Педагогическая диагностика - как средство движения педагога: постановка вопроса
статья

Шаров Антон Валерьевич

В УДОД в качестве диагностических мероприятий применяются те или иные формы контроля знаний, умений, навыков. Цель контроля при этом рассматривается в русле обратного влияния на учебный процесс, как средство повышения результативности обучения.

В большинстве случаев для диагностики используются достаточно распространенные: входной, промежуточный, итоговый контроль.

Как правило эти виды контроля неразрывно связанны с общеобразовательной программой. Их нагрузка - зафиксировать степень соответствия знаний умений, навыков, заложенному в программе потенциалу.

Но, по сути дела, мы сталкиваемся с ситуаций, когда в дополнительной образовании мы не столько ориентируемся на интересы, склонности, возможности ребенка, сколько на то что, по мнению педагога ребенок должен усвоить. А зачастую, даже не педагога, а просто обозначенных свыше формальных требований. Такое состояние является основанием незаинтересованности отдельных детей учебным процессом, низкой их вовлеченностью в учебную деятельность. Поэтому разработка общеобразовательной программы, проектирование учебных занятий должно учитывать интересы самих детей. Одна из главных целей дополнительного образования – это развитие способностей детей. Подход к разработке программы и проектированию учебной деятельности, который можно обозначить как «От ребенка», требует расширения набора методов и приемов относительно стандартных мероприятия входного, промежуточного и итогового контроля.

Педагогическая диагностика – намного шире, чем традиционно используемые мероприятия контроля.

Мы должны лучше узнать ребенка, а не просто зафиксировать соответствие его умений заложенным в программу целям. Для этого необходимо использовать более широкий диапазон методов.

Дополнение мероприятий контроля выявлением интересов, мотивов, способностей ребенка позволит более гибко подойти к разработке программы, самосовершенствоваться педагогу, дать ребенку возможность наиболее полно проявить себя. Соединяя в программе постепенно изменяющиеся требования социального запроса, и потребности, возможности детей педагог находится в постоянном поиске, самосовершенствовании. Итогом этого процесса должно стать повышение качества обучения, развитие и гибкость общеобразовательной программы, большая вовлеченность детей в образовательный процесс.

В попытке достичь формализованных показателей обучения мы часто забываем о самом ребенке, о его внутреннем мире. Это утверждение тем важнее чем о более младшем возрасте идет речь. У каждого ребенка есть свой внутренний потенциал и образовательная деятельность либо позволяет ему раскрыться, либо не дает проявиться вовсе, формируя личность с набором компетенций соответствующую заданному образцу.

Мы считаем необходимым расширение диапазона применяемых методов контроля за счет изучения мотивов, склонностей, предпочтений, желаний ребенка, с последующим учетом полученных с помощью них результатов в образовательной деятельности. Ведь в каждом ребенке есть солнце… .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya.docx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов....

Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога

Педагогическая диагностика, наряду с самообразованием, профессиональным творчеством, личностными характеристиками и пед. стажем  является одним из показателей профессионального роста педагога....

Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога

Педагогическая диагностика, наряду с самообразованием, профессиональным творчеством, личностными характеристиками и пед. стажем  является одним из показателей профессионального роста педагога....

«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он и...

Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он и...

Педагогическая диагностика как средство движения педагога

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17627110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17627122","...