Обеспечение индивидуального подхода в дополнительном образовании
статья

Статья отражает реализацию индивидуального подхода в практике дополнительного образования, показывает дифференциацию как инструмент индивидуального подхода к обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Акимов Вадим Викторович,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

г. Ханты-Мансийск

Обеспечение индивидуального подхода в дополнительном образовании

        Аннотация. Статья отражает реализацию индивидуального подхода в практике дополнительного образования, показывает дифференциацию как инструмент индивидуального подхода к обучающимся.        

Ключевые слова: Индивидуализация, дифференциация, дополнительное образование.

Читатель может озадачиться вопросом необходимости индивидуального подхода в реализации дополнительного образования, так как оно само по себе имеет специфические особенности и формы организации, а также не сопровождается отметочной системой [5].

Действительно, дополнительное образование имеет отличительные черты, формирующие его особую ценность. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению полученных знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию.

Дополнительное образование даёт больше возможностей для развития творческого потенциала, оптимизации социальной адаптации, качественной организации свободного времени.

Дополнительное образование отличается множественностью функций (см. рисунок 1)

Рис. 1 – Функции дополнительного образования

Именно здесь стоит сделать акцент на том, что реализация вышеперечисленных функций возможна только при добровольном участии ребёнка в разнообразных направлениях и видах деятельности, предлагаемых дополнительным образованием.

В основе дополнительного образования лежит желание ученика использовать свободное от уроков время так, а не иначе.

Поэтому, не являясь обязательным, дополнительное образование обязано быть для учеников интересным и привлекательным, оригинальным и инновационным, ориентированным на потребности социума завтрашнего дня и обеспечивать индивидуальный подход.

В словаре С.И. Ожегова «индивидуальный» рассматривается по разному (см. рисунок 2)

Рис. 2 – Интерпретация термина «индивидуальный» по словарю С.И. Ожегова

Анализируя научные источники, мы можем уверенно сказать, что индивидуализация – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, призвана создать условия, для их самореализации в системе дополнительного образования [3,8].

В собственной практической деятельности организую учебный процесс через разработку индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ученика. Это объясняется тем, что дети с разной скоростью осваивают теоретический учебный материал, равно как и с разной скоростью и специфическим подходом используют в практическом применении.

Индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику  обеспечивает поступательное развитие, поднимает его скрытый потенциал, т.е. то, что требует педагогической поддержки.

Индивидуализация в реализации моих программ дополнительного образования осуществляется в несколько этапов (см. рисунок 3)

Рис. 3 – Этапы реализации программ дополнительного образования

Почему наши совместные с учениками результаты работы отличаются высоким качеством и стабильностью?

Уверен, что это связано с дифференциацией, которая проистекает из индивидуальных особенностей учащихся [7,8].

Дифференциация, это разделение, расслоение целого на различные части.

Дифференцировать, разделять можно учеников, а можно и материал, что я и делаю в практической деятельности.

Учеников дифференцирую в самом начале работы по программе. Как правило, это разделение на несколько групп (чаще три) по темпу обучения (высокий, средний, низкий). Но эти группы временные, так как рост темпа  позволяет переходить из одной группы в другую.

Дифференциация материала осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик дошел до высшего уровня, но таким путём, который ему более комфортен, понятен и удобен.

В конечном итоге вся группа, находясь на финише деятельности, располагает необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые дети умеют применять в любых жизненных условиях, что доказал проект «Экспедиция «Возрождение», родившийся из программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Возрождение».

Дифференциация, описанная выше, осуществляется не стихийно, а согласно этапам (см. рисунок 4)

Рис. 4 – Этапы дифференциации в дополнительном образовании

Многолетний опыт работы с детьми позволяет утверждать, что чем шире спектр программ, чем больше возможностей для свободного выбора и поиска индивидуальности, тем качественнее проходят социальные пробы личности.

Дети, а вместе с ними и родители, какие направления деятельности соответствуют их природным задаткам, интересам и способностям.

Очень часто можно слышать, что профессиональная ориентация родилась именно в работе с педагогом дополнительного образования.

Среди моих выпускников люди самых разных профессий: психологи, учителя, инструкторы по туризму, спасатели, экологи и др.

Считаю, что школа дополнительного образования позволяет не только учителю постичь индивидуальные особенности ученика, но и ученику разобраться с самим собой.

Итак, индивидуальный подход, реализуемый в дополнительном образовании, это один из основных принципов педагогики, где главенствуют:

– знание и понимание детей;

– любовь к детям;

– большой запас теоретических знаний;

– способность педагога размышлять;

– умение педагога осуществлять качественный анализ.

        Список литературы

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 816 с.

3. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. – Казань: Издательство Казанского университета, 1982. – 224 с.

4. Коджаспирова,  Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

5. Крылова, Н.Б. Стратегия поддержки: ее основные направления и блоки //Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.

7. Осмоловская, И.М. Организация дифференциации обучения в современной общеобразовательной школе/И.М. Осмоловская. – Москва: Народное образование, 2016. – 214 с.

8. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э Унт. – Москва: Педагогика, 1990. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение индивидуального подхода при организации внеурочной деятельности

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду....

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении...