Ломаченкова Е.В. Мастер-класс, тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.
план-конспект по теме

Ломаченкова Елена Валентиновна

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.

Задачи:            - научить обучающихся  понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;

              - проработать с  обучающимися  ритмические особенности  джазовых произведений;

            - развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ Дворец пионеров и школьников имени  А.П. Гайдара

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе    фортепиано.

Коллектив                Фортепиано

Педагог                    Ломаченкова Е.В.

Обучающиеся         Боровиков М., Емельянов Л., Шкирмонтова Е., Емельянов М.,      

                                  Маркина Н.

Год обучения          2, 3, 5

Возраст                   8, 10, 14 лет

Продолжительность занятия 45 мин

Место проведения  Хоровой класс  

Дата                          24 ноября 2012 года

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.

Задачи:- научить обучающихся  понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;

              - проработать с  обучающимися  ритмические особенности  джазовых произведений;

            - развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.

               

               

Мecтo занятия в решении задач обучения,

воспитания и развития.

-  отработка технических, ритмических и педальных сложностей в  изучаемых

  произведениях;

-  воспитание хорошего музыкального вкуса;

- развитие аналитических способностей при занятиях на фортепиано

и слушании музыки.

Форму проведения занятия  индивидуально-групповая.

Основные приемы, формы, методы, используемые на занятии:

объяснение, повторение, беседа, практические упражнения.

Оснащение.

Помещение: кабинет, оснащённый двумя пианино.

Оборудование: стулья, подставки для ног, метроном.

Методическое обеспечение:

Литература

  1. Т.Адорно. Социология  музыки.
  2. В.Д.Конен.
  3. Э.Кунин. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке.
  4.  Джон Коллиер. Становление джаза

Нотная литература

  1. О. Хромушин  - Джазовые пьесы для фортепиано.
  2. М. Шмитц – Джазовые пьесы для фортепиано.
  3. Т.Ф.Уоллер – Джазовые пьесы.
  4. Д.Шерринг – Колыбельная.
  5. А.Эшпай – Джазовые  произведения для фортепиано.
  6. О.Хромушин – Джазовое сольфеджио.

План проведения занятия

п.п.

Ход занятия

Время

Организационно-методические

сведения

Всего

Теория

Практика

Вводная часть:

  • Изложение темы мастер-класса, основной цели и задач. Знакомство

присутствующих с участниками мастер-класса.

5мин

Основная часть:

  •  Обоснование проблемы исполнения джазовых произведений обучающимися. Анализ возможных вариантов работы в классе фортепиано над джазовыми пьесами. Практическая работа над пьесами различной степени сложности.  

35 мин.

15 мин.

20 мин.

При работе над музыкальными

произведениями используются

следующие методические

приёмы:

-целостный исполнительский показ;

 -анализ фактуры и формы изложения музыкальных произведений;

-разбор структурного строения мелодических интонаций;

-практического применения пианистических приёмов, обусловленных структурными особенностями и стилистическим  своеобразием   музыкальных произведений;  

-  теоретический и исполнительский анализ авторского текста.

Заключительная часть:

  • выводы по итогам работы, ответы на вопросы.

5 мин.

Содержание занятия.

  1. Теоретическая часть: (опорный конспект)

Прежде, чем начать разговор собственно о работе над джазовыми произведениями в классе фортепиано, следует сказать об одном исключительно естественно-историческом и социокультурном аспекте. Речь пойдет о том, что в результате того, что негров из Африки в количестве приблизительно восьми миллионов человек на протяжении двух или трех веков вывозили в Америку и использовали в качестве рабов — на американском континенте сформировалось понятие «афро-американец». Афро-американец это совершенно самостоятельная культурная ипостась африканской культуры — ветвь, заметно отличающаяся от собственно африканской. Она касается нас исключительно благодаря тому, что музыка, которая возникла в афроамериканской среде, в настоящее время почти полностью вытеснила из бытового обихода и Европы, и Америки все другие виды музыки. Всё, что мы можем слышим в окружающей нас аудиосреде (радио, ТВ и проч.) — это будут различные вариации на эту тему,  за очень редким исключением. Остатки классической музыки существуют. Услышать аутентичный фольклор тех или иных народов скорее всего уже никогда и не удастся. По крайней мере, на территории России телевизор в каждый дом принёс  афро-американскую музыку.

      Под словами «афро-американская музыка»  специалисты понимают  три сопряженных друг с другом связанных понятия. Понятия эти: блюз, джаз и рок. Все три понятия во многом относятся к некоторым пересекающимся областям. Есть область, которую можно одновременно назвать джазом, роком и блюзом…

Пытаясь вывести определения, касающиеся этих понятий, которые для нас во многом слились в единое  понятие ДЖАЗ, хочется сослаться на Армстронга. Когда его спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в них, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей: в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».

      Но джазовая музыка, как и любая другая, представляет собой физическую реальность, и поэтому о ней можно составить точное представление. Профессиональный джазовый музыкант понимает, что и почему он делает, но не любит или не умеет объяснять. Неверно было бы утверждать, что джазмены по своей натуре лишены красноречия; среди них есть весьма тонкие аналитики искусства джаза. Правда, и расхожее мнение о косноязычном джазовом музыканте, говорящем только на своем профессиональном жаргоне, также не лишено оснований. Средний джазмен обычно не может объяснить, как он играет, даже разбирающемуся в музыке любителю; многих музыкантов такие вопросы нервируют, ставят в тупик. И по этой причине они, пытаясь ответить, начинают говорить избитые слова типа «свингование», «фантазирование», «динамизм», «самовыражение».

      Итак, понятие «джаз» не определяется теми людьми, кто его делает. При разговоре о джазе наиболее точным термином, который описывает само явление, является термин «джазовое чувство» (jazz feeling): «джаз нельзя описать, джаз можно почувствовать». Есть особое джазовое чувство, которое есть, но описать его невозможно. Что оно из себя представляет — никто не пытается описывать. Говорят, что джаз — это чувство музыки, и чувство это проявляется во многих параметрах этой музыки.

      В качестве примера — из книжечки «Секреты ритмики в джазе, рок и поп музыки» израильского автора советского происхождения Эмиля Кунина: попробую привести его рассуждения о понятии «свинг». «Урок четвертый» в книжке «Секреты ритмики …», в котором автор учебника обучает джазменов некоторым конкретным ритмическим приёмам. Вот конкретный приём: «На предыдущих уроках мы научились играть абсолютно точно, в соответствии с метром и его более мелкими долями. Однако, как уже говорилось, чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру». Повторяю: «…чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру. Величина сдвига назад составляет несколько тысячных секунды (приблизительно 1/128)». Приблизительно. «И добиться такого сдвига сознательно почти невозможно. Нужно поймать определённое ощущение звукоизвлечения, атаки звука.

      Будем продвигаться шаг за шагом, начав с больших времен задержки, постепенно её уменьшая.

      ЦИКЛ 1. Включите метроном или простейший аккомпанемент барабана, состоящий из четвертей (четверть=70).Правой рукой на фортепьяно играйте четверти в точном соответствии с метром

  и т.д.

      Теперь сместим четверти на восьмую

и т.д.

      Теперь сместим четверти на шестнадцатую долю

      Теперь на тридцать вторую

  Теперь подвинем еще совсем немного, и получим результат, к которому стремились — исполняемая четверть сдвинута назад по отношению к метру почти на неразличимую величину. К сожалению, существующая система записи нот не имеет символа для такой смещенной ноты, поэтому введем свой символ: → для ее записи.

      Теперь аналогичную работу надо проделать левой рукой, а также повторить весь ЦИКЛ 1 в темпах четверть=110; четверть =170; четверть = 220. Естественно, чем выше темп, тем меньше величина задержки».

      Вот пример рассуждений о природе джаза, о природе свинга. Пример, с одной стороны, о чем-то говорит. С другой стороны, говорит ровно о том, что в понятие «джаз» вкладывается работа с бессознательным человека, в первую очередь. Осознать это невозможно, в принципе, просто по определению, на этом конкретном примере.

      Немецкий социолог Теодор Адорно еще в 1962 году в книжке «Социология музыки» писал: «Облик джаза определяется еще и дилетантской неспособностью дать отчет о музыке в точных музыкальных терминах — неспособностью, которая напрасно пытается придумать себе рациональное оправдание, ссылаясь на трудность материально запечатлеть «тайну» джазовых иррегулярностей — после того как серьезная музыка уже давно научилась фиксировать в нотах несравненно более сложные отклонения. Отчуждение от санкционированной музыкальной культуры этого типа приводит его к тому, что он отбрасывается в область варварского, первобытного, в область, предшествующую искусству, — это тщетно афишируется как прорыв архаических эмоций». 

     

  1. Практическая работа

 

Изучение джазовых пьес: О.Хромушин – Первые шаги,

                                А.Эшпай – Постлюдия,

                                 Д.Шеринг – Колыбельная,

                                М.Шмитц – Микки-Маус,

                                М.Шмитц – Буги-вуги,

                                 Т.Ф.Уоллер – Сматываясь домой,

                                  Т.Ф.Уоллер – Танец-прогулка.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»

1. Теоретический блок  «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

Мастер класс по теме: практическая работа по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ»

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, система...

Мастер-класс по теме «Приёмы работы с источниками на уроках истории»

В работе представлен теоритический и практический материал по работе с историческими источниками...

Мастер-класс на тему: « Как работать с англо-русским словарём»

Данная методическая разработка позволяет педагогу научить обучающегося максимально быстро и грамотно находить нужное слово....

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....