«Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной»
методическая разработка (6, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Результативный педагогический опыт работы
Парфёновой Татьяны Александровны, Путовой Юлии Петровны,
учителей русского языка и литературы МАОУ «СОШ №4», 63-42-70; 63-54-62 Е-mail: sch_4@ mail.ru
по направлению: «Лучшие практики и технологии воспитания и социализации обучающихся».
Разработка занятий по внеурочной деятельности «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной», включающая анализ полученных результатов.
Разработка направлена на социализацию детей, для которых русский язык является неродным, и включает в себя описание программы внеурочной деятельности, поурочные разработки двух занятий по этой программе и видеоматериалы к ним, созданные педагогами с участием детей.
Актуальность данной работы в том, что краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку. Педагогическая деятельность включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; внедрение глобальной теории поликультурного образования и воспитания в региональную учебную программу. Все большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности интернационального усвоения культурных достижений других народов, трансляция полученных культурных знаний и опыта в семьи учащихся.
Важнейшим результатом освоения программы является развитие личностных компетенций детей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Великий Новгород
2018
Программа внеурочной деятельности «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной» отвечает требованиям документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897),
2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №4».
Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа реализуется МАОУ «СОШ №4» в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – Центральной городской библиотекой им. Д. М. Балашова, Городским Центром культуры и досуга имени Н.Г. Васильева, Новгородским музеем-заповедником, медиатекой ГБУК «Веда».
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей Новгородской области, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Цель программы: педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего духовные и культурные традиции России как свои.
Задачи:
- обогащение словарного запаса детей;
- совершенствование культуры русской речи;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование основ культуры межэтнического общения;
- формирование осознанного и уважительного отношения к вере и религиозным убеждениям других людей;
- знакомство с историей и культурой Великого Новгорода и области, самоопределение в современном социокультурном пространстве, формирование уважительного отношения к людям, прославившим Новгородский край;
- усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях.
Системно-деятельностная организация обучения и воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты воспитания и социализации подростков, обучающихся по программе «Практическое краеведение»:
- понимание собственной причастности к русской культуре и истории Великого Новгорода;
- самостоятельность и уверенность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- положительная динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
При оценивании результатов социализации школьников использовать методику М.И.Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» и (или) методику Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова «Личностный рост» https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/04/01/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii.
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной».
N занятия | Число, месяц | Тема занятия | Форма |
1. | Город, в котором я живу | Заочная экскурсия, беседа | |
2. | Великий Новгород в древности | Экскурсия в кремль | |
3. | Музеи Великого Новгорода | Квест в музее СОШ №4 | |
4. | Знакомство с историей Новгородского музея-заповедника | Лекция с элементами беседы и презентация «Археологические исследования в Новгороде 19 в.» | |
5. | Великий Новгород от прошлого до наших дней | Экскурсия в музей в кремле. Подготовка учащимися краткой обзорной экскурсии по музею для родителей | |
6. | Памятники ЮНЕСКО в Новгороде и его окрестностях | Заочная экскурсия | |
7. | Древние храмы Новгорода. О чем молчат храмы. Как прочитать архитектурную символику храма | Экскурсия по Торговой стороне. Подготовка учащимися обзорной экскурсии для родителей. | |
8. | Искусство Новгорода. На выставку пойдем? | Знакомство с экспозицией музея живописи. Подготовка презентации «Самая интересная картина» | |
9. | Литературный Новгород | Беседа по материалу презентации «Писатели на Новгородской земле» | |
10. | Д.М.Балашов – историк, писатель, поэт. | Заочная видеоэкскурсия по памятным местам, связанным с личностью Д.М. Балашова. | |
11. | Литературная деятельность Д.М.Балашова на новгородской земле | Видеоконференция (знакомство с записями конкурсных выступлений участников Балашовских чтений прошлых лет). | |
12. | Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова | Урок-конференция «Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова» | |
13. | Итоговый урок по творчеству Д.М.Балашова | Защита видеопроектов | |
14. | Библиотеки Великого Новгорода | Практическое занятие на базе Балашовской библиотеки | |
15. | Театры нашего города | Посещение спектакля, обсуждение | |
16. | Фильмы о Великом Новгороде | Занятие в медиатеке | |
17. | Учебные заведения Великого Новгорода | Экскурсия в НовГУ (культурный центр «Сретение в Антонове») | |
18. | Великий Новгород - город воинской славы | Экскурсия в Зал Воинской Славы, беседа | |
19. | Памятники героям в Новгороде | Экскурсия, подготовленная учащимися для одноклассников | |
20. | Мы помним, мы гордимся! | Создание видеоролика о героях Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с В.Новгородом | |
21. | Герои Великой Отечественной войны, вышедшие из стен родной школы | Экскурсия по школьному музею, беседа | |
22. | Новгород в годы Великой Отечественной войны. Волховская операция | Лекция в медиатеке | |
23. | Восстановление города в послевоенные годы. Реставраторы А.П.Греков, В.Б.Грекова | Подготовка проекта «Фильм о реставраторах Грековых» | |
24. | Возрожденный из руин | Презентация фильма учащихся о восстановлении фресок разрушенных храмов | |
25. | О чем нам расскажут названия улиц В.Новгорода | Составление справочника-путеводителя по улицам В.Новгорода | |
26. | Игра-викторина «Что я знаю о Новгороде» | Игра | |
27. | Известные новгородцы - кто они? | Экскурсия в музей музыкальных древностей В.И.Поветкина | |
28. | Современные музеи Новгорода | Экскурсия в музей кинематографа | |
29. | Загадки монастырей древнего Новгорода | Лекция, обсуждение презентации, разработка тем проектов | |
30. | Монастыри - центры культуры и книжности древнего Новгорода | Презентация и защита видеопроектов | |
31. | По страницам старинных книг | Экскурсия в Грановитую палату | |
32. | Весь Новгород за один день. Проект экскурсии для гостя города | Подготовка и защита презентации о В.Новгороде | |
33. | Давайте дружить городами! | Презентация об истории и достопримечательностях города, в котором родился или провел детство учащийся | |
34. | Литературная гостиная для учащихся и их родителей «Новгород – город дружбы» | Отчётное мероприятие. Презентация лучших фильмов и проектов, награждение учащихся |
Технологическая карта с дидактической структурой занятия
1. Ф.И.О. учителя: Путова Юлия Петровна, Парфёнова Татьяна Александровна
2. Класс: 6-8. Внеурочная деятельность «Практическое краеведение» по расписанию внеурочной деятельности
3. Тема занятия: «Д.М.Балашов – историк, писатель, поэт».
4. Место и роль занятия в изучаемой теме: 10. Заочная видеоэкскурсия по памятным местам, связанным с личностью Д.М. Балашова.
5. Цель занятия: познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.М.Балашова, с теми местами в городе, которые связаны с его именем.
Дидактическая структура занятия | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых УУД | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Формулируют тему и цель занятия | Демонстрирует видеоролик «Д.М.Балашов в Великом Новгороде», снятый ранее с участием детей. | Сформулировать тему и цель занятия | Проясняют для себя личность поэта, устанавливают связь с новгородской топонимикой и культурой | Мотивация к изучению города как места жительства и как историко-культурного центра. |
Изучение нового материала | Обсуждение просмотренного ролика | Представляет систему наводящих вопросов, выступает в роли ведущего конференции:
|
| Развивают монологическую речь; знакомятся с улицами и скверами микрорайона. | Развитие аналитического и образного мышления, способности вести диалог на заданную тему |
Закрепление нового материала | Подводят итоги конференции. | Комментирует итоги конференции. | Подвести итоги обсуждения. Составить словарик новых слов из стихотворений Балашова. | Закрепляют и обобщают полученные знания. | Воспитание чувства патриотизма. |
Контроль | Выбирают уровень и темы для самоподготовки. | Предлагает задания для саморазвития разного уровня сложности из тем, определённых самими учащимися: |
| ||
Рефлексия | Оценивают свою работу на уроке, степень интереса к теме, уровень активности на конференции | Подводит итоги, задает позитивный настрой к следующему занятию | Графически (посредством системы цветовых или символических знаков) выразите свое настроение на занятии. | Прослеживают свой путь к достижению цели, соотносят учебную задачу и результат ее выполнения. | Мотивация к дальнейшему изучению истории и культуры Великого Новгорода, к совершенствованию знания русского языка. |
Результаты занятия: появление у учащихся интереса к истории Великого Новгорода, попытки самостоятельного поиска информации о названиях улиц, на которых они живут, о людях, памятники и мемориальные доски которым установлены в шаговой доступности от дома и школы.
Технологическая карта с дидактической структурой занятия
1. Ф.И.О. учителя: Путова Юлия Петровна, Парфёнова Татьяна Александровна
2. Класс: 6-8. Внеурочная деятельность «Практическое краеведение» по расписанию внеурочной деятельности
3. Тема занятия: «Путеводитель по поэзии Д.М.Балашова»
4. Место и роль занятия в изучаемой теме: 12. Семинар (занятие комплексного применения знаний)
5. Цель занятия: подготовить учащихся к самостоятельному выбору тем для проектно-исследовательской деятельности
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых УУД | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Формулируют тему и цель занятия | Демонстрирует видеоролик «Я читаю Балашова», снятый учащимися. | Сформулировать тему и цель занятия | Проясняют для себя мотивы лирики поэта, устанавливают связь с новгородской культурой и историей. | Мотивация к созданию собственного видеоролика, макета сборника стихотворений, иллюстраций, анимационного фильма |
Изучение нового материала | Обсуждение просмотренного ролика | Представляет систему наводящих вопросов, выступает в роли ведущего семинара:
|
| Развивают монологическую речь, расширяют словарный запас; знакомятся с памятниками архитектуры новгородского края. | Развитие аналитического и образного мышления, способности вести диалог на заданную тему |
Закрепление нового материала | Подводят итоги конференции. | Комментирует итоги конференции. | Подвести итоги обсуждения. | Закрепляют и обобщают полученные знания. | Воспитание чувства патриотизма. |
Контроль | Выбирают уровень и темы для самоподготовки. | Предлагает задания для саморазвития разного уровня сложности из тем, определённых самими учащимися: |
- продумайте идею постановки; - подберите музыкальное сопровождение; - подберите краеведческий материал, который можно использовать в контексте сценария; -продумайте, какие вопросы на восприятие и понимание фильма вы бы хотели задать своим зрителям. | ||
Рефлексия | Оценивают свою работу на занятии, степень интереса к теме, уровень активности на конференции | Подводит итоги, задает позитивный настрой к следующему занятию | Графически (посредством системы цветовых или символических знаков) выразите свое настроение на уроке | Прослеживают свой путь к достижению цели, соотносят задачу и результат ее выполнения. | Мотивация к участию в проектной деятельности, краеведческих конкурсах, Балашовских чтениях. |
Результатом этого занятия явилась заинтересованность учащихся творчеством Балашова, участие в школьном и городском конкурсах чтецов «Дабы свеча не погасла», желание совершенствовать свою технику исполнения стихотворения и участвовать в других конкурсах.
Результаты занятий внеурочной деятельности по программе «Практическое краеведение для учащихся 12 – 14 лет, изучающих русский язык как неродной» были различны для детей разного возраста и разного уровня владения русским языком, однако все дети стали
- стремиться к развитию своей речи;
- увереннее общаться со сверстниками и взрослыми на русском языке;
- активнее участвовать в жизни класса и школы. в городских конкурсах и олимпиадах;
- лучше ориентироваться в городе;
- внимательнее относиться к названиям улиц, скверов города, памятникам истории и архитектуры;
- передавать свой опыт в семьи, посещать совместно с близкими городские библиотеки, музеи, театры.
Таким образом, программа помогает детям социализироваться, то есть развить личностные компетенции, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Список литературы и интернет-источников
- Балашов Д.М. «Русский узел» Дмитрия Балашова/[авт. диалога: Ольга Балашова, Дмитрий Балашов; авт. идеи, сост.: Николай Почтовалов; худож.: Александр Макаренков]. – Петрозаводск: Verso, 2017.
- Бальжинимаева Т.И. Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего образования. https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/04/01/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii
- Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35
- Курсовая работа: Проблемы обучения детей мигрантов https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/pedagogika/388541/
- Методика изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова. https://урок.рф/library/metodika_izucheniya_sotcializirovannosti_lichnosti_ucha_121458.html.
К разработке прилагаются видеоролики «Д.М.Балашов в Великом Новгороде», «Я читаю Балашова».
Цель их использования: повышение мотивации учащихся к изучению русского языка и культуры Великого Новгорода через повышение самооценки занятых в ролике детей.
Результат: дети свободнее общаются, меняется отношение к ним одноклассников (их стали лучше понимать и принимать в коллективе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык как неродной. Новый год. Прошедшее время глагола
Урок русского языка для детей, изучающих язык как неродной (5-6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-352612-1385381802.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-93106-1486542046.jpg)
Изучение русского языка как неродного.
Важность данного вопроса отмечают все учителя. Материал содержит классификацию ошибок, наиболее характерных для учащихся данной категории. Предложены некоторые виды деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715691-1448476059.jpg)
Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК
О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...
Типичные (обусловленные влиянием родного языка) ошибки у изучающих русский язык как неродной. Способы предупреждения ошибок.
В статье даётся описание типичных ошибок детей-мари, изучающих русский язык как неродной. Также рассматриваются способы предупреждения этих ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001683-1516879137.jpg)
Освоение грамматической темы "КАТЕГОРИЯ РОДА" учащимися, для которых русский язык неродной.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Категория рода" ,адресованную тем учащимя, для которых русский язык неродной....