Программа кружка "Школа общения"
рабочая программа (8 класс)

Коптева Александра Георгиевна

Программа разработана на основе следующих материалов: Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006., и Микляева А.В. Комплект рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Данные материалы подходят для подготовки учащихся к турнирам школьных команд медиаторов, ведения кружка по медиации, освоения обучающимися основ медиативных технологий в разрешении конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_obshcheniya_2018-2019.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию Педагогическим советом

Протокол №____ от _________2018

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 262

______________ /Ю.В.Некрасова

«___» ____________ 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ / О.В.Левчук

«___»_____________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Школа общения»

8 классы

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

ФИО педагога: Коптева А.Г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018

Пояснительная записка

Актуальность темы. В рамках профилактической модели школьной медиации важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности учащихся. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе подросткового возраста, для которого характерно: ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении младших школьников. При этом именно младший подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.

В младшем подростковом возрасте отношения внутри школьного класса зачастую обостряются. По мере нарастания числа и интенсивности противоречий может в детском коллективе может закрепиться конфликтная модель отношений. Целесообразно предпринимать действия по ее преодолению на начальных этапах, пока не нанесен существенный ущерб личностному развитию отдельных учащихся и развитию учебной группы в целом.

Теоретическое обоснование программы. Конфликтологическая компетентность представляет собой способность человека в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию его деструктивных последствий и перевод конфликтной ситуации в социально-позитивное русло, и включает в себя следующие компоненты:

 когнитивный: знания о конфликте, его возможных последствиях (как деструктивных, так и конструктивных), возможных стратегиях его разрешения;

 аффективный: отношение к конфликту как нормативному элементу взаимодействия, предполагающему возможность продуктивного развития отношений между конфликтующими;

 поведенческий: владение навыками проектирования бесконфликтного взаимодействия и эмоциональной саморегуляции;

 мотивационный: готовность к проявлению своих знаний, умений и навыков в реальной практике взаимодействия.

Целью программы является создание условий для формирования конфликтологической компетентности учащихся.

Задачи программы:

 создание условий для овладения учащимися знаниями о причинах конфликтов, динамике их развития, возможных исходах;

 создание условий для формирования отношения к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми;

  создание условий для формирования у учащихся навыков эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и за ее пределами;

  • создание условий для формирования у учащихся навыков разрешения конфликтных ситуаций;

  • создание условий для закрепления сформированных навыков.

Ожидаемые результаты: формирование у учащихся конфликтологической компетентности, которая проявляется в:

  • знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
  • преодолении однозначной негативной оценки конфликтов;
  • владении навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;

  • мотивации к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.

Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате классного часа.

Методическое оснащение. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы.

Целевая группа. Программа предназначена для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ.

Учебно-тематический план:

№ п\п

Дата

Тематические блоки / темы

Количество часов

Теория

Практика

Что такое конфликт. Этапы развития конфликта.

2

1

Конфликты: положительные и отрицательные последствия

2

1

Как возникают и развиваются конфликты

2

1

Стили поведения в конфликте. Твой стиль поведения в конфликте.

2

1

Бесконфликтный стиль общения.

2

1

Учимся разрешать конфликты

2

1

Мотивирование к преодолению конфликта

1

1

Что такое медиация. Из истории медиации.

1

1

Основные этапы медиации.

2

2

Принципы медиации.

1

2

Медиация конфликтов: как это делается?

1

2

Что такое эффективная коммуникация?

1

2

Как правильно слушать собеседника.

1

1

Принципы активного слушания.

1

Что такое бесконфликтное общение (повторение)

1

2

В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»

1

2

Как организовать подготовительный этап медиации?

1

2

Как провести основной этап медиации?

1

2

Как закончить медиацию?

1

2

Возникли проблемы: что делать?

1

2

Каким должен быть медиатор?

1

2

Общение в конфликте (выводы)

1

1

Подведение итогов

1

2

Итого

64 часов

Литература:

  1. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н.Добрянка,2008 г.

  1. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой Л.М. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012 г.
  2. Коновалова О.В. «Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области» Пенза, 2013г.
  3. Кузичкина Л.А. «Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательном процессе» 
  4. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
  5. Микляева А.В. Комплект рабочих программ «Медиация школьных конфликтов»
  6. «Сборник тренинговых материалов по медиации» Бишкек 2010.
  7. Путинцева Н. «Программа тренинга для учащихся по обучению навыкам поведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения».
  8. «Школьные службы примирения. Методы. Исследования. Процедуры. Сборник материалов» Москва 2012 г.

  1. Фурина О.В. «Тренинговые занятия «Я - медиатор» для ведущих школьных служб примирения».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Культура общения" - 5 класс

В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...

Программа "Психология общения"

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...

Программа "Эффективное общение"

Цель программы "Эффективное общение" - сформировать знания и коммуникативные навыки у обучающихся 5-6 классов....

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».

Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится ...

Программа"Мир общения.Все грани успеха"

Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений....

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....