Историко-патриотическая игра "Рубеж Мужества", посвящённая 77-летию контрнаступления советских войск под Москвой.
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Шаповал Наталья Анатольевна

Историко - патриотическая игра "Рубеж Мужества", посвящённая 77-летию контрнаступления советских войск под Москвой. Материал ориентирован на учащихся 8-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriko-patrioticheskaya_igra_rubezh_muzhestva.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №3»

Не стыдитесь ваших слов, не стыдитесь

ваших чувств любви к великому

и героическому русскому народу.

Они вполне естественны и законны.

Надо быть выродком или врагом народа,

чтобы не любить свой народ.                         

И.В. Сталин 1942 г.

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «РУБЕЖ МУЖЕСТВА»,

посвящённая 77-летию контрнаступления

советских войск под Москвой.

Для учащихся 9-11 классов.

  • Компьютерный банк

                                            методических разработок

                                             Н.А. Шаповал

г.о. Балашиха

5 декабря

 2018 г.

ЭТАПЫ  ИГРЫ:

  1. В данной игре принимают участие 3-4 команды по шесть-восемь человек каждая, которые заранее готовят приветствие, эмблему и домашнее задание по тематике марафона (в данном случае рассматривают вопросы, подобные тем, что будут оглашаться в раундах) Каждая команда имеет право привести с собой 5-8 болельщиков;

  1. Игра начинается с организационного момента и представления команд. Ведущий проводит жеребьёвку. По итогам первого раунда, оглашённого жюри, право на выбор темы имеет команда, набравшая большее количество очков. (В случае равного количества баллов, капитанам команд предлагается ответить на 3 вопроса. Команда, набравшая максимальное количество баллов – выбирает тему и вопрос данной темы);

  1. Во втором и третьем раундах по три темы. В каждой теме по четыре вопроса. Каждый вопрос раунда имеет свою стоимость. В случае правильного ответа – данное количество баллов начисляется команде, в случае ошибки – жюри снимает данное количество баллов с команды. Право ответа в данном случае переходит к соперникам. Если ни одна команда не смогла дать правильный ответ, ведущий обращается к болельщикам. Правильный ответ болельщика приносит баллы его команде. Ответивший верно, выбирает следующий вопрос и продолжает игру. Каждый раунд длится по 10 минут, на обдумывание каждого вопроса даётся 30 секунд.

  1. По окончании второго раунда жюри оглашает результаты. Право начать третий раунд предоставляется команде набравшей максимальное количество баллов.

  1. По подведению итогов третьего раунда, в финале могут остаться 2-3 команды. Та команда, у которой больше всего очков, оглашает одну из четырёх предлагаемых тем, которая ей не нравится, затем право выбора переходит к следующей команде и т.д., пока не останется одна тема;

  1.  Командам предлагается сделать ставку из того количества очков, которые ими были набраны в течение игры. Затем, ведущий задаёт вопрос. В случае правильного ответа, количество баллов в ставке начисляется на счёт команды. Если ответ неверен - баллы ставки снимаются с команды. Жюри подводит итог игры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ НАЧАЛА ИГРЫ (за каждый – 10 баллов).

1. Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?

(Пик Победы, 7439 м.)

2. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А лётчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что?

(Сбить вражеский самолёт.)

3. Какие три российских города на знаменитой Курской дуге  Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

(Орёл, Белгород, Курск.)

1 РАУНД . Тема 1 – «Награды Родины».

10

Какую награду времён Великой Отечественной войны называют высшим «солдатским» орденом?

Орден Славы

20

Дважды Героям России (а ранее Советского Союза) положено прижизненно возводить памятники на их Родине. А что положено устанавливать единожды Героям России?

Мемориальные доски

40

За что вручали самую известную медаль Великой Отечественной войны?

За Отвагу

60

После Ельнинской операции - заключительного этапа Смоленского сражения, за массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство, проявленные в ходе сражений воинским соединениям стали присваивать именно такие звания…

Гвардейские

80

Высшей военной полководческой наградой СССР являлся орден "Победа". Было всего 20 награждений этим орденом, при этом три военачальника были награждены этим орденом дважды. Назовите их имена.

И.В. Сталин награжден в 1944-м (за освобождение правобережной Украины) и 1945-м (за победу над Германией) годах;

Г.К. Жуков - в 1944-м (орден №1 - за освобождение правобережной Украины) и 1945-м (за взятие Берлина);

А.М. Василевский - в 1944-м (за освобождение правобережной Украины) и 1945-м (за планирование боевых операций и координацию действий фронтов).

1 РАУНД . Тема 2 – «Столица в кольце врагов».

10

Гитлер решил лично возглавить военные операции на восточном фронте. В директиве сообщалось, что Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть её, планировалось затопление и превращение города в огромное море. Какое кодовое название получила эта операция?

«Тайфун»

20

К концу лета 1941 года в прифронтовой полосе из местного населения было сформировано 1 755 истребительных батальонов, которые насчитывали свыше 328 тыс. человек. Для чего создавались эти батальоны? 

Для борьбы против диверсантов и парашютистов, забрасываемых на советскую землю. При приближении фронта истребительные батальоны и группы содействия этим батальонам, как правило, вливались в войска.

40

Именно после этого обращения в оборот вошло словосочетание «Великая Отечественная война»

3 июля 1941 года состоялось первое обращение главы Правительства СССР Иосифа Сталина к советскому народу после начала Великой Отечественной войны. Начиналось оно словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, - продолжается». Именно после этого радиообращения словосочетание «Великая Отечественная война» стало широко использоваться, хотя в тексте слова «великая» и «отечественная» употребляются раздельно.

60

Многие военные части после окончания парада на Красной площади 7 ноября 1941 года отправились прямо на фронт. Из соображений безопасности, время парада было передвинуто на 8.00, вместо обычных 10.00. А где члены Политбюро и т.п. узнали об этом?

Как всегда, за день до парада, 6 ноября, прошло предпраздничное заседание Моссовета. Но в 1941 году оно состоялось не в Большом театре, как обычно, а на платформе станции метро Маяковская.

80

Как называлась местность под Москвой, где гитлеровцы пытались установить дальнобойные орудия для обстрела Кремля?

Это поселок городского типа Красная поляна Мытищинского района Московской области, отстоящий от городской черты столицы на 27 км. Он был захвачен немецко-фашисткими войсками до 30 ноября 1941 г. и освобожден 8 декабря Красной армией. В числе трофеев оказались немецкие крупнокалиберные орудия, которые могли обстреливать центральную часть Москвы.

1 РАУНД . Тема 3 – «Этих дней не смолкнет слава. Сражения».

10

В истории Второй мировой войны этот город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его.

Ельня

20

Какой российский город в 1941 году временно стал второй столицей нашей страны, когда туда переехало правительство СССР?

Самара (Куйбышев)

40

Многие потеряли своих близких и родных в «Вяземском котле». А когда проходила Вяземская операция?

 2 – 13 октября 1941 года. Всего 12 дней проходила операция, которая известна как одно из самых больших поражений РККА за всю историю Великой Отечественной войны. Сотни тысяч солдат и офицеров (среднее из различных оценок – примерно 800 тысяч) погибли и попали в плен. Но жертва не была напрасной – под Вязьмой советские войска «связали» большое количество наступавших немецких войск, что позволило принять экстренные меры по восстановлению нарушенного фронта обороны. А после Вяземских боев, многие германские военноначальники признавали высокие боевые качества советских солдат и писали о том, что стратегия «блицкриг» потерпела поражение.

60

16 декабря 1941 года Гитлер отдал приказ  № 39. Какое название среди немецких войск получил этот приказ и в чем его суть?

«Стоп-приказ». Группе армий ставилась задача, стянув все резервы, ликвидировать прорывы и удерживать линию обороны.

80

После этого сражения немецкий генерал Гюнтер Блюментрит сказал: Теперь политическим руководителям Германии важно понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя. О каком сражении идёт речь?

Ржевско-Вяземская наступательная операция.

2 РАУНД . Тема 1 – «Советские полководцы».

10

Этот маршал Советского Союза командовал армией в битве за Москву.

Леонид Александрович Говоров

20

Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Волколамское направление во время Московской битвы защищала 16-я армия именно этого генерала, именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

Константин Рокоссовский.

40

Этот советский военачальник известен успешными операциями по уничтожению немецких войск. За его голову немецкое командование назначило крупную награду, однако кавалеристы которыми он командовал, были неуловимы. Назовите фамилию советского военачальника, который командовал гвардейским кавалерийским корпусом в битве за Москву. Погиб в бою.

Лев Михайлович Доватор

60

Кто в период битвы за Москву занимал пост командующего войсками Московского военного округа, а также возглавлял Московскую зону обороны?

Это был генерал-лейтенант Павел Артемьевич Артемьев (1897 - 1979), находившийся во главе Московской зоны обороны с октября 1941 г. по октябрь 1943 г. он закончил войну генерал-полковником, продолжая командовать Московским военным округом (МВО) вплоть до 1953 г.

80

Среди советских военачальников можно выделить одного, которые наряду с отличным образованием, большим практическим опытом глубокими теоретическими знаниями обладал еще и редким для военного человека чувством тактом, умением терпеливо убеждать собеседника. По свидетельству Г.К.Жукова, даже Сталин называл его по имени и отчеству и в разговоре с ним некогда не повышал голоса, даже если был не согласен с его докладом. Он был единственным человеком, которому Сталин разрешал курить в своём рабочем кабинете. О ком идёт речь?

Борис Михайлович Шапошников.

2 РАУНД . Тема 2 – «Немецкие военачальники».

10

Немецкий фельдмаршал, имевший репутацию наиболее одаренного военачальника в вермахте. Позволял себе спорить с Гитлером, считался неформальным лидером немецкого генералитета.

Эрих фон Манштейн – одно из самых известных имен среди немецких военачальников. Участвовал в Польской и Французкой кампаниях. Во время войны против Советского Союза войска под его командованием успешно действовали в Прибалтике, захватили Крым и взяли Севастополь. Зимой 1942-43 гг., после окружения 6-й армии в Сталинграде, фактически спас всё южное крыло немецкой армии от полного разгрома.

20

Генерал-фельдмаршал, в 1941 году командующий группой армий «Центр», наступающей на Москву и получивший в Вермахте прозвище «Первая жертва».

С начала немецкого вторжения в СССР и до 12 декабря 1941 года группой армий «Центр» командовал генерал-фельдмаршал Федор фон Бок. Снят со своего поста в связи с невыполнением главной задачи, взятия Москвы, и начавшимся отступлением его войск.

40

После поражения вермахта под Москвой в декабре 1941 г. был уволен в отставку главнокомандующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал Вальтер фон Браухич. Кто был назначен на его место?

Его место лично занял рейхсканцлер Адольф Гитлер.

60

Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?

Паулюсу. 27.01.1941г. ему было присвоено звание Фельдмаршала Вероятно, Гитлер рассчитывал этим удержать Паулюса от сдачи советским войскам.

80

Этот немецкий военачальник в маневренных сражениях лета 1941 года добился выдающихся успехов, выдвинулся в число наиболее известных генералов Вермахта. С октября 1941 года командовал 41-м танковым корпусом, участвовал в битве под Москвой. Когда Гитлер после поражения под Москвой снял с постов несколько десятков своих генералов, в январе 1942 года назначен на освободившийся пост командующего 9-й армией.

На этом посту руководил действиями германских войск в Ржевской битве, где вновь сумел нанести советским войскам значительные потери и отразить несколько крупных наступлений наших войск. Свыше года армия под его командованием удерживала плацдарм подо Ржевом и во многочисленных сражениях отражала попытки Красной Армии овладеть городом. Есть данные, что этот генерал-фельдмаршал был родственником Владимира Ильича Ленина. Некоторые предки Ленина по материнской линии происходили из Северной Германии.

Вальтер Модель

2 РАУНД . Тема 3 – «Во славу русского оружия».

10

На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано?

Инструкция по применению.

20

Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152)  «Зверобоем». За что?

За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».

40

Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «Катюшей», а как называли автомат «ППШ»?

«Папашей»

60

Прямо перед войной, с конвейеров челябинских заводов сошли первые экспериментальные образцы тяжёлых танков, названых в честь государственных деятелей. Назовите аббревиатуру – название танков и объясните, почему командование отказалось использовать их в танковых сражениях Вов?

«ИС» - Иосиф Сталин, «КВ» - Клим Ворошилов. Эти танки потребляли много горючего и не могли быть в бою более часа.

80

Перед  Второй Мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?

Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.

Финальный раунд

Русские – люди высшей пробы

В столице Монголии Улан-Баторе находится государственный музей Героя Монголии и четырежды Героя Советского Союза. Монголы талант этого полководца ставят не ниже, чем талант самого Чингисхана. И по заслугам. В 1939 году он освободил от японских оккупантов Монголию, а потом спас от фашистов родную землю – нашу Россию. Кто этот полководец?

Георгий Константинович Жуков

Людская память

К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

Союзническую армию. Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат

Парад Победы

Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом?

Перчатки.

Парадоксы истории

Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна?

Колонна военнопленных

Известные имена

Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края. С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен. Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружие созданное этим человеком пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.

Михаил Тимофеевич Калашников

ПРИЛОЖЕНИЯ К ИГРЕ.

Приложение 1. Уведомление классам.

Военно-патриотическая игра «Рубеж мужества» (Битва под Москвой) 9-11 классы.

Темы 1 раунда:

  1. Награды Родины;
  2. Столица в кольце врагов;
  3. Этих дней не смолкнет слава…(Сражения и события под Москвой 1941- 1942 г.).

Темы 2 раунда:

  1. Советские полководцы;
  2. Немецкие военачальники;
  3. Во славу русского оружия (Оружие и техника).

Темы финального раунда:

  1. Русские – люди высшей пробы;
  2. Людская память (Памятники);
  3. Парад Победы;
  4. Парадоксы истории;
  5. Известные имена

При подготовке к игре в помощь сайт http://1001viktorina.ru

Список литературы:

  1. Великая Отечественная война [Текст] : 1941-1945 : энциклопедия для школьников / сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель. - М. : Олма-Пресс, 2000. - 447 c.
  2. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945 [Текст] : Люди. События. Факты : справочник / под. ред. О. А. Ржешевского. - 2-е изд., доп. - М. : Республика, 2000. - 431 с.
  3. Балязин, В. Н. Самые знаменитые награды России / В. Н. Балязин, В. А. Дуров, А. Н. Казакевич. - М. : Вече, 2000. - 416 с.
  4. Шефов, Н. А. Самые знаменитые войны и битвы России [Текст] / Н. А. Шефов. - М. : Вече, 2000. - 528 с.
  5. Венок славы [Текст]: антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т. 2. Битва за Москву / сост. В. Кочетков. - М.: Современник, 1984. - 623 с.
  6. Любое энциклопедическое издание о Великой Отечественной войне.

Также настоятельно рекомендую посмотреть художественный фильм «Битва за Москву», 1985г.

В игре участвует команда из 6 человек от каждого класса.

Игра состоится _________ в ______ в кабинете №_______.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2. Бланк для жюри.

Темы

10 баллов

20 баллов

40 баллов

60 баллов

80 баллов

1 раунд

Награды Родины

Столица в кольце врагов

Этих дней не смолкнет слава…(Сражения и события под Москвой 1941- 1942 г.).

2 раунд

Советские полководцы

Немецкие военачальники

Во славу русского оружия (Оружие и техника).

Финальный раунд

Русские - люди высшей пробы

Людская память (Памятники);

Парад Победы

Парадоксы истории

Известные имена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока мужества, посвящённого 25-летию вывода советских войск из Афганистана "Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка посвящена очередной годовщина вывода войск СА из Афганистана и предназначена для использования учителями  и учащимися 6-11 классов на уроках мужества, классных часах, встечах ...

Урок мужества к 75-летию контрнаступления советских войск под Москвой

75 лет  назад,  5 декабря 1941 года  в ходе Великой Отечественной войны началось легендарное  контрнаступление советских войск под Москвой.  Для уч...

Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»...

Внеклассное мероприятие "Контрнаступлению советских войск под Москвой посвящается".

С выступления учащихся 9Б класса начался цикл мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мероприятие было подготовлено учащимися 9Б (профильного)...

Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»

Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...

Классный час 5 декабря-Контрнаступление Советских войск под Москвой.

5 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА началось КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ПОД МОСКВОЙ, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии, противник был с большими потерями отброшен от столицы нашей Родины ...

Урок мужества, посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана

Цель урока: расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать её агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы её участников, воспитывать патриотизм, гражданскую позицию.Методы и п...