Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".
статья по истории

Каратыгина Елена Валерьяновна

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_master-klass_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработан учителем истории и обществознания  МБОУ «Гремяченсая СОШ»

Каратыгиной Еленой Валерьяновной

Мастер-класс   «Технология работы
                           с текстом на уроках истории и обществознания
»

                                                                       «Знания только тогда становятся      

                                                                          знаниями,                    

                                                                        когда они приобретены усилиями

                                                                         мысли,

                                                                        а не памяти». Л.Н.Толстой

         

       Эти слова очень удачно подходят к этой теме.  Как работать  с детьми, когда основным источником информации является текст?

     И сегодня я хочу поделиться технологией работы с текстом на уроках истории и обществознания.

     Актуальность данного вида работы исходит из того, что у современных детей

 - отсутствует тяга к чтению

 -  они не умеют извлекать информацию и апеллировать ею

 - имеют скудный словарный запас в детском в лексиконе

 - низкий уровень коммуникативной культуры

 - непонимание вопросов при выполнении тестовых заданий

     Исходя из актуальности, выделяем главную цель: повышение эффективности процесса обучения, умения самостоятельного поиска необходимой информации

и задачи:        

 - Приобщение к чтению

 - Формирование активного словаря ученика

 - Развитие критического мышления у учащихся

 - Развитие коммуникативных способностей учащихся

-  Формирование навыков работы с текстом:

  • сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
  • составлять развёрнутый ответ в виде текста;
  • формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.

 Специфика технологии строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации; используются  разнообразные визуальные формы и стратегии работы с текстом; обучение проводится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.  Моделей работы с текстом много и они разнообразны, но я хочу продемонстрировать 2 из них, наиболее эффективных и часто используемых: чтение и интерпретация текста и грамотность чтения.

  Первая модель состоит из 3 этапов работы с источником и различных приемов:

  • Выявление необходимой информации  (отделение главного от второстепенного, выявление необходимых элементов информации, сравнение информации) после первичного прочтения текста ребенок извлекает суть в виде ограниченного количества предложений или даже фраз
  • Осмысление текстовой и подтекстовой информации  (сопоставительный анализ   источников, оценивание источника события с определённой позиции, установление причинно-следственных связей, определение позиции автора) Любой текст содержит оттенок авторского мнения, и дети пытаются усвоить его как единственно верный. На этом этапе нужно указать ребенку путь к собственной оценке и пониманию.
  • Определение собственного отношения к информации (соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, определение собственной точки зрения, аргументация собственного мнения) Ребенок максимально, без наводящих вопросов, должен выразить собственный вывод по источнику и аргументировать его.

  Рассмотрим данную модель на примере урока «Восстание под предводительством Е. Пугачева»

  На первом этапе выявим необходимую информацию. Предлагается прочитать манифесты Екатерины II от 16 октября 1773 года  и Емельяна Пугачева  от 1 декабря 1773 года. Определяем тип источника (документ манифест). Выбираем определённые элементы информации (запрет бунтовать и наказания; призыв поддержать и награды). 

   Переходим к 2 этапу: Осмысление текстовой и подтекстовой информации. 

Здесь еще учитель направляет мысли ученика с помощью вопросов:

-Почему Екатерина грозит наказанием за поддержку бунтаря? (Надеется на силу армии и подавление бунта и считает, что не нуждается в поддержке народа)

 -Почему Пугачев обещает награды (Хочет получить оправдание и поддержку народа т.к. не имеет армию как у императрицы)

 - За кого выдает себя Пугачев (Императора ПетраIII)

 - Чей манифест найдет отклик в душах восставших? (пугачевский)

 -Какие слои народа готовы принять власть Пугачева? (казаки, крестьяне, рабочие) 

И завершающий 3 этап - определение собственного отношения к информации: Пугачев опасен для власти тем, что находит отклик в самых разных социальных слоях, пусть даже обманным путем;

Ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:

• выявил необходимую информацию;

• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;

• определил собственное отношение к информации.

Перейду ко второй модели Грамотности чтения. Она имеет задачу: создания условий для заинтересованной работы детей с информацией

и приемы:

- Словарная работа

- Объяснение истории происхождения терминов

- Перевод текста или термина на бытовой разговорный уровень

- Пересказ в доступной форме товарищу

Рассмотрим применение некоторых приемов на примере урока обществознания по теме «Семейный бюджет» в 7 классе.

Начнем со словарной работы.

 Выявляем собственное представление ученика о термине бюджет

- Что представляет из себя бюджет?

- Где вам приходилось сталкиваться с термином?

Объяснение истории появления термина

  (В Англии так называли портфель, в котором хранили сведения о налоговых сборах и их расходах)

- Значит, бюджет состоит из скольких частей?

- А кто ее ведет в семье?

Таким образом, ученик от термина в названии темы урока получил канву для дальнейшего пополнения знаний по теме и уже горит желанием дойти до сути собственного семейного бюджета.

   Данные модели были апробированы на открытых уроках и обобщены как опыт работы. Одним из показателей эффективности  применения технологии является участие моих учеников на муниципальных этапах олимпиад школьников по истории, обществознанию, экономике и праву среди учащихся 7-11 классов  и занимаемые ими призовые места в разных годах.  

 

Ознакомиться с технологией работы с текстом на уроках можно в перечисленной литературе и интернет ресурсах:

  • Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005г.
  • ЯРОСЛАВЦЕВА М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.
  • Карпиевич Е.Ф., Краснова Т.И. Задачи и способы организации

      работы с текстом

http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200902008

Материал для раздачи

Собственноручный указ императрицы Екатерины II, данный 14 октября 1773 года

Из полученных от губернаторов казанского и оренбургского рапортов с сожалением мы усмотрели, что беглый казак Емельян Иванов сын Пугачев бежал в Польшу в раскольнические скиты, и возвратясь из оной под именем выходца, был в Казани, а оттуда ушел вторично, собрав шайку подобных себе воров и бродяг из яицких селений, дерзнул принять имя покойного императора Петра III, произвел грабежи и разорения в некоторых крепостцах по реке Яику к стороне Оренбурга, и сим названием малосмысленных людей приводит в разврат и совершенную пагубу. Мы о таковых матерински сожалея, чрез сие их милосердо увещеваем, а непослушным наистрожайше повелеваем немедленно от сего безумия отстать, ибо мы таковую продерзость по сие время не самим в простоте и в неведении живущим нижнего состояния людям приписываем, но единому их невежеству и коварному упомянутого злодея и вора уловлению. Но ежели кто за сим нашим милостивым увещанием и императорским повелением отважится остаться в его шайке, и тотчас не придет в настоящее раскаяние и рабское свое повиновение, тот сам уже от нас за бунтовщика и возмутителя противу воля нашей императорской признан будет, и никаким образом, яко сущий нарушитель своей присяги и общего спокойства, законного нашего гнева и тяжчайшего по оному наказания не избежит. Мы, для восстановления порядка и тишины в тех пределах, отправили от нас нарочно нашего генерал-маиора Кара, которому и сей манифест публиковать повелели, повелевая и надеясь, что каждый, впадший в сие заблуждение, сам узнает тягость своего преступления, возвратится к законному повиновению, и обще со всеми нашими верноподданными стараться и споспешествовать будет по мере сил своих и по своему званию так, как каждый присягою верности обязан к прекращению сего безбожного между народом смятения, в к доставлению скорейшего способа тому нашему генерал-маиору к истреблению упорственных и к доставлению в его руки самого того главного вора, возмутителя и самозванца.

Манифест Пугачева.

 Я, единственный царь всей России, Петр III, объявляю бедному народу, жаждущему свободы, что моя бывшая жена Екатерина в сговоре со своими любовниками лишили меня власти, а я с помощью придворных спасся бегством. Теперь ввиду наличия честных и храбрых и свободолюбивых казаков и при доверии мне со стороны угнетенного русского народа я постепенно стал возвращать свою власть. В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.

Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы. Секретарь Малик, сын Муллы Умяра Киликая». Документ датируется июлем 1773 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Использование системы голосования VOTUM на уроках истории и обществознания"

Хочу поделиться опытом работы по теме "Использование системы голосования VOTUM  на уроках истории и обществознания". Практическая значимость результатов использования VOTUM: 1.Повышение...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непреры...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...