Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта «прыжки на батуте»
статья

В статье представлен анализ научно-методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kalashnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта «прыжки на батуте»

На протяжении нескольких десятков лет остро стоит вопрос сохранения и повышения уровня здоровья детей нашей страны. По данным официальной статистики, за последние 10 лет заболеваемость детей до 7 лет увеличилась на 50 %, что обусловлено различными факторами, но главным из них является гиподинамия, как результат развития технологий, компьютеризации, высокой учебной – воспитательной нагрузки в детском саду и дома. В последние годы у большинства дошкольников отмечается недостаток двигательной активности, обусловленный проявлением гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме дошкольника. Это усугубляется и условиями проживания детей. Так, в результате исследований, проведенных Р.С Седых, выявлено, что дети, проживающие в регионах Крайнего Севера имеют в 1,5 раз выше заболеваний дыхательной системы, в 2,5 раза сердечно-сосудистой системы и в 3 раза – нервной системы, чем у их сверстников из центральной полосы России. В свою очередь, результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, проведенные Л.В. Ведерниковой, показали, что большинство из них (61-72%) находилось в пределах «ниже среднего» уровня по нормативам, разработанным для детей центральных регионов. По параметрам скоростно-силовых способностей, данные лишь 3% детей 5-7 лет находились в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4% обследованных 5, 7 лет и 1% - 6 лет соответствовали уровню «выше среднего».

Следовательно, проблема физического развития дошкольников становится все актуальней. Дошкольный возраст – решающий период жизни человека в формировании отношения к физической активности как существенному элементу здорового стиля жизни. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, констатируют о незаменимом вкладе целенаправленного использования средств и методов физической культуры в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Важную роль в комплексе применяемых в этом возрастном периоде физических упражнений играют координационные упражнения. Координационные способности обеспечивают точное воспроизведение, дифференцирование и отмеривание пространственных, силовых и временных параметров движений, ориентирование и быстрое реагирование в сложных условиях, согласование  и перестроение двигательной деятельности, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие. Это становится особенно важным при организации спортивной подготовки детей, занимающихся сложнокоординационными видами спорта на спортивно-оздоровительном этапе. Одним из таких видов спорта являются прыжки на батуте.

Для успешного обучения физическим упражнениям в этом виде необходимыми предпосылками являются хорошо развитые координационные способности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее стабилизацию и на дальнейшее ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к увеличению двигательного опыта, к большей вариативности и плотности процессов управления движениями.

Возникает противоречие – с одной стороны, в сложнокоординационном виде спорта требуются спортсмены с высоким уровнем развития координации, с другой стороны, координационные способности данного контингента достаточно низкие. В связи с этим возникает необходимость поиска путей повышения координационных способностей дошкольников, занимающихся прыжками на батуте, что послужило целью настоящего исследования.

Задачи исследования: изучить представленный в литературных источниках опыт развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной задачи использовался метод анализа данных научно-методической литературы. В процессе работы было проанализировано 12 источников.

Проведенный анализ показал, что для повышения уровня координационных способностей дошкольников разрабатываются соответствующие методы и средства. Так, Р.С. Седых использовал игры на чувство времени, пространства, мышечных усилий, равновесия и ритма. В исследовании, проведенном автором, была доказана эффективность проведенной работы – показатели координационных способностей улучшились по сравнению с результатами в начале исследования. Это говорит о том, что применение игровых упражнений эффективно для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Также в литературе представлен опыт развития координационных способностей с помощью элементов танца, сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, а также с помощью комплекса упражнений, в который входят элементы хатха-йоги.

Имеется ряд статей, в которых констатируется польза использования средств вида спорта прыжки на батуте для детей дошкольного возраста. Так, в исследовании Казанцевой Н.В. говорится, что разные виды прыжков на батуте очень полезны для физиологического развития детей и для поддержки здоровья. Систематическое их использование привело к  улучшению сводов стопы детей 5-7 лет занимавшихся в спортивной секции прыжков на батуте, по сравнению с детьми, занимавшихся по традиционной методике коррекции плоскостопии в условиях дошкольного учреждения разработанной Козыревой О.В.

Также с использованием прыжков на батуте была создана методика «Лого-батут» для обучения чтению детей, где ребенку предлагается прыгать на небольшом батуте и одновременно читать буквы вслух, слоги или слова. В результате у  детей улучшились навыки чтения, исчез негативизм к чтению.

Анализ литературы, посвященный такому виду спорта, как прыжки на батуте, показал, что это вид спорта, в котором спортсмен на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры выполняет серию высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела. В профессиональный спорт прыжки на батуте вошли сравнительно недавно. Они значительно отличаются от других видов спорта. Главное отличие – уровень подготовки, который необходим для прыжков на батуте. Это вид спорта, который подойдет как для профессиональных спортсменов, так и для любителей. Координационные способности играют важную роль в прыжках на батуте.  Они включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Поэтому развитие этого качества требует особого внимания.  Хорошо развитая координация помогает батутисту ориентироваться в пространстве при выполнении упражнений, обучаться сложным элементам (винтовые вращения, двойные сальто), удерживать равновесие на приземлениях и т.д.

Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки минимальный возраст зачисления в группы для занятий прыжками на батуте является - 7 лет. Но набор дошкольников в детско-юношеских спортивных школах ведется начиная с 5 лет, и зачисляются они в спортивно-оздоровительные группы. У каждого человека существует своеобразная возрастная чувствительность, то есть особая отзывчивость на окружающее, некая избирательная активность, которая по-своему характеризует каждый этап его развития. А.В. Запорожец называл эти периоды особой чувствительности, в которые наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества, «сенсибельными», обращая внимание на то, что именно в годы детства на каждой возрастной ступени возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию. Это период, когда повышается чувствительность отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренерским.  Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно. Именно в возрасте 5-7 лет особенно поддаются развитию физических способностей. Поэтому начинать посещать занятия в таком юном возрасте  является необходимостью для будущих спортсменов и достижения в дальнейшем высоких результатов.

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детской юношеской спортивной школе города Мегион детей зачисляют с 5 лет в секцию прыжки на батуте, чтобы к 7 годам они имели достаточный уровень физической подготовленности и сформированные двигательные умения, необходимые для работы со снарядом – батут. Начальная подготовка в учреждении направлена на воспитание координационных способностей. Для этого используется большой арсенал упражнений (бег, прыжки в упоре присев, с поворотом и многое другое). Широко применяется игровая форма предоставления материала, чтобы позволяет повысить мотивацию детей к занятиям. Применяются упражнения на развитие гибкости, что обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела, что в дальнейшем помешает выполнению прыжков на снаряде. Состоит она из упражнений на растяжку, также применяются такие сложнокоординационные упражнения, как кувырки назад и вперед, колеса. Основная часть тренировки юных спортсменов состоит из подводящих упражнений к прыжкам на батуте. У каждого возраста своя комбинация – сначала они учатся выполнять ее на полу под счет и только потом переходят на батут.

Таким образом, изучив научно-методическую литературу, мы пришли к выводу о необходимости поиска более эффективных путей развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...

развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста

Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...

Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр

Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Эффективность использования средств вида спорта прыжки на батуте в физическом воспитании детей дошкольного возраста

в статье представлены результаты внедрения тренировочного модуля с использованием средств вида спорта прыжки на батуте, направленного на развитие специфических координационных способностей, а именно с...

Скоростная лестница, как средство повышения координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Скоростная лестница – тренажер, представляет собой имитацию горизонтальной лестницы, выполненной из нейлона или резины, которые выкладываются на поверхность земли....