Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему

Сиводед Юлия Александровна

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учиться, но и использовать цифровые образовательные ресурсы. А главное - развивать в нем творческие способности. Творчество – это отклонение от нормы в хорошую сторону. Творчество – это не следование стандартам. Именно творческие люди двигают любые отрасли на новый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 пос.Березовка

Методическая разработка

Тема:  Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания.

                                                   Разработал: учитель истории   I категории                                                      

                                                   Сиводед Юлия Александровна

Хабаровск - 2014 г.

Введение.

  Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал,   научить ученика учиться, но и использовать цифровые образовательные ресурсы. А главное - развивать в нем творческие способности. Творчество – это отклонение от нормы   в хорошую сторону . Творчество – это не следование стандартам. Именно творческие люди двигают любые отрасли на новый уровень.

   В современных условиях  становится всё труднее научить ребенка учиться. Для привлечения внимания и интереса к предмету, учителя применяют различные технологии и методики. Большу популярность имеют сегодня  игровые технологии, они  применяются повсеместно, и в начальной школе, и в среднем звене и даже в старшей школе. Ученика уже не удивить.

    На уроках истории, как и на других уроках гуманитарного цикла, большую часть времени приходится работать с текстами. Существует очень много различных заданий для работы с текстами: составление вопросов по тексту, выделение главных и второстепенных фактор, создание констпектов, озаглавливание текста, чтение текста с комментариями, осмысление текста и т.д. Но все эти задания традиционны. Вот я и задумалась. Мне необходимо было применить такую форму работы с текстами на  уроках истории и обществознания, которая бы решила все учебные задачи, была индивидуальной, связана с современными техническими возможностями и развивала бы творческие способности моих учеников. Я нашла такую форму – создание буклетов. Данный вид работы может применятся на уроках с 5-11 класс.

Научно-практическая значимость  заключается в том, что мне удалось обосновать и апробировать методику создания (буклета) как одной из эффективных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания. Практическая применимость этого вида работы очевидна, данная форма работы с текстом может применяться  не только на уроках истории и обществознания, но и на любых  предметах школьного цикла.

Проблемы, которые решаются с использованием данной методики:

  1. Появление интереса к предмету у учащихся;
  2. Оптимизация учебного времени;
  3. Развитие творческих способностей учащихся;
  4. Развитие всех универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностых);
  5. Самостоятельное изучение нового материала;
  6. Получение удовольствия учащимся от самого процесса работы
  7.  Заинтересованность и продуктивность работы учащихся.

Новизна применяемой мной методики заключается в следующем:

- мною разработана методика создания буклета как формы работы с текстом на уроках истории и обществознания.

1.Виды буклетов.

Буклет представляет собой лист формата А4, сложенный гармошкой, содержащий в себе информацию по определенной теме. Как правило – это тема параграфа, по которому создается буклет. Буклет может быть цветным или чернобелым.

Виды буклетов.

  1. Буклет учебный, по параграфу. Такой тип буклета, вполне, может заменить констпект по параграфу, которые дети не любят писать. Он должен содержать в себе основное содержание (факты, события, деятелей) параграфа. Создание такого вида буклета целесообразно давать на уроках истории во время изучения культурных аспектов времени, великих географических открытий, тем связанных с большим количеством материала. Такой вид буклета я применяю и на уроках обществознания.
  2. Буклет тематический. Такой буклет создается по определенной теме. И в данном случае не имеет значение, сколько параграфов в него входит. Такой буклет можно создавать и с помощью дополнительного материала. Главное, раскрыть заявленную тему.
  3. Буклет творческий. Он раскрывает какую-либо тему, дополняет ее. Такой буклет может содержать в себе и личностный опыт учащегося. Применяется, чаще всего, на уроках обществознания. Напрмер в 7 классе на уроке обществознания, изучая тему «Ты и твои товарищи» я задаю детям буклет по той же  теме, только в нем должна быть не теория, а жизненный опыт учащихся.

2.Правила создания буклета:

  1. Буклет должен быть выполнен по определенной форме.

1 сторона листа А4, которая делится на 3 равных части и вторая сторона листа так же делится на 3 части.  Итого 6 колонок ( с права на лево):

  1. Первая - информационная.
  2. Вторая - вывод
  3. С третьей по шестую колонку место  отводится для раскрытия темы.

Для непосредственной работы учащемуся отводится только 4 колонки. Шрифт не менее 14, но и не более 20.

1 сторона листа А4.

Раскрытие темы

Вывод по теме (параграфу)

Информационная часть

  • Номер школы
  • ФИО создателя, класс
  • Предмет
  • Тема
  • Город
  • Год создания

2 сторона листа А4.

Раскрытие темы

Раскрытие темы

Раскрытие темы

  1. Если буклет делается по заданному параграфу, а не по свободной теме, то в нем должны быть представлены все пункты параграфа.
  2. При создании буклета могут быть использованы картинки, фотографии, различные шрифты текста, различные цвета, схемы, таблицы и т.п.
  3. Буклет должен быть таким, чтобы

а) его было интересно взять в руки, прочитать, просмотреть.

б) учащийся, который не изучал тему буклета по учебнику, мог с успехом это сделать по буклету.

  1. Не допускается простое копирование текста в буклет. В буклете должно содержаться самое главное  по теме  или по параграфу. Это может быть сделано в  виде тезисов. Обязательно делается вывод.

3. Проверка, защита и оценивание буклета.

Буклет может быть сдак в бумажном варианте и в электронном виде. Все зависит от технических возможностей учащихся. К оцениванию буклета необходимо подходить очень серьезно. Практически это начало научной деятельности учащихся. Только данная работа во многом интереснее, чем обычное переписывание или перекачивание материала по теме. Ведь поместить на одном листе максимум нужной информации потребует от учащихся больших усилий, творческих способностей, смекалки.

Поэтому, я разработала следующие критерии оценивания буклета:

Критерий

Количество баллов

Соответствие заявленной теме (соответсвие виду буклета). На сколько ученику удалось  раскрыть тему, если это тематический буклет. Смог ли он выделить из параграфа основные мысли, если это буклет по параграфу.

2

Оценивание вывода. Вывод по буклету – это самое сложное, это подведение итогов всему тому, о чем говориться в буклете.

2

Наличие иллюстраций, использование таблиц, схем, разного шрифта, цвета

0,5

Аккуратность, внешний вид

0,5

Итого

5 баллов

Основной упор, при оценивании буклета, делается на содержание и вывод. Ведь   моя задача – научить учеников  работать с текстом.

  1. Результативность

Я применяю данную методику работы с текстом   с 2009 г. Конечно, это не единственный способ работы с текстом  на уроках истории и обществознания. Однако именно эта методика сочетает в себе и серьезную работу и творчество. Результаты получились следующие:

  1. Повышается интерес учащихся к моему предмету.
  2. У ученика появляется возможность получить дополнительную оценку.
  3.  Используются  компьютерные технологии, но при этом на уроке истории и обществознания.
  4. Оптимизируется учебное время.  Можно задать данный вид работы учащимся   для изучении новой темы.
  5. Учащиеся быстрее осваивают навыки работы с текстовыми источниками, учатся выделять главное из большого количества информации.
  6. Накапливается большой фактический материал (в виде буклетов), которые можно раздавать на уроках как образец. Или же проводить анализ разных буклетов, выявлять ошибки авторов – т.е. учащиеся учатся анализировать, синтезировать, сравнивать.
  7. На буклетах созданных ранее можно изучать новый материал. Учащихся всегда пугает наличие большого числа страниц в учебнике, замена учебника буклетом вызывает положительные эмоции на уроке.

 Заключение.

   В заключении хочется сказать, что  я не останавливаюсь на достигнутом. Следующим этапом моей работы по созданию буклетов будет разработка сложных буклетов, для  учащихся 9-11 классов. Которые будут давать возможность учащимся освоить основные принципы написания рефератов и научных статей. Это будут новые виды буклетов как буклет-анализ и буклет – проспект. Буклет-анализ будет использоваться при характеристики политических и других деятелей, где обязательно должны быть цели и задачи политики, а так же результаты. Буклет-проспект – для характеристики исторических эпох, войн, революций.

Приложения.

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\File0039.jpg

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\File0040.jpg

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\File0046.jpg

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\File0045.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непреры...

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...