Методические рекомендации "Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано"
учебно-методический материал

Колпакова Наталья Николаевна

Целью методического сообщения является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_dzhazov.pesami.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Нижневартовска “Детская школа искусств №1”

Методические рекомендации

 Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано” 

                                               

                                              Выполнила: Колпакова Н.Н.

                                                                                         преподаватель высшей категории

                                                                   по классу фортепиано

г. Нижневартовск

      Целью сегодняшнего и последующих методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом даст возможность расширить репертуарные границы учебного плана.

Задачи: - краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;

  • представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
  • Показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце ХПХ века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце ХХ века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению

1 множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с ХУШ века и в ХХ веке привели к возникновению джаза в общепринятом понимании.

Классический блюз. Период расцвета относиться к 1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие характерные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.

Прежде, чем перейти к пьесам, которые я хочу сегодня показать, скажу несколько слов о композиторах.

Олег Хромушин, советский композитор, родился в 1927 году в Ростовской области. Участник ВОВ. Главная черта музыки Хромушина -— контактность, общительность, любое из его произведений адресовано самым широким кругам слушателей. Это относится к сочинениям, написанным по всем законам классической музыки.  В творчестве Хромушина джаз и «серьёзная» музыка переплелись теснейшим образом. Профессиональное владение академическими жанрами он умело сочетает с превосходным знанием джаза и современной эстрады. Благодаря возникшему в начале 1970 годов Большому детскому хору Гостелерадио СССР под управлением В. Попова, Хромушин обратился к области музыки для детей. В исполнении этого коллектива музыка Хромушина зазвучала по всему союзу и во многих странах мира.

Очень важно, что песни Хромушина рассчитаны на реальные возможности детских хоров. Его песни часто включают в концертный репертуар детские хоровые коллективы. Песни Хромушина для детей звучат свежо и современно, легко запоминаются. В последние годы Хромушин ведёт большую педагогическую работу по расширению репертуара ДМШ за счёт классического и современного джаза.

Хочу представить вашему вниманию пьесу О. Хромушина «Лунная дорожка». Пьеса написана в одночастной форме, состоит из 6 фраз, в тональности Es-dur.

Исполнение пьесы.

Мелодия расположена в партии правой руки. Одной из сложностей является большая протяжённость фраз (по 4 такта в двух первых мотивах). Для работы над ровностью исполнения мелодической линии можно сделать образные сравнения с игрой на скрипке (длинное ведение смычком по струнам). Хорошо помогает подтекстовка. Отдельно проучивать мелодию, интонируя её. Следить за тем, чтобы короткий звук звучал после длинного звука аккуратнее и мягче.

Ритмическая особенность любой джазовой музыки — синкопы. Необходимо отметить их, просчитать. С 3-ей фразы происходит уплотнение фактуры за счёт появления подголосков в партии правой руки, постепенно приводя к кульминации пьесы. Обратить внимание на полутоновые интонации, характерные для блюзовой музыки. Левая (нижний голос) включает в себя элементы скрытой полифонии. Одна из сложных задач при игре нижнего голоса — слышать и исполнять скрытое двухголосое.

Нижний голос можно поучить несколькими способами:

  • собрать мелодию в аккорды — это даст ребёнку возможность иметь представление о звучащей гармонии и выучить точную аппликатуру;
  • затем учить фактуру так, как она написана;
  • также здесь важна работа с педалью;
  • для освоения приёма запаздывающей педали можно поучить её под счёт без игры, затем добавить игру;
  • так как в партии нижнего голоса находиться гармония, необходимо следить за активизацией слухового контроля учащихся;
  • при соединении двух партий важно, чтобы ребёнок координационно справился с исполнением всей фактуры с использованием педали;
  • сохранить звуковой баланс между руками;
  • исполнить произведение музыкально, добиться максимальной кантилены.

Ещё один стиль джаза — буги-вуги.

Буги-вуги своеобразная форма исполнения фортепианного блюза, образовавшаяся как имитация гитарного аккомпанемента блюза. В отличие от рэгтайма буги-вуги — импровизыционная форма, для которой типичны остинатные басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых в свинге. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей противопостовляется контрастная оживлённая мелодия в верхнем регистре в виде непрерывных ритмически острых вариаций на определённую тему 12- тактового блюза.

Хочу представить детскую пьесу буги-вуги композитора Джона Мартина, нашего современника, родившегося в 1948 году, умер в 2009 году. Он был известным британским композитором и музыкантом. Первые композиции, написанные Мартином, можно охарактеризовать как интересное смешение таких стилей как фолк и блюз. Джон Мартин является 3 родоночальником нового музыкального течения, основанного на этих двух стилях. Порой композиции были настоль гениальны, что критики терялись в своих высказываниях, не зная как подойти к этому вопросу.  Джон Мартин записал своё имя в историю мировой музыки заглавными буквами, навсегда оставаясь любимым композитором миллионов людей.

Исполнение пьесы.

Пьеса построена на диалоге правой и левой рук. Функционально гармония проста, но много встречных знаков, которые используются для того, чтобы передать стилистические особенности буги. В исполнении данного произведения очень важна самостоятельность пальцев. Можно поиграть упражнения на 4-5 пальцы. При изучении данной пьесы я заметила, что ребёнок не слушает целую ноту, переключая внимание на партию нижнего голоса. Для того, чтобы ученик проинтонировал, дослушал длинные ноты, можно поучить в ансамбле с педагогом. Ребёнок будет сосредоточен на своей задаче, а педагог исполняет свою мелодию на порядок тише, тогда у ребёнка возникнет правильное звуковое представление. Пьеса изложена ровными восьмыми длительностями. После того, как она выучена, можно исполнять её пунктирным ритмом, для большего показа джазового стиля.

Отзыв на цикл методических чтений,

посвящённых изучению джазовых пьес

Ежегодно на хоровом отделении школы преподавателями по классу фортепиано проводятся педагогические чтения с рекомендациями по работе над джазовыми пьесами в классе фортепиано.

Целью методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.

Задачи:

  1. краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;
  2. представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
  3. показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.

Существенным и важным в обучении юных музыкантов является выбор репертуара. Он должен соответствовать интеллектуальным запросам ученика и находить эмоциональный отклик в его душе. Он должен отвечать принципам целесообразности и доступности. Преподаватели хорового отделения на протяжении многих лет проводят активную работу в этом направлении. Фортепианная музыка в стиле джаза дает возможность погружения начинающего музыканта в обширную область современного искусства. Итогом методической работы отделения станет концерт - презентация «Джазовые акварели», в котором примут участие и юные художники школы.

Детям нравятся пьесы разных джазовых направлений, и включать в репертуар подобные пьесы полезно и необходимо.

Для более глубокого изучения необходимо обращаться к различным учебным пособиям, созданным специально для школьного репертуара.

Хочется выразить благодарность преподавателям хорового отделения за создания благоприятных условий для творческого развития учащихся и успешной самореализации на концертной эстраде.

Заместитель директора по научно-методической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДЖАЗОВЫЕ СТИЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообрази...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ и ДШИ»

В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному....

Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»

Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....

Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано"

В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев,  вопросы ра...

Ломаченкова Е.В. Мастер-класс, тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.Задачи:            - научить обучающихся  понимать и г...

Методическая разработка: «Работа с начинающими в классе фортепиано»

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от ...

«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»

Тема урока:«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»Слайд 2Цель:Формирование навыков певучей кантиленной игры.Задачи:Обучающие:- ...