Использование литературно-музыкальной композиции в формировании творческих способностей обучающихся
статья (10 класс)

Бытует мнение, что современные подростки – «дети асфальтовых джунглей» - вовсе не восприимчивы к художественному слову. Им ближе компьютерные игры, в литературе они отличают лишь приключения и детективные истории, а из кинофильмов предпочитают триллеры… Но стоит ли обобщать?..

      Разве нет у нас сегодня юных, стремящихся к постижению высокой поэзии? Разве не дерзают они найти себя в поэтическом творчестве, не отрицая при этом силы научно-технических преобразований? И разве не могут уживаться рядом эти – только на первый взгляд – «несовместимые миры»?...

Приблизиться к загадке Слова, погрузиться в творческую мастерскую того или иного автора, увидеть, как Слово преобразует смысл, самому приблизиться к творческому процессу… И в результате незаметно для себя развить воображение, эстетический вкус, чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.88 КБ
Файл statya.docx19.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лысенкова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №125 СПб.

Использование литературно-музыкальной композиции в формировании творческих способностей обучающихся

            Сегодня основные положения ФОГС второго поколения нацелены на развитие личности учащихся, творческого мышления и творческого потенциала ребенка, в том числе и в области литературного образования.

Бытует мнение, что современные подростки – «дети асфальтовых джунглей» - вовсе не восприимчивы к художественному слову. Им ближе компьютерные игры, в литературе они отличают лишь приключения и детективные истории, а из кинофильмов предпочитают триллеры… Но стоит ли обобщать?..

      Разве нет у нас сегодня юных, стремящихся к постижению высокой поэзии? Разве не дерзают они найти себя в поэтическом творчестве, не отрицая при этом силы научно-технических преобразований? И разве не могут уживаться рядом эти – только на первый взгляд – «несовместимые миры»? Ведь лингвистические, поэтические загадки так же, как и математические, физические, имеют свои алгоритмы решения, основанные как на точных научных истинах, так и на личной фантазии, собственном воображении. Разгадки же поэтических тайн всегда неожиданны и – главное – индивидуальны: у каждого своя «формула дождя», своя «тайна небесной радуги»…Приблизиться к загадке Слова, погрузиться в творческую мастерскую того или иного автора, увидеть, как Слово преобразует смысл, самому приблизиться к творческому процессу… И в результате незаметно для себя развить воображение, эстетический вкус, чувства.

Использование литературно-музыкальной композиции в формировании творческих способностей учащихся является актуальной и значимой в настоящее время задачей, так как на современном этапе возникли глобальные проблемы современности, в частности, гибельное торжество антикультуры над собственной культурой и начавшийся процесс киборгизации личности, а также – безоглядная глобальная компьютеризация, хотя при правильном использовании -  это великое достижение цивилизации.

Всё это приводит к снижению инициативности мысли, воображения, способности к сопереживанию и соразмышлению,  пропускает в сознание потоки неконтролируемой информации, тормозит эмоциональную и духовную сторону развития личности. Особую опасность представляет деформация языкового сознания подростков.

 Язык значительной части современных детей примитизирован, оторван от корней, а в форме литературного языка должным образом не воспринят. Формирование языковой личности определяется умением совершенно воспринимать устную и письменную речь, отечественную классику и литературу вообще, а также способность выражать себя в слове.

Язык не просто средство общения, он – самая большая ценность, в нём воплощены труд, разум, воля и нравственность народа. В этом смысле настоящая программа поможет педагогу воспитывать в своих питомцах разумное, заботливое отношение к Слову, языку – обязательной черте образованного, нравственного человека, берегущего своё личное и гражданское достоинство.

           Работа над музыкально-литературной композицией выстраивается по спирально-циклическому принципу, т. е. каждая последующая постановка базируется на полученных знаниях и умениях, приобретённом творческом опыте подростков, и состоит из пяти этапов.

1.Подготовительный

2.Составление композиции

3.Репетиционный период

4.Показ музыкально-литературного монтажа

5.Обсуждение, подведение итогов по разделу.

1 этап - подготовительный.

            Общение происходит в неформальной обстановке за круглым столом. Например, тема «Жизнь и творчество С. Есенина». На первом этапе происходит погружение в материал, связанный с жизнью и творчеством поэта. Формы работы могут быть самые разнообразные: материал может даваться в виде устного журнала, подготовленного учащимися и дополняемого учителем, с привлечением иллюстративного и фото- материала; руководитель группы предлагает  к рассмотрению воспоминания современников о поэте и его творчестве, отзывы литературных критиков и другой документальный материал, интересные малоизвестные факты жизни; в группе читаются стихи поэта, учащиеся передают свои мысли, чувства, анализируют стихотворный текст; прослушиваются, просматриваются видео и аудио- материалы с последующим обсуждением; проводятся очные и заочные экскурсии по местам Санкт- Петербурга, связанным с жизнью писателя.

2 этап - составление композиции.

              На втором этапе приобретённые знания систематизируются и обобщаются. Начинается  интересный творческий процесс: создание литературно - музыкальной композиции. Например, 1 композиция «Мой край, задумчивый и нежный» предполагает отобрать весь материал из жизни и творчества С. Есенина, связанный с темой Родины, России, души русского человека.

               «Литературный монтаж»- это сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю композицию. Здесь очень большую роль играет и вкус человека, и знание материала, и умение компоновать. На этом этапе (особенно в первый год обучения) очень важна роль педагога, который организует уч-ся, направляет, даёт свои рекомендации.

                Под руководством учителя происходит сборка отдельных деталей  в целое (это не простое соединение отдельных кусков, при котором можно отбрасывать  « всё лишнее», оставляя лишь только самое главное), материал, который объединяется в сценарий, должен иметь внутреннюю  логическую связь, тематическое единство, а так как это театрализованное представление, отбираются все возможные средства выразительности: музыкальное сопровождение, слайды, видео - материал, оформление сцены, цвет, свет и  т. д..

3 этап - репетиционный.

                  Распределяются роли и идёт работа над выразительностью. Нужно помнить, что одним из главных выразительных средств в литературно- музыкальной композиции является слово. Слово на сцене воздействует сильнее, чем в чтении. Каждое слово в композиции должно быть овеяно единым дыханием, единой эмоцией, единой мыслью.

                   Таким образом, сценическое действие неразрывно связано с предметом «Сценическая речь». На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, вырабатывается хорошая дикция, современное литературное произношение, творческое отношение к слову и выразительным средствам устной речи. Большую роль занятия играют в освобождении от психофизических зажимов, выработке словесного общения в быту и перед аудиторией ( ответы на уроках, экзаменах и т. д.)

                  Работа над музыкально-литературной композицией воспитывает у её участников чувство ансамбля. Здесь очень важна чёткость работы не только тех, кто находится на сцене, но и тех, кто занят техническим, световым, музыкальным оформлением.

4 этап – « литературная гостиная».

                   Самый волнительный - общение со зрителем (учащимися школы, учителями, гостями, приглашёнными на музыкально-литературную постановку)! Понравится ли?

                    Это большой праздник для исполнителей. Ведь сколько приложено сил, стараний, какая была творческая атмосфера увлечённости, самоотдачи, какая большая ответственность не только за себя, но и за товарищей! А главное, ребята получили не только углублённые знания по предмету, а и овладели способами творческого мышления, почувствовали радость общения, основанного теперь уже на духовном единстве, на общности интересов. Это означает, что подростки смогут творчески самореализоваться не только на сцене, но и в жизни!

5 этап – обсуждение, подведение итогов по разделу.

        После концерта мы обязательно соберёмся за нашим круглым столом, попьём чай и, прежде чем приступим к изучению новой темы, поделимся впечатлениями, мыслями о сегодняшнем вечере.                                                                                            В целом можно отметить, что использование литературно-музыкальных композиций в педагогической деятельности учителей русского языка и литературы позволяет выйти на ряд очень важных образовательных результатов и активизировать метапредметные связи. Фактически происходит связь между театральной деятельностью (в которой результатом является постановка) и литературой. Это позволяет использовать  на выходе такую форму, как литературно-музыкальная композиция, к реализации которой можно привлечь детей разных творческих способностей, возможностей и интересов.



Предварительный просмотр:

Лысенкова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №125 СПб.

Использование литературно-музыкальной композиции в формировании творческих способностей обучающихся

            Сегодня основные положения ФОГС второго поколения нацелены на развитие личности учащихся, творческого мышления и творческого потенциала ребенка, в том числе и в области литературного образования.

Бытует мнение, что современные подростки – «дети асфальтовых джунглей» - вовсе не восприимчивы к художественному слову. Им ближе компьютерные игры, в литературе они отличают лишь приключения и детективные истории, а из кинофильмов предпочитают триллеры… Но стоит ли обобщать?..

      Разве нет у нас сегодня юных, стремящихся к постижению высокой поэзии? Разве не дерзают они найти себя в поэтическом творчестве, не отрицая при этом силы научно-технических преобразований? И разве не могут уживаться рядом эти – только на первый взгляд – «несовместимые миры»? Ведь лингвистические, поэтические загадки так же, как и математические, физические, имеют свои алгоритмы решения, основанные как на точных научных истинах, так и на личной фантазии, собственном воображении. Разгадки же поэтических тайн всегда неожиданны и – главное – индивидуальны: у каждого своя «формула дождя», своя «тайна небесной радуги»…Приблизиться к загадке Слова, погрузиться в творческую мастерскую того или иного автора, увидеть, как Слово преобразует смысл, самому приблизиться к творческому процессу… И в результате незаметно для себя развить воображение, эстетический вкус, чувства.

Использование литературно-музыкальной композиции в формировании творческих способностей учащихся является актуальной и значимой в настоящее время задачей, так как на современном этапе возникли глобальные проблемы современности, в частности, гибельное торжество антикультуры над собственной культурой и начавшийся процесс киборгизации личности, а также – безоглядная глобальная компьютеризация, хотя при правильном использовании -  это великое достижение цивилизации.

Всё это приводит к снижению инициативности мысли, воображения, способности к сопереживанию и соразмышлению,  пропускает в сознание потоки неконтролируемой информации, тормозит эмоциональную и духовную сторону развития личности. Особую опасность представляет деформация языкового сознания подростков.

 Язык значительной части современных детей примитизирован, оторван от корней, а в форме литературного языка должным образом не воспринят. Формирование языковой личности определяется умением совершенно воспринимать устную и письменную речь, отечественную классику и литературу вообще, а также способность выражать себя в слове.

Язык не просто средство общения, он – самая большая ценность, в нём воплощены труд, разум, воля и нравственность народа. В этом смысле настоящая программа поможет педагогу воспитывать в своих питомцах разумное, заботливое отношение к Слову, языку – обязательной черте образованного, нравственного человека, берегущего своё личное и гражданское достоинство.

           Работа над музыкально-литературной композицией выстраивается по спирально-циклическому принципу, т. е. каждая последующая постановка базируется на полученных знаниях и умениях, приобретённом творческом опыте подростков, и состоит из пяти этапов.

1.Подготовительный

2.Составление композиции

3.Репетиционный период

4.Показ музыкально-литературного монтажа

5.Обсуждение, подведение итогов по разделу.

1 этап - подготовительный.

            Общение происходит в неформальной обстановке за круглым столом. Например, тема «Жизнь и творчество С. Есенина». На первом этапе происходит погружение в материал, связанный с жизнью и творчеством поэта. Формы работы могут быть самые разнообразные: материал может даваться в виде устного журнала, подготовленного учащимися и дополняемого учителем, с привлечением иллюстративного и фото- материала; руководитель группы предлагает  к рассмотрению воспоминания современников о поэте и его творчестве, отзывы литературных критиков и другой документальный материал, интересные малоизвестные факты жизни; в группе читаются стихи поэта, учащиеся передают свои мысли, чувства, анализируют стихотворный текст; прослушиваются, просматриваются видео и аудио- материалы с последующим обсуждением; проводятся очные и заочные экскурсии по местам Санкт- Петербурга, связанным с жизнью писателя.

2 этап - составление композиции.

              На втором этапе приобретённые знания систематизируются и обобщаются. Начинается  интересный творческий процесс: создание литературно - музыкальной композиции. Например, 1 композиция «Мой край, задумчивый и нежный» предполагает отобрать весь материал из жизни и творчества С. Есенина, связанный с темой Родины, России, души русского человека.

               «Литературный монтаж»- это сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю композицию. Здесь очень большую роль играет и вкус человека, и знание материала, и умение компоновать. На этом этапе (особенно в первый год обучения) очень важна роль педагога, который организует уч-ся, направляет, даёт свои рекомендации.

                Под руководством учителя происходит сборка отдельных деталей  в целое (это не простое соединение отдельных кусков, при котором можно отбрасывать  « всё лишнее», оставляя лишь только самое главное), материал, который объединяется в сценарий, должен иметь внутреннюю  логическую связь, тематическое единство, а так как это театрализованное представление, отбираются все возможные средства выразительности: музыкальное сопровождение, слайды, видео - материал, оформление сцены, цвет, свет и  т. д..

3 этап - репетиционный.

                  Распределяются роли и идёт работа над выразительностью. Нужно помнить, что одним из главных выразительных средств в литературно- музыкальной композиции является слово. Слово на сцене воздействует сильнее, чем в чтении. Каждое слово в композиции должно быть овеяно единым дыханием, единой эмоцией, единой мыслью.

                   Таким образом, сценическое действие неразрывно связано с предметом «Сценическая речь». На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, вырабатывается хорошая дикция, современное литературное произношение, творческое отношение к слову и выразительным средствам устной речи. Большую роль занятия играют в освобождении от психофизических зажимов, выработке словесного общения в быту и перед аудиторией ( ответы на уроках, экзаменах и т. д.)

                  Работа над музыкально-литературной композицией воспитывает у её участников чувство ансамбля. Здесь очень важна чёткость работы не только тех, кто находится на сцене, но и тех, кто занят техническим, световым, музыкальным оформлением.

4 этап – « литературная гостиная».

                   Самый волнительный - общение со зрителем (учащимися школы, учителями, гостями, приглашёнными на музыкально-литературную постановку)! Понравится ли?

                    Это большой праздник для исполнителей. Ведь сколько приложено сил, стараний, какая была творческая атмосфера увлечённости, самоотдачи, какая большая ответственность не только за себя, но и за товарищей! А главное, ребята получили не только углублённые знания по предмету, а и овладели способами творческого мышления, почувствовали радость общения, основанного теперь уже на духовном единстве, на общности интересов. Это означает, что подростки смогут творчески самореализоваться не только на сцене, но и в жизни!

5 этап – обсуждение, подведение итогов по разделу.

        После концерта мы обязательно соберёмся за нашим круглым столом, попьём чай и, прежде чем приступим к изучению новой темы, поделимся впечатлениями, мыслями о сегодняшнем вечере.                                                                                            В целом можно отметить, что использование литературно-музыкальных композиций в педагогической деятельности учителей русского языка и литературы позволяет выйти на ряд очень важных образовательных результатов и активизировать метапредметные связи. Фактически происходит связь между театральной деятельностью (в которой результатом является постановка) и литературой. Это позволяет использовать  на выходе такую форму, как литературно-музыкальная композиция, к реализации которой можно привлечь детей разных творческих способностей, возможностей и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии

Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...

Метапредметная деятельность как средство формирования творческих способностей обучающихся

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному, образному восприятию мира, к метадеятельности. В связи с этим основной особенностью новог...

«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование  творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...

Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС

Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная зак...