное моделирование.

Собираем любую по желанию модель.

1

34

Свободное моделирование.

Собираем любую по желанию модель.

1

35

Свободное моделирование.

Собираем любую по желанию модель.

1

ИТОГО:

35

№ урока

Тема урока

Дата

по плану/ по факту

  1. Введение, 3 часа.

1

Введение в робототехнику

06.09

2

Конструкторы компании ЛЕГО

13.09

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3 версии 45544

20.09

  1. Конструирование, 7 часов.

4

Конструирование первого робота

27.09

5

Изучение среды управления и программирования

04.10

6

Программирование робота

11.10

7

Конструируем более сложного робота

18.10

8

Программирование более сложного робота

25.10

9

Собираем гусеничного робота по инструкции

08.11

10

Конструируем гусеничного бота

15.11

11

Тестирование

22.11

  1. Управление, 6 часов.

12

Собираем по инструкции робота-сумоиста

29.11

13

Соревнование "роботов-сумоистов"

06.12

14

Анализ конструкции победителей

13.12

15-17

Конструируем робота к соревнованиям

20.12

27.12

10.01

  1. Проектно-конструкторская деятельность, 19 часов.

4.1 Конструирование и программирование (16ч.)

18-21

Разработка проектов по группам

17.01

24.01

31.01

07.02

22

Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор

14.02

23

Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота

21.02

24-25

Конструируем колёсного или гусеничного робота

28.02

07.03

26

Контрольное тестирование

14.03

27-28

Собираем робота-сортировщика

21.03

04.04

29-30

Собираем робота высокой сложности

11.04

18.04

31

Программирование робота высоко сложности

25.04

32

Показательное выступление

16.04

  1. Свободное моделирование (3 ч.)

33-34

Свободное моделирование

23.05

30.05

35

Свободное моделирование

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оранизация процессуального мониторинга содержания курса химии 8 класс, блок "атомы химических элементов"

В статье оисан прцессуальный мониторинг курса химии 8 класс по блоку "Атомы химических элементов".В основу взята методика Н.Л. Солянкина, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Кр...

Календарно-тематическое планирование содержания курса английского языка по УМК "Happy English.ru"в 8 классе, авторы К.И. Кауфман, М. Ю. Кауфман.

Календарно-тематическое планирование представлено в виде таблицы, содержащей следующие разделы: номер урока (сквозное распределение номерации уроков), тема урока, тип урока, перспективное творческое з...

Организация процессуального мониторинга содержания курса химии 8 класса, блок «Атомы химических элементов».

В практике школьного образования всегда существовали экзамены, контрольные работы, различные опросы, тестирование и т.д. Весь этот контроль был ориентирован на получение фактов, отражающих эпизодическ...

Календарно-тематическое планирование содержания курса английского языка по УМК "Enjoy English" в 9 классе, авторы М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис.

Календарно-тематическое планирование представлено в виде таблицы, содержащей следующие разделы: номер урока (сквозное распределение номерации уроков), тема урока, тип урока, перспективное творческое з...

«Экологизация содержания курса математики»

Адресная направленность  Поисково-творческая работа по проблеме:«Экологизация содержания курса математики»Разработка средств, форм, методов экологизации математики предназначена учителям-пре...

Содержание курса и планирование УУД ( младшая школа).

Содержание курса и планирование УУД ( младшая школа). Данный материал поможет педагогу разобраться в УУД для каждого вида учебной деятельности на уроках ИЗО ....