Методические рекомендации «Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ"
методическая разработка по музыке по теме

Нестеренко Елена Александровна

Данная работа содержит методические рекомендации для концертмейстера по работе с учащимися музыкальных отделов по классу вокала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._rekomendatsii_moi.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon metodich._rekomendatsii_moi.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Комитет образования Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области

МБОУ ДО ПДШИ

Методические рекомендации

«Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ»

СОСТАВИТЕЛЬ: Нестеренко Елена Александровна

г. Пикалёво

2015

Аннотация.

Данные рекомендации посвящены работе концертмейстера в классе сольного пения детской музыкальной школы, рассматривают особенности этой работы с детьми разных возрастов.

Данные рекомендации предназначены для концертмейстеров класса сольного пения детских музыкальных школ и школ искусств, концертмейстеров детских вокальных коллективов.

Рекомендации разработаны на основе личного творческого опыта работы с детьми разных возрастов в сольном классе детской музыкальной школы, а так же с опорой на методические работы ведущих музыкантов – концертмейстеров.

Сведения об авторе.

Автор данных методических рекомендаций Нестеренко Елена Александровна, преподаватель  первой квалификационной категории МОУ ДОД ДМШ г. Пикалево,

д. т. 8 813 66 4 13 07

Пояснительная записка.

 Концертмейстерская  работа в классе сольного пения детской музыкальной школы имеет большое значение.

В профессиональной деятельности концертмейстера - пианиста важное место занимает работа в вокальном классе.

 Солист и концертмейстер  в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Методической литературы, освещающей подробно данные вопросы не много. Цель работы – осветить основные требования к работе концертмейстера класса сольного пения, выявить особенности работы с юными вокалистами. Думаю, что  данная работа сможет помочь начинающим педагогам – концертмейстерам в работе с начинающими певцами.

 Содержание.

Деятельность концертмейстера  включает в себя: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

 Для достижения хороших результатов работы с юными солистами концертмейстер должен обладать рядом обязательных качеств. Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение арсеналом пианистического мастерства,  и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.  Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. В работе с солистами разных возрастов большое значение имеет не только умение   аккомпанировать пению, но и «повести» юного музыканта, снять волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением, вовремя подхватить  ребенка в случае растерянности или если тот спутал текст. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших во время выступления, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

         Функции концертмейстера, работающего с юными солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо опыта аккомпаниатора, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Концертмейстеру класса сольного пения, помимо владения навыком чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность. Концертмейстеру класса сольного пения часто приходиться играть аккомпанемент не в той тональности, в которой написано произведение в нотах. Это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент. Для успешного аккомпанемента в транспорте пианист должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Необходимо также практическое знание аппликатурных формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов. Специфика концертмейстерской работы в классе сольного пения ДМШ требует от концертмейстера гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения ее удобно аранжировать. Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений.

Педагогическая задача концертмейстера состоит в разучивании и подготовке нового репертуара, что требует от него ряда специфических знаний и навыков,  умения корректировать певца в отношении точности интонирования, и других качеств исполнительства.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

         Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала - особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

Работа над новым вокальным сочинением обязательно должна начинаться с показа, с возможности услышать произведение в целом. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.

В процессе работы над произведением нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, необходимо менять  план ведения занятия, методы работы над сочинением  в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, физического состояния и. т. д.

В ходе работы над сочинением ученик может допускать различные ошибки. Опытный концертмейстер всегда сумеет распознать причины ошибок и обратит на них внимание певца. В случаях, не зависящих от чисто технических причин, концертмейстеру приходится находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами и др. Таких способов много, в каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания мелодии.

Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая сторона исполнения. Он еще недостаточно осознает, что ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки.

Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента, объяснив  связь ритма и слова,  музыкальное назначение той или иной ритмической  детали. Необходимо, чтобы точки, паузы, ферматы и другие ритмические моменты  стали для певца необходимой принадлежностью исполняемой музыки, средствами ее выразительности. Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только запоминать музыку на слух. Привычка запоминать на слух, без сознательного анализа, часто подводит. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.

Концертмейстеру необходимо помочь маленькому певцу в нужном стиле  и музыкальном штрихе исполнить сольную партию. Например, очень важно умение петь legato на фоне стаккатного аккомпанемента, когда певец как бы противопоставляет свое горизонтальное звуковедение партии рояля. При плавном, певучем аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает его задачу. На концертмейстера возлагается ответственная задача - ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

 Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, голосовые и тесситурные  проблемы  и достоинства. Юные певцы ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости. Для солиста концертмейстер - помощник, друг,  наставник, педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях.

 

Список литературы:

1.Воскресенская Т. «Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента» О мастерстве ансамблиста. Сборник  научных трудов.

2. В.В. Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования».

3. Живов Л. «Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки». О работе концертмейстера: Сборник  статей.

3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».

4. Люблинский А.П. «Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы»

5. Музыкальный энциклопедический словарь.  Редактор Г.В. Келдыш.

6. Мур. Дж. «Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке».

7. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе: Размышления педагога»



Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Комитет образования Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области

МБОУ ДО ПДШИ

Методические рекомендации

«Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ»

СОСТАВИТЕЛЬ: Нестеренко Елена Александровна

г. Пикалёво

2015

Аннотация.

Данные рекомендации посвящены работе концертмейстера в классе сольного пения детской музыкальной школы, рассматривают особенности этой работы с детьми разных возрастов.

Данные рекомендации предназначены для концертмейстеров класса сольного пения детских музыкальных школ и школ искусств, концертмейстеров детских вокальных коллективов.

Рекомендации разработаны на основе личного творческого опыта работы с детьми разных возрастов в сольном классе детской музыкальной школы, а так же с опорой на методические работы ведущих музыкантов – концертмейстеров.

Сведения об авторе.

Автор данных методических рекомендаций Нестеренко Елена Александровна, концертмейстер высшей категории МБОУ ДО ПДШИ

Пояснительная записка.

 Концертмейстерская  работа в классе сольного пения детской музыкальной школы имеет большое значение.

В профессиональной деятельности концертмейстера - пианиста важное место занимает работа в вокальном классе.

 Солист и концертмейстер  в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Методической литературы, освещающей подробно данные вопросы не много. Цель работы – осветить основные требования к работе концертмейстера класса сольного пения, выявить особенности работы с юными вокалистами. Думаю, что  данная работа сможет помочь начинающим педагогам – концертмейстерам в работе с начинающими певцами.

 Содержание.

Деятельность концертмейстера  включает в себя: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

 Для достижения хороших результатов работы с юными солистами концертмейстер должен обладать рядом обязательных качеств. Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение арсеналом пианистического мастерства,  и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.  Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. В работе с солистами разных возрастов большое значение имеет не только умение   аккомпанировать пению, но и «повести» юного музыканта, снять волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением, вовремя подхватить  ребенка в случае растерянности или если тот спутал текст. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших во время выступления, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

         Функции концертмейстера, работающего с юными солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо опыта аккомпаниатора, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Концертмейстеру класса сольного пения, помимо владения навыком чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность. Концертмейстеру класса сольного пения часто приходиться играть аккомпанемент не в той тональности, в которой написано произведение в нотах. Это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент. Для успешного аккомпанемента в транспорте пианист должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Необходимо также практическое знание аппликатурных формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов. Специфика концертмейстерской работы в классе сольного пения ДМШ требует от концертмейстера гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения ее удобно аранжировать. Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений.

Педагогическая задача концертмейстера состоит в разучивании и подготовке нового репертуара, что требует от него ряда специфических знаний и навыков,  умения корректировать певца в отношении точности интонирования, и других качеств исполнительства.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

         Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала - особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

Работа над новым вокальным сочинением обязательно должна начинаться с показа, с возможности услышать произведение в целом. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.

В процессе работы над произведением нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа. Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, необходимо менять  план ведения занятия, методы работы над сочинением  в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, физического состояния и. т. д.

В ходе работы над сочинением ученик может допускать различные ошибки. Опытный концертмейстер всегда сумеет распознать причины ошибок и обратит на них внимание певца. В случаях, не зависящих от чисто технических причин, концертмейстеру приходится находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами и др. Таких способов много, в каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания мелодии.

Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая сторона исполнения. Он еще недостаточно осознает, что ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки.

Воспринимая мелодию на слух, певец порой приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента, объяснив  связь ритма и слова,  музыкальное назначение той или иной ритмической  детали. Необходимо, чтобы точки, паузы, ферматы и другие ритмические моменты  стали для певца необходимой принадлежностью исполняемой музыки, средствами ее выразительности. Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только запоминать музыку на слух. Привычка запоминать на слух, без сознательного анализа, часто подводит. Для лучшего освоения ритмической стороны иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.

Концертмейстеру необходимо помочь маленькому певцу в нужном стиле  и музыкальном штрихе исполнить сольную партию. Например, очень важно умение петь legato на фоне стаккатного аккомпанемента, когда певец как бы противопоставляет свое горизонтальное звуковедение партии рояля. При плавном, певучем аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает его задачу. На концертмейстера возлагается ответственная задача - ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

 Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, голосовые и тесситурные  проблемы  и достоинства. Юные певцы ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости. Для солиста концертмейстер - помощник, друг,  наставник, педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях.

 

Список литературы:

1.Воскресенская Т. «Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента» О мастерстве ансамблиста. Сборник  научных трудов.

2. В.В. Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования».

3. Живов Л. «Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки». О работе концертмейстера: Сборник  статей.

3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».

4. Люблинский А.П. «Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы»

5. Музыкальный энциклопедический словарь.  Редактор Г.В. Келдыш.

6. Мур. Дж. «Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке».

7. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе: Размышления педагога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект преподавателя по классу сольного пения по теме: "Роль индивидуального подхода в развитии детского голоса у учащихся-вокалистов"

«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо».Э. Ильенков«В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие музыкального искусства на ребёнка, способность его ввести детскую душу в огромный ...

Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"

В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ....

Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...

«Правильное звукообразование—основа певческих навыков в классе сольного пения»

Работа рассматривает основные принципы правильного звукообразования как в классе сольного пения, так и на занятиях детского хора академического направления...

« Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе сольного пения».

 Начиная работу с учащимся-вокалистом, концертмейстер должен вначале представить ему возможность услышать произведение в целом. Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, ...

"Ситуация успеха, как одна из важных ступений творческого развития в классе сольного пения"

Работая педагогом по вокалу в Центре Детского творчества Сормовского района г. Н. Новгорода двадцать семь лет, я пришла к выводам, с которыми, уверена, согласятся многие мои коллеги:1)в ситуации успех...

Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения

методические рекомендации для концермейстера...