Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога
методическая разработка на тему

Коченова Анна Алексеевна

Педагогическая диагностика, наряду с самообразованием, профессиональным творчеством, личностными характеристиками и пед. стажем  является одним из показателей профессионального роста педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУДОД «Центр внешкольной работы»


Материал к выступлению на конференции

Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога

Подготовила:

педагог-организатор

п\к «Лира »

Коченова А.А.

Саратов  2011

Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога

Каждый педагог должен иметь возможность быстро оценивать эффективность тех или иных своих действий. Чтобы сразу подкорректировать или изменить их.  Но специфика педагогической деятельности такова, что результаты процесса становятся очевидными только через некоторое время. Поэтому в последние годы проблему эффективности деятельности педагогические работники пробуют решить с помощью диагностики. Педагогическая диагностика, наряду с самообразованием, профессиональным творчеством, личностными характеристиками и пед. стажем  является одним из показателей профессионального роста педагога.

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении.

Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Главная цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

Важно правильно и своевременно оценивать возможности ребенка, ориентировать в обучении и  выборе будущей профессии, определяя его роль как полноправного члена образовательного процесса. Личностно-ориентированные подход, используемый  в учреждениях дополнительного образования, предполагает взаимодействие педагога и ребенка. Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящее и перспективы. Полученные диагностические материалы будут служить отправной точкой при подготовке дальнейших занятий. Единство педагогических, коррекционных и развивающих методов позволяют педагогу лучше понимать детские проблемы и находить пути их решения.

Понятие «психологическая диагностика» было впервые применено К. Интенкампом в 1968 году, эта дата считается официальной «датой рождения» данного понятия. По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и обоснования результатов для развития общества.

В нашей стране с научной точки зрения педагогическую диагностику рассматривали многие ученые: Л.С Выготский,  А.И. Кочетов и др.  А.И.Кочетов  предлагает понятия «педагогическая  диагностика» и «педагогический диагноз» рассматривать во взаимосвязи.

      Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
      Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

Одной из отличительных особенностей педагогической диагностики является наличие специфического объекта исследования – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают изменения в ученике. Если для психолога педагогический процесс является только условием исследования, то для педагога – это объект исследования и, следовательно, объектами исследования становятся все компоненты педагогического процесса (педагог, ученик, содержание, методы, средства и результат).

Рассматривая педагогическую диагностику как объект изучения, следует выделить ряд ее функций:

  1. функция обратной связи;
  2. функция оценки результативности педагогической деятельности;
  3. функция воспитательно- побуждающая;
  4. функция коммуникативная и конструктивная;
  5. функция информирования участников педагогического процесса;
  6. прогностическая функция.

           При организации изучения педагогических явлений необходимо руководствоваться такими принципами как:

  • комплексность педагогической диагностики;
  • непрерывность педагогической диагностики;
  • динамичность изучения педагогических явлений;
  • обоснование конкретных процедур.

Основным средством для получения информации в педагогической диагностике является анкета. Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых  связан с определенной исследовательской задачей. Важной составляющей анкеты является содержание.  Для его полноценного наполнения важно четко установить основную проблему, развив ее на составляющие.

Анкетирования среди обучающихся проводятся в начале года,  в середине и в конце. Промежуточная диагностика также имеет место.  Тестирования проводятся  (на усмотрение педагога) по итогам прохождения определенных разделов учебного материала. Данная исследовательская деятельность призвана не только оценить уровень знаний, возможностей или ожиданий обучающихся в определенный момент деятельности. Но и изучить психологический климат в коллективе, психо-социальные особенности каждого ребенка.

Для ребенка, особенно на первом этапе знакомства и внедрения в коллектив важно неформальное общение, поэтому можно, предложив ему нарисовать рисунок на заданную тему (геометрическую фигуру, дерево, домового). Так на практике применяются графические тесты, наиболее полно раскрывающие эмоциональные особенности ребенка, его задатки и возможности к обучению по определенным предметам.

Таким образом, педагогическая диагностика играет значимую роль на каждом этапе педагогической деятельности. Особая ценность диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, не взирая на специфику образовательных программ.

Литература

  1. Выготский Л.В. «Педагогика».
  2. Дерябо С.Г. «Учителю об эффективности диагностики образовательной среды»
  3. Ингенкамп К. «Педагогическая диагностика».
  4. Титьва Е.В. «Если знать,  как действовать»

Приложение

Кто вы? (графический тест)

 Выберите одну, наиболее понравившуюся Вам фигуру:

КВАДРАТ. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в своё время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий.

ПРЯМОУГОЛЬНИК. Временная форма личности, которую могут "носить" остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

КРУГ. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

ЗИГЗАГ. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как индикатор профессионального роста педагога

Педагогическая диагностика, наряду с самообразованием, профессиональным творчеством, личностными характеристиками и пед. стажем  является одним из показателей профессионального роста педагога....

Аттестация-2017 3.7. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)Повышение квалификации: всего 232 часов...

3.12. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности).

3.12. Профессиональный рост педагога повышение квалификацииНаименование учрежденияНазвание образовательной программыДата прохождения курсовРезультатАНОО ПО «КТЭиП ПК»"Дистанцион...

Педагогическая диагностика как средство движения педагога

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17627110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17627122","...

Педагогическая диагностика - как средство движения педагога: постановка вопроса

В УДОД в качестве диагностических мероприятий применяются те или иные формы контроля знаний, умений, навыков. Цель контроля при этом рассматривается в русле обратного влияния на учебный процесс, как с...