РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ПЕНИЯ
статья

Адайкин Сергей Евгеньевич

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Какими качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kontsertmeystera_na_urokah.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ

НАРОДНОГО ПЕНИЯ

Подготовила концертмейстер: Адайкин С.Е.

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и в хоровом коллективе. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Какими качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен профессионально владеть музыкальным инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Профессиональный концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, отличным музыкальным слухом, воображением, артистизмом, способностью образно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

В методической литературе аккомпанементу на баяне (аккордеоне) уделено крайне мало внимания, что удивляет, так как баян (аккордеон), с его возможностями художественной выразительности, пластичности звука, широкой динамической шкалой еще совсем недавно находил широкое применение в аккомпанементе танцевальным коллективам, сольному пению, различным ансамблям и хору.

Возможность использовать «минусовки», как в репетиционной работе, так и на концертных выступлениях, негативно сказалось на профессии концертмейстера, но понимание магии «живого» звука и «живого» исполнения все чаще заставляет обращаться к аккомпанементу на акустических инструментах.

Работа концертмейстера сложна, важна и трудоемка, а музыка в его руках – это тот фундамент, на котором держится искусство. Главная роль отведена преподавателю, но и на долю концертмейстера подчас выпадают такие сложные художественные задачи и такие большие эмоциональные нагрузки, с которыми может справиться только квалифицированный музыкант.

В обязанности концертмейстера класса народного пения, помимо аккомпанирования учащимся на концертах входит помощь им в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят и педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от баяниста, помимо профессиональной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, стремясь к разнообразию и наиболее точному соответствию аккомпанемента литературному тексту.

Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер должен наблюдать за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом мелодической линии и ритмического рисунка произведения, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией. Концертмейстер должен обладать тонким интонационным слухом, голосом, чтобы следить за точностью звуковысотной интонации.

Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому ученику, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Иногда работа над произведением на занятии начинают по отдельным кускам, но часто бывает целесообразно сначала дать возможность ученику исполнить все произведение целиком (независимо от того, как он споет), после чего указать ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить целиком уже в исправленном виде. Если вокалист творчески активен, то можно пройти за одно занятие несколько произведений. Количество зависит от уровня их сложности и от степени завершенности работы над ними, а также от терпения и внимания учащегося, состояния его певческого аппарата, к которому надо относиться очень бережно. Иногда весь урок можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше пользы, чем работа над всей заданной программой. Часто одной из серьезных проблем для начинающего вокалиста является ритмическая сторона исполнения. Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента. Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только запоминать музыку на слух. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.

Концертмейстер также должен следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того, идет работа над протяженностью гласных. Солист должен пропеть гласную до последнего момента, а примыкающую к ней согласную относить мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с согласной, но не кончаться ими. Необходимо стремиться к логическим точкам опоры, объединять звуки. Концертмейстер под руководством педагога учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всей песни. Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос. Следует объяснить ученику, как постепенно готовить кульминацию, предостеречь от такой часто встречающейся ошибке, как пение последнего звука фразы или слова – громко, не смягчая его, хотя это часто неударный слог, слабая доля.

Мастерство концертмейстера заключается в умении совмещать собственное представление об исполняемом произведении с предполагаемым вокальным вариантом. Особенность вокального произведения – наличие словесного текста. В работе над текстом, прежде всего надо почувствовать его основное настроение, а в работе над фразировкой надо в первую очередь исходить из смысла и характера музыки. Последнее особенно важно, если произведение исполняется в переводе, так как при этом могут не совпадать словесные и музыкальные опоры.

Педагог и концертмейстер должны разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения. Необходимо, чтобы с помощью педагога, а затем и концертмейстера ученик следил за красотой и богатством звучания слова. Специфика совместного исполнительства заключается в создании единого художественного прочтения произведения участниками ансамбля.

На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом. Концертмейстер для солиста должен стать помощником, наставником. Необходимо установить творческий, рабочий контакт с вокалистом, но и нужен еще контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие.

Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, слабости и достоинства. Все ученики, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости. Являясь помощником педагога-вокалиста, концертмейстер не только разучивает с учеником репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже «рабочая терминология» у них становится общая. Концертмейстеру на уроке надо быть в подтянутом, творческом состоянии, благожелательно и добросовестно заниматься с любым учеником-вокалистом, независимо от его способностей. Таким образом, профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств, как высокая работоспособность, большой объем памяти и внимания, педагогический такт и чуткость, наличие музыкально-исполнительских навыков, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога». Талант режиссера живет в его фильмах, художника – в картинах, поэта – в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

Список литературы. 1. Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент». Авторская программа для ДМШ. Санкт-Петербург, 2009 2. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». Москва, 2003 г. 3. Мур Дж. «Певец и аккомпаниатор». Москва, 1987 г. 4. Самарцева Т. «Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г. 5. Корыхалова Н. «Увидеть в нотном тексте». Санкт-Петербург, 2008 г. 6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4 7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и средних проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002, 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методические рекомендации «Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ"

Данная работа содержит методические рекомендации для концертмейстера по работе с учащимися музыкальных отделов по классу вокала...

План – конспект открытого урока концертмейстера "Инновационный подход к работе концертмейстера в детских школах искусств»

Ознакомление и показ присутствующим инновационного подхода к работе концертмейстера с использованием цифровых инструментов в аккомпаниаторской  практике....

Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения

методические рекомендации для концермейстера...

Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения

Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...