Система работы с текстом на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию

Грибова Анна Николаевна

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это и вызывает у учащихся определённые трудности: они не умели оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказывались беспомощными в ситуации дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_tekstom_na_urokah_istorii.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания.

подготовила Грибова А.Н.

Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения

Применение системно – деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Основным способом развития ключевых компетенций является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных технологий в деятельности учителя среди которых: проектно- исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа- технологий и ресурсов Интернета.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это и вызывает у учащихся определённые трудности: они не умели оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказывались беспомощными в ситуации дискуссии.

На уроках истории  в основе процесса обучения  лежит работа с текстом. Поэтому, по моему мнению, правильно организованная  система работы с текстом способствует  развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных  универсальных учебных действий. Отвечая на вопрос, для чего нужна такая деятельность, я полагаю, что она создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных умений, позволяет разнообразить работу с текстом, исходя из задач, решаемых в процессе обучения, что будет способствовать повышению качества подготовки учащихся по истории. Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Поэтому очень важно  научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);


Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • выделять в тексте главные положения и мысли;
  • составлять различные виды планов;
  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
  • конспектировать и реферировать текст;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. Решать данные проблемы позволяет технология развития критического мышления, в основе которой лежит система работы с текстом.

Приемы работы с текстом:

1)вопрос –предложение

2)правда-ложь

3)спрячь понятия и создай подсказку

4)готовая шифровка

5)составление схем

6)составление тестов

могут быть различные типы тестовых заданий по логической структуре:

  • фактологический вопрос по модели: «Что, где, кто, когда?»;
  • функциональный вопрос: «Для чего, зачем, почему?»;
  • структурный вопрос: «Из чего, из каких частей состоит...?»;
  • концептуальный вопрос: «Определите понятие...»;
  • концептуально-ассоциативный вопрос: «Заполните пропуск»;
  • концептуально-аналитический вопрос: «Проведите аналогию...»;
  • задание: «Продолжите ряд...»;
  • концептуально-семантическое задание установления смысловой близости: «Какие из вариантов ответов близки по смыслу?»;
  • проблемные задания.

х

о

п

с

о

л

е

м

в

д

р

о

е

ч

е

к

Как назывался налог на руси ?Подсказки

• то должное, что нужно воздать кому-либо, чему-либо

• в старину: налог с населения, взимаемый победителем с побежденных

• налог, который взимает победитель с побежденного народа

• натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов

у

к

и

у

р

о

п

т

д

г

о

с

а

н

ь

р

http://testobr.narod.ru/pic/tip.gif

Применение данных видов работы с текстом разнообразно.

Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)

Конечно, на каждом уроке учитель применяет те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока.

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационной компетенции обучающихся.