ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
презентация к уроку по истории (9 класс)

Ткаченко Оксана Николаевна

Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, работа с историческим текстом, рассказ-предположение по ключевым словам, ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.), концептуальное колесо,приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА», прием  МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ» и т.д. Данные приемы помогают активизировать внимание учащихся и повысить уровень обучаемости.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Ткаченко О.Н. Учитель истории и обществознания

Слайд 2

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость ЦЕЛЬ: Формирование Информационной Компетенции ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

Слайд 3

Для реализации этой цели необходимо научить школьников : выделять в тексте главные положения и мысли; составлять различные виды планов; развертывать текст, строя по плану собственное высказывание; конспектировать и реферировать текст; на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст; составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Слайд 4

Приемы : Показ иллюстрации Зачитывание отрывка из художественной книги Показ отрывка из фильма Работа с историческим текстом Рассказ-предположение по ключевым словам Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.) Концептуальное колесо Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН» Прием «ДО-ПОСЛЕ» Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА». Прием МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ ». Приём ФИШБОУН Прием «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ») Прием «НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ .» Прием «ЗАВЕРШИМ СХЕМУ» Прием « ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

Слайд 6

Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА» ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ Как ? Что ? Где ? Почему ? Сколько ? Откуда ? Какой ? Зачем ? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение? Информация Христианство Митрополит Искусство Государство Власть Крещение Цель: формировать умения задавать вопросы с помощью учебного материала. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич »

Слайд 7

Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» Шесть лепестков – шесть типов вопросов . Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие ) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями. Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.

Слайд 8

Россия в первой четверти XVIII века ОБЪЯСНЯЮЩИЕ: Почему Петр 1, а не Иван был объявлен царем в 1682 г.? ПРАКТИЧЕСКИЕ: Где используется брандер? УТОЧНЯЮЩИЕ: Если я правильно поняла, то Петр 1 упразднил патриаршество. ПРОСТЫЕ: Как формировалась личность Петра 1? ОЦЕНОЧНЫЕ : что хорошего сделал Петр 1 для российского государства? ТВОРЧЕСКИЕ: что бы произошло, если бы Петр 1 не стал проводить свои реформы и не выиграл бы в Северной войне?

Слайд 9

ПРИЁМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО» Плюс Минус Интересно - города-государства Библ, Тир , Сидон находится на морском побережье Развиты торговля , ремесло хорошие мореплаватели придумали стекло, пурпурную краску, - буквенное письмо (первый алфавит): 22 согласных города-государства – отсутствие защиты Мало плодородной земли - пираты Что такое город- государство ? Кто управлял городом- государством ? Почему так называется страна ? Какова судьба Финикии? Этапы: 1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения. 2.Итогом работы учащихся с использованием приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица. 3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию. 4.. Учащиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа , о его роли в истории древнего мира. Пояснение вносится в таблицу.

Слайд 10

Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА» ЦелЬ : оценить содержание изучаемого параграфа. Пример: 9 класс « Духовная жизнь Серебряного века ». Задание: прочитать и изучить текст и ответить на следующие вопросы: Какие разделы встречаются в тексте? Какие слова выделены курсивом? Почему они так выделены? Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? === текст как инструмент познания становится более эффективным, так как мы создаём условия его критичного осмысления .

Слайд 11

Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ ») Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Работа С Учебником Развивается По Такому Плану : прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы; записать названия ; на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам; попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками; на основе других источников дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике. Правила: В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. + Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Слайд 13

Составление плана План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. ПЛАН – это «Скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей. Общие правила составления плана при работе с текстом. 1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их . В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста , связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Слайд 14

Тема: Маркетинг и рынок План - назывной 1. Нужды людей. 2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров. 3. Современный рынок и маркетинг. План – вопросный . 1. Какие нужды лежат в основе маркетинга? 2. Как связаны между собой потребность и товар ? 3.Что такое рынок и маркетинг? Если ребята на экзамене составят такой план, я думаю, они получат за него 2 балла. 1 ) Смысл понятия «средний класс»; 2) Группы населения, относящиеся к среднему классу; 3) Критерии выделения среднего класса; 4) Социальные функции среднего класса.

Слайд 15

Алгоритм решений ЗАДАНИЙ № 26 ОГЭ по обществознанию (2 балла) №26 1 . Первое задание требует составить план текста , выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. 2 . План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках. 3 . Для выполнения задания необходимо : внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. 4. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста , выделяйте основную идею каждого фрагмента и кратко сформулируйте ее . 5 . Количество выделенных фрагментов может быть различным . 6. План может быть простым или сложным . 7 . План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). 8 . План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме . 9 . Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Слайд 16

Прочитайте текст и выполните задания 26–31 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них . Какой по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Слайд 17

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе . 2 балла

Слайд 18

№2. Какой , по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в .? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку . Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу Формулировках 2 балла

Слайд 19

№3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины. 1) знания всё растут и усложняются; 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу и Формулировках 2 балла

Слайд 20

ПРИЕМ « Синквейн » Цель: тренировать способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли. Правила написания синквейна : 1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема. 2. Вторая строчка - это описание этой темы двумя прилагательными. 3 . Третья строчка - это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета. 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним темы, подчеркивающий ее суть . Пример: 1. Свобода 2. Гонимая, неистребимая 3. Попирается, сопротивляется, взывает. 4. Пусть везде она побеждает, 5. Осознанная необходимость! 1. Колумб 2.Смелый, настойчивый, 3.Открывал, торговал, обогащал. 4.Воссоединил мир и потряс человечество. 5.Герой. 1.ПРИЕМ 2. Интересный, точный, лаконичный 3.Учит, вызывает, тренирует. 4. Все приемы хороши для работы с текстом.

Слайд 21

предлагаемые нами приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют развитию учебно-информационных умений. систематическое применение данных приёмов позволяет обучающимся освоить учебный материал на повышенном уровне, что подтверждается высокими результатами учеников ( огэ и егэ по истории и обществознанию и победы на олимпиадах, конкурсах различного уровня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непреры...

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...