Программа кружка "Выразительное чтение"
методическая разработка (7 класс)

Лепшакова Валентина Федоровна

Программа расчитана на 64 часа развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vyrazitelnoe_chtenie.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа - интернат»

Программа

кружка «Выразительное чтение»

для 7-х классов


 

Воспитатель

Лепшакова В.Ф.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы
  3. Учебно-тематический план
  4. Основное содержание тематического плана
  5. Информационно-методическое обеспечение

                                       

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь      которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из учащихся 7-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

Учебно-тематический план.

 №

Тема (блок)

 

 

1

Введение

2

Техника речи

3

Правила литературного произношения

4

Интонация

5

Рассказывание

6

Мимика и жестикуляция

7.

Формы построения стихотворений

8

Средства выразительности

 

Всего часов 64

 

 

 

Дата

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

 

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

 

 

3)Голос

2

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

 

 

4)Дикция

2

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

 

 

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

3

Практическое

Стихи о Родине

 

 

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

2

Конкурс

Стихи о Родине

 

 

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

1

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

 

 

9)Тренировочные упражнения

2

Практическое

Стихи А.Барто

 

 

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

 

 

11)Эмоционально-образная выразительность

2

Практическое

Стихи Сергея Есенина

 

 

12)Сопереживание. 

2

Практическое

Стихи патриотической тематики

 

 

13)Паузы

2

Практическое

Лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

 

 

14) Чтение по ролям

2

Практическое

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

 

 

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

 

 

16)Выразительное чтение прозы

2

Практическое 

Рассказы М. Зощенко

 

 

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

18)Рассказ близкий к тексту

2

Практическое

 Н.Носов Рассказы

 

 

19)Рассказ в сокращении

2

Практическое

Дорохов Рассказы

 

 

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

2

Практическое

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

 

 

21)Импровизированный рассказ

2

Практическое 

А.П. Чехов «Хамелион»

 

 

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

Русские народные сказки

 

 

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

24)Особенности чтения басни. 

2

Практическое

Басни И. С. Крылова.

 

 

25)Чтение поэм

2

Практическое

Лермонтов М. Мцыри

 

 

26)Баллады

2

Практическое 

Баллады В. А. Жуковского

 

 

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

 

 

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

 

 

29) Рифма

2

Практическое

Подбор рифмы

 

 

30) Стихи Демидовских поэтов

2

Практическое

Стихи Язенькина Г., Логуткина В., Прохоркина Н.

 

 

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

 

 

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

2

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

 

 

34)Конкурс стихов о природе

2

Конкурс 

Пейзажная лирика

 

 

35)Подведение итогов работы.

1

 

 

 

 

 

64

 

 

 


 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год

Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.       

А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.

Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ (литературному чтению) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по литературному чтению для 5- 9 классах....

Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса

Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...

Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:  Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...