Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
рабочая программа по физкультуре на тему
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kordinatsionnyh_sposobnostey.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО СДЮСШОР №3 ИМЕНИ В.Н. ТИХОНОВА Г. СМОЛЕНСКА
Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
Составила:
Тренер-преподаватель
Полозова О.А.
Пояснительная записка
Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко не полного перечня видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
К компонентам координационных способностей (их называют еще координацией или ловкостью) причисляют способность к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и др.
Основными комплексами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференциацию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям.
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями.
Задачи:
1. Разработать комплекты подражательных упражнений для развития координационных способностей.
2. Разработать игры и эстафеты для развития координации и ориентировки в пространстве у умственно отсталых детей 8 – 12 лет.
Координационные способности — это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.
К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся следующие:
- функциональное состояние центральной и периферической нервной системы;
-уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;
-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения;
- состояние высших психических функций, психологическая
устойчивость, способность анализировать и быстро принимать решения в условиях внезапно изменившихся условий;
В структуру координационных способностей входят следующие составляющие:
- Координация движений — способность к упорядоченным
согласованным движениям тела и его частей.
- Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —
комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения. - Ориентировка в пространстве — способность к определению и
изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-временном поле. - Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма
движений.
- Равновесие — способность к сохранению устойчивой позы в ста
тических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений. - Быстрота реагирования — способность отвечать движением на
различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющихся условиях. - Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие
движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей. - Расслабление - способность к произвольному и рациональному
снижению напряжения мышц.
Развивать координационные способности необходимо по четырем основным причинам:
1. Хорошо развитые координационные способности способствуют успешному освоению физических упражнений;
2. Полностью сформированные координационные способности - необходимые условия подготовки школьников к жизни, труду;
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей - силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил;
4. Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития координационных способностей, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.
Выделяют пять видов координационных способностей:
1. кинестетическое дифференцирование;
2. чувство ритма;
3. реакция;
4. равновесие;
5. ориентировка в пространстве.
Все пять координационных способностей необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа системности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
1.Заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии.
2.Нагрузки не должны вызывать значительного утомления.
3.Упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части.
4.Интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности.
5.Воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
Необходимо помнить, что, особенно в младшем школьном возрасте, одно и то же упражнения применяется для обучения двигательному умению и для развития двигательного качества. При совершенствовании техники прыжка в длину с разбега или в высоту одновременно идет процесс развития скоростно-силовых и координационных способностей.
Успешное совершенствование координационных способностей зависит, прежде всего, от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях их развития у учащихся. Учитель должен разносторонне развивать все основные физические качества, т.к они взаимосвязаны. При обучении прыжка в высоту одновременно планируется вопросы развития скоростно-силовых и скоростных способностей (разбег, энергичное отталкивание) и координационных способностей (движение в полете при переходе через планку, согласование движений, приземление), а также совершенствование гибкости (взмах свободной ногой).
Для развития координации можно применять устройство «Метание в цель», диск «Здоровье»; устройство »Кузнечик». Они должны способствовать освоению сложных двигательных действий, умению ориентироваться в пространстве и по времени, дифференциации мышечных усилий. Интервалы отдыха между упражнениями должны обеспечить относительно полное восстановление.
Подражательные упражнения занимают большое место в
физическом воспитании учащихся младшего школьного возраста коррекционных школ. Регулярное их применение способствует развитию координационных способностей и творческой активности. Богатые своей вариативностью, подражательные упражнения являются прекрасным средством развития интереса к физической культуре и совершенствования координационных способностей.
Детям нравятся превращения, гимнастика проходит всегда весело, у детей поднимается настроение.
Подражательные упражнения
Развивают:
- основные двигательные способности;
- специфические физические способности
- способность к построению различных двигательных моторных актов;
- творческую активность;
- способность ребенка выражать свое внутреннее состояние или олицетворять заданный образ движениями определенной и индивидуальной структуры;
- способность познания своих внутренних физических и психических состояний.
Формируют:
- основные двигательные умения и навыки из программного материала;
- основные двигательные умения и навыки прикладного характера;
- навыки рефлексии индивидуальной и групповой двигательной активности;
- представления о важности двигательных способностей в повседневной жизни.
Способствует:
- общей психосоциальной адаптации ребенка;
- возникновению привычки регулярных занятий физической культурой;
- возникновению желания активно участвовать в культурной творческой деятельности;
- созданию условий для младшего школьника творчески мыслить в двигательном пространстве, самостоятельно добывать практические знания.
Вырабатывает: положительное отношение к предмету «Физическая культура».
Комплекс подражательных упражнений
- «Аист ходит по болоту»: ходьба с высоким подниманием попеременно то правой, то левой ноги, согнутой в колене.
- «Лягушонок»: приседая с разведением коленей в стороны.
- «Самолет»: наклоны туловища вправо и влево с разведением рук в стороны.
- «Гребля»: из положения сидя на стульчике вытягивание рук вперед, затем сгибание и прижимание их к туловищу.
- «Бабочка»: плавные движения рук, имитирующие взмахи крыльев бабочки.
- «Лодочка качается на волнах»: из положения сидя на стульчике наклоны туловища вправо и влево с разведением рук.
- «Снимите шляпу»: поднимание и опускание обруча над головой.
- «Достань из воды»: из положения сидя на стульчике наклоны вправо и влево с целью достать лежащий на полу предмет.
- «Длинные и короткие ноги»: из положения сидя на полу сгибание и выпрямление ног.
- «Мишка»: в положении стоя на коленях поднять вверх руки, походить на четвереньках, остановиться, поднять одну руку вверх и повернуть голову и туловище в ту же сторону.
- «Попади в цель»: бросание мяча в фиксированный обруч.
- «Дровосек»: сцепить руки в замок и опускать их вниз, проводя между ног.
- «Рыбка»: лежа на животе вытянуть руки в стороны и назад и слегка приподнять верхнюю часть туловища.
- «Большие деревья качаются»: поднять руки вверх и потянуться, наклониться вправо, влево.
- «Бревно на дороге»: перепрыгивание через предмет, лежащий на полу.
- «Перейти через ручеек»: ходьба по дощечке.
Комплекс упражнений «Веселый дождик»
- Ученики идут (бегут) в колонне по одному по залу. У впереди идущего в руках ленточка. На сигнал учителя: «Дождик!» - все останавливаются, учитель называет любого из учеников по имени. Этот ученик становится впереди колонны, и ходьба (бег) продолжается.
- «Тучка». Ученики бегут в колонне по одному. Дойдя до условного места (стол или стул - «тучка»), впереди идущий ученик останавливается и ведет колонну в обратном направлении.
- «Веселый дождик». На полу по кругу раскладываются мешочки с песком. Ученики строятся в круг и идут друг за другом. А по сигналу учителя «Веселый дождик!» - бегут по кругу, обегая каждый мешочек «змейкой».
- «По тучкам». По залу раскладываются кружки - «тучки». Ученики идут друг за другом, ставя ногу в середину «тучки». По сигналу «Бегом!» ходьба по «тучкам» заменяется бегом.
- «Солнышко!». Ученики парами бегут друг за другом. По сигналу учителя «Солнышко!» поворачивают в противоположную сторону.
- «Радуга». Ученики идут парами друг за другом. По сигналу учителя «Радуга!» останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара пробегает под образовавшимися воротиками-радугой и становятся впереди всех.
- Игровое упражнение «Прогулка по зимнему лесу»
- - А сейчас, ребята, представим, что мы отправляемся на прогулку...
- Мы пришли в зимний лес.
- (Ходьба на месте.)
- Сколько здесь вокруг чудес!
- (Дети удивленно разводят руками.)
- Справа - березка в шубке стоит,
- (Отводят указанную руку в сторону)
- Слева на нас елка глядит.
- (Отводят указанную руку в сторону.)
- В небе снежинки кружатся,
- На землю красиво ложатся.
- (Выполняются вращательные движения над головой.)
- Вот и зайка поскакал,
- От лисы он убежал.
- (Прыжки на месте.)
- Это серый волк рыщет,
- Он себе добычу ищет.
- (Наклоны вперед - «волк ищет добычу».)
- Все мы спрячемся сейчас,
- Не найдет тогда он нас!
- (Дети приседают, прячась.)
- Лишь медведь в берлоге спит,
- Так всю зиму и проспит.
- (Имитация сна.)
- Пролетают снегири,
- Как красивы все они!
(Имитация движений птиц в полете.)
Развитие координационных способностей в игровой деятельности
Выполнение комбинированных упражнений предусматривает разные способы организации занимающихся: индивидуальный, групповой (особенно при проведении эстафет) и поточно-групповой (когда комбинированные упражнения включены в соответствующие полосы препятствий длиной в I - II классах не более 30, а в III-IV классах не более 40 м). Для совершенствования КС в прыжках можно предложить еще неограниченное число эстафет: простых, в содержание которых входят только разновидности прыжков, и сложных или комбинированных эстафет, включающих два-четыре задания. Примерами простых эстафет могут быть «Кузнечики», «Кенгуру», эстафета с прыжками в длину, эстафета со скакалкой. Как сложные эстафеты можно рекомендовать передачи мяча в прыжке, броски в кольцо в движении, броски в цель в прыжке и др.
Эстафеты:
1. Эстафета «Веселое многоборье».
- Кто самый ловкий?
Школьники соревнуются в переносе кубиков с места на место. На двух стульях, расстояние между которыми 8-10 м, раскладывают по 5-6 кубиков. По команде учителя ученик берет со стула один кубик и бежит с ним к другому стулу. Здесь он забирает второй кубик, ставит его на первый и несет оба кубика обратно. Этот путь он повторяет еще раз с пирамидкой из трех, а затем из четырех кубиков в руке. Поддерживать рукой можно только нижний - первый кубик, поправлять кубики в пути нельзя. Как только пирамидка из кубиков рушится, ученик прекращает соревнования и выходит из игры. Когда первый участник закончил соревнование, в него включается следующий.
- Кто самый меткий?
Школьники соревнуются в метании мячей в цель. Цели могут быть разные: гимнастический обруч, корзина для бумаг, нарисовать мишень. Расстояние до целей - 5-6 м. Каждому дается по 5 попыток -сколько раз попадет в цель, столько и получит очков.
- Кто самый прыгучий?
Школьники соревнуются в прыжках со скакалкой - кто сделает большее число прыжков, не задев скакалки, тот и победил.
- Кто самый быстрый?
С линии старта все по команде одновременно бегут до линии финиша (в 10 м от старта), поворачиваются, возвращаются назад к линии старта и еще раз, развернувшись, бегут к линии финиша.
- Кто лучше держит равновесие?
Школьники соревнуются в ходьбе по гимнастическому бревну или гимнастической скамейке. Задача - пройти из конца в конец, развернуться и снова проделать тот же путь.
2. Встречная эстафета 3* 10 м с кубиками
Эстафета проводится после того, как дети освоят технику челночного бега 3*10 м. Инвентарь: 2 гимнастические скамейки и 2 кубика на одну команду. Расстояние между скамейками -11м. Перед каждой скамейкой на расстоянии 0,5 м чертят линию старта (финиш). Команды сидят на скамейках верхом. Впереди каждой команды -капитан с лентой на левой руке. На одной скамейке, где лежат кубики, сидят мальчики, а на противоположной - девочки. «На старт!» капитаны команды встают и ставят ногу (носком) на линию старта. «Внимание!» - наклоняются вперед и правой рукой берет кубик. «Марш!» - бегут к скамейке девочек, кладут кубик на линию, возвращаются назад, берут второй кубик и огибают скамейку, на которой сидят девочки. В это время первая девочка становится носком на линию старта и ждет передачи кубика от мальчика. Передача кубика проводится на линии старта. Мальчик, передав кубик, садится последним на скамейку девочек, а девочка выполняет тоже самое и садится на скамейку мальчиков. Каждый участник пробегает 3 отрезка по 10 м.
3. Эстафета с обручами
Перед каждой колонной на расстоянии 6 м лежит обруч. «Марш!» - первые игроки каждой команды бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в них, кладут их на место, бегут к своим командам, касаются на линии старта рукой следующих игроков, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание.
4. Эстафета «передача мяча в колонне»
По сигналу учителя начинается передача мяча назад над головой до последнего игрока, тот, получив мяч, бежит к началу своей колонны и передает назад. Капитан, оказавшись последним и получив мяч, бегом возвращается на свое место и поднимает мяч вверх, обозначая финиширование.
Большое значение для совершенствования КС имеют также подвижные игры типа «Конники-спортсмены», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Овладей мячом», «Не давая мяча водящему», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», а также упрощенные варианты спортивных игр (мини-баскетбол, мини-гандбол, упрощенный хоккей и футбол).
Подвижные игры:
«Удочка»
Игрок с удочкой (скакалкой) становится в центр зала. Остальные в кругу в 5 - 6 шагах. Присев, рыбак вращает удочку вокруг себя, а игроки перепрыгивают через нее. Осаленный становится «рыбаком».
«Волк во рву»
По середине площадки проводится 2 линии на расстоянии 70-120 см. Это ров, в котором живет волк. Остальные - козочки. Они находятся на одной из сторон площадки. По сигналу козочки, перепрыгивая ров, бегут на противоположную сторону. Волк, не выбегая изо рва, ловит коз. Побеждают волки, больше всех поймавшие козочек, и козочки, которых ни разу не поймали.
«Охотники и зайцы»
На площадке рисуются домики для охотников и зайцев. У охотников мячи (1-3). По команде «Зайцы в поле!» зайцы выбегают из своих домов на площадку. По сигналу «Охотники!» зайцы убегают (прыгают на двух ногах) в свои домики. Охотник старается из домика попасть в них мячом.
«Третий лишний»
Выбирается «третий лишний» и «догоняла». Остальные образуют круг из стоящих попарно друг за другом игроков. «Третий лишний» и «догоняла» стоят за кругом. Если третий лишний устает, то он становится впереди любой пары и последний продолжает убегать. Если догоняла поймает третьего лишнего, то они меняются местами.
Для совершенствования КС на уроках в I-IV классах обычно
можно проводить 1-2 эстафеты или подвижные игры. Некоторые уроки
полностью состоят из разнообразных подвижных игр, эстафет и
элементов спортивных игр. Такие уроки наиболее целесообразно
проводить в конце каждой четверти, чтобы выявить, на сколько
учащиеся освоили технику соответствующих двигательных действий, в
частности прыжков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....
Письмо и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 9 класс (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...