Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".
статья по истории
Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_master-klass_1.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработан учителем истории и обществознания МБОУ «Гремяченсая СОШ»
Каратыгиной Еленой Валерьяновной
Мастер-класс «Технология работы
с текстом на уроках истории и обществознания»
«Знания только тогда становятся
знаниями,
когда они приобретены усилиями
мысли,
а не памяти». Л.Н.Толстой
Эти слова очень удачно подходят к этой теме. Как работать с детьми, когда основным источником информации является текст?
И сегодня я хочу поделиться технологией работы с текстом на уроках истории и обществознания.
Актуальность данного вида работы исходит из того, что у современных детей
- отсутствует тяга к чтению
- они не умеют извлекать информацию и апеллировать ею
- имеют скудный словарный запас в детском в лексиконе
- низкий уровень коммуникативной культуры
- непонимание вопросов при выполнении тестовых заданий
Исходя из актуальности, выделяем главную цель: повышение эффективности процесса обучения, умения самостоятельного поиска необходимой информации
и задачи:
- Приобщение к чтению
- Формирование активного словаря ученика
- Развитие критического мышления у учащихся
- Развитие коммуникативных способностей учащихся
- Формирование навыков работы с текстом:
- сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
- составлять развёрнутый ответ в виде текста;
- формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.
Специфика технологии строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации; используются разнообразные визуальные формы и стратегии работы с текстом; обучение проводится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Моделей работы с текстом много и они разнообразны, но я хочу продемонстрировать 2 из них, наиболее эффективных и часто используемых: чтение и интерпретация текста и грамотность чтения.
Первая модель состоит из 3 этапов работы с источником и различных приемов:
- Выявление необходимой информации (отделение главного от второстепенного, выявление необходимых элементов информации, сравнение информации) после первичного прочтения текста ребенок извлекает суть в виде ограниченного количества предложений или даже фраз
- Осмысление текстовой и подтекстовой информации (сопоставительный анализ источников, оценивание источника события с определённой позиции, установление причинно-следственных связей, определение позиции автора) Любой текст содержит оттенок авторского мнения, и дети пытаются усвоить его как единственно верный. На этом этапе нужно указать ребенку путь к собственной оценке и пониманию.
- Определение собственного отношения к информации (соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, определение собственной точки зрения, аргументация собственного мнения) Ребенок максимально, без наводящих вопросов, должен выразить собственный вывод по источнику и аргументировать его.
Рассмотрим данную модель на примере урока «Восстание под предводительством Е. Пугачева»
На первом этапе выявим необходимую информацию. Предлагается прочитать манифесты Екатерины II от 16 октября 1773 года и Емельяна Пугачева от 1 декабря 1773 года. Определяем тип источника (документ манифест). Выбираем определённые элементы информации (запрет бунтовать и наказания; призыв поддержать и награды).
Переходим к 2 этапу: Осмысление текстовой и подтекстовой информации.
Здесь еще учитель направляет мысли ученика с помощью вопросов:
-Почему Екатерина грозит наказанием за поддержку бунтаря? (Надеется на силу армии и подавление бунта и считает, что не нуждается в поддержке народа)
-Почему Пугачев обещает награды (Хочет получить оправдание и поддержку народа т.к. не имеет армию как у императрицы)
- За кого выдает себя Пугачев (Императора ПетраIII)
- Чей манифест найдет отклик в душах восставших? (пугачевский)
-Какие слои народа готовы принять власть Пугачева? (казаки, крестьяне, рабочие)
И завершающий 3 этап - определение собственного отношения к информации: Пугачев опасен для власти тем, что находит отклик в самых разных социальных слоях, пусть даже обманным путем;
Ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:
• выявил необходимую информацию;
• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;
• определил собственное отношение к информации.
Перейду ко второй модели Грамотности чтения. Она имеет задачу: создания условий для заинтересованной работы детей с информацией
и приемы:
- Словарная работа
- Объяснение истории происхождения терминов
- Перевод текста или термина на бытовой разговорный уровень
- Пересказ в доступной форме товарищу
Рассмотрим применение некоторых приемов на примере урока обществознания по теме «Семейный бюджет» в 7 классе.
Начнем со словарной работы.
Выявляем собственное представление ученика о термине бюджет
- Что представляет из себя бюджет?
- Где вам приходилось сталкиваться с термином?
Объяснение истории появления термина
(В Англии так называли портфель, в котором хранили сведения о налоговых сборах и их расходах)
- Значит, бюджет состоит из скольких частей?
- А кто ее ведет в семье?
Таким образом, ученик от термина в названии темы урока получил канву для дальнейшего пополнения знаний по теме и уже горит желанием дойти до сути собственного семейного бюджета.
Данные модели были апробированы на открытых уроках и обобщены как опыт работы. Одним из показателей эффективности применения технологии является участие моих учеников на муниципальных этапах олимпиад школьников по истории, обществознанию, экономике и праву среди учащихся 7-11 классов и занимаемые ими призовые места в разных годах.
Ознакомиться с технологией работы с текстом на уроках можно в перечисленной литературе и интернет ресурсах:
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005г.
- ЯРОСЛАВЦЕВА М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.
- Карпиевич Е.Ф., Краснова Т.И. Задачи и способы организации
работы с текстом
http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200902008
Материал для раздачи
Собственноручный указ императрицы Екатерины II, данный 14 октября 1773 года
Из полученных от губернаторов казанского и оренбургского рапортов с сожалением мы усмотрели, что беглый казак Емельян Иванов сын Пугачев бежал в Польшу в раскольнические скиты, и возвратясь из оной под именем выходца, был в Казани, а оттуда ушел вторично, собрав шайку подобных себе воров и бродяг из яицких селений, дерзнул принять имя покойного императора Петра III, произвел грабежи и разорения в некоторых крепостцах по реке Яику к стороне Оренбурга, и сим названием малосмысленных людей приводит в разврат и совершенную пагубу. Мы о таковых матерински сожалея, чрез сие их милосердо увещеваем, а непослушным наистрожайше повелеваем немедленно от сего безумия отстать, ибо мы таковую продерзость по сие время не самим в простоте и в неведении живущим нижнего состояния людям приписываем, но единому их невежеству и коварному упомянутого злодея и вора уловлению. Но ежели кто за сим нашим милостивым увещанием и императорским повелением отважится остаться в его шайке, и тотчас не придет в настоящее раскаяние и рабское свое повиновение, тот сам уже от нас за бунтовщика и возмутителя противу воля нашей императорской признан будет, и никаким образом, яко сущий нарушитель своей присяги и общего спокойства, законного нашего гнева и тяжчайшего по оному наказания не избежит. Мы, для восстановления порядка и тишины в тех пределах, отправили от нас нарочно нашего генерал-маиора Кара, которому и сей манифест публиковать повелели, повелевая и надеясь, что каждый, впадший в сие заблуждение, сам узнает тягость своего преступления, возвратится к законному повиновению, и обще со всеми нашими верноподданными стараться и споспешествовать будет по мере сил своих и по своему званию так, как каждый присягою верности обязан к прекращению сего безбожного между народом смятения, в к доставлению скорейшего способа тому нашему генерал-маиору к истреблению упорственных и к доставлению в его руки самого того главного вора, возмутителя и самозванца.
Манифест Пугачева.
Я, единственный царь всей России, Петр III, объявляю бедному народу, жаждущему свободы, что моя бывшая жена Екатерина в сговоре со своими любовниками лишили меня власти, а я с помощью придворных спасся бегством. Теперь ввиду наличия честных и храбрых и свободолюбивых казаков и при доверии мне со стороны угнетенного русского народа я постепенно стал возвращать свою власть. В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.
Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы. Секретарь Малик, сын Муллы Умяра Киликая». Документ датируется июлем 1773 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Использование системы голосования VOTUM на уроках истории и обществознания"
Хочу поделиться опытом работы по теме "Использование системы голосования VOTUM на уроках истории и обществознания". Практическая значимость результатов использования VOTUM: 1.Повышение...
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания
Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...
Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....
Система работы с текстом на уроках истории и обществознания
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непреры...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...