Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
методическая разработка (5 класс)

Кухарская Валентина Юрьевна

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 371 московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей

 на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Разработчик-составитель:

Педагог дополнительного образования

Кухарская Валентина Юрьевна

Цель занятия:

Формировать представление  образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга.

Задачи занятия:

1.  Сформулировать определение « сфинкс», «грифон», «ши-цзы».

2.  Определить символы скульптурных животных Санкт-Петербурга.

3. Развивать  познавательный  интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга.

4.  Способствовать концентрации внимания, развития любознательности, речи, мышления, расширения общекультурного кругозора.

5.  Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через объекты культурного наследия  Санкт-Петербурга

Тип занятия: занятие-экскурсия

Оборудование:

Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

  1. Актуализация знаний по теме: «Петербургские здания, украшенные изразцами, рельефами»

Беседа по вопросам:

  • Что такое майолика, изразцы?
  • Какие здания Петербурга были первыми украшены изразцами?
  • Какое уникальное здание в Петербурге имеет наряд из Майолики? (мечеть на Кронверкском проспекте д.7)
  • Кроме изразцов, чем еще украшали петербургские здания? (рельефами, барельефами, горельефами)

  1. Переход к изучению новой темы

На прошлом занятии мы с вами выяснили, как и чем  украшались петербургские здания, подъезды и фасады многих петербургских домов. Познакомились с архитекторами и мастерами, которые придумали и сотворили эти прекрасные произведения искусства.

Сегодня  на занятии мы познакомимся с мифическими существами,   которые украшают не только фасады домов, но и набережные, мосты, парки и даже  промышленные предприятия.

  • Работа с мультимедийной презентацией

3.  Изучение новой темы

1 слайд     Ознакомление с темой занятия. Постановка цели и задач занятия.

Урок-экскурсия 5 класс

Мифические существа в скульптурах Санкт- Петербурга.

Сказочный «зверинец» Санкт-Петербурга.

2 слайд

Город  Санкт- Петербург по архитектуре является одним из самых красивых городов в Европе. В нём много различных памятников, но есть и такие которые изображают  животных. Санкт- Петербург город мифов и легенд. Населен трогательными и загадочными существами. Зверей и птиц в Санкт-Петербурге так много, что их по праву можно  считать жителями города.

3 слайд

Петербург называют Северной столицей, но кто бы мог подумать, что в городе на берегу   Невы  будет обитать так много мифологических чудовищ.

Мифические существа-персонажи античной мифологии:

  • Сфинксы
  • Грифоны
  • Тритоны
  • Сатиры
  • Речные нимфы-наяды
  • Гиппокампы(морские кони)

Сказания других народов:

  • Ши-цза
  • Драконы

Вопрос группе:А сфинксы - это кто или что? (сфинкс в Древнем Египте каменное изваяние лежащего или стоящего льва с головой человека)

А кто такие грифоны? (фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва. Охранял клады)

Ши-цзы- (львы-лягушки)

4 слайд

Животный мир Петербурга:

  • Львы
  • Медведи
  • Зубры
  • Кони
  • Собаки
  • Кошки
  • Быки
  • Змеи
  • Птицы (пеликаны, орлы, совы, чиж)

Все памятники со зверюшками очень разные по форме, размеру, возрасту, и каждый имеет свою историю.

5 слайд

В 1832г. из далёкой столицы Египта Фив были привезены два гранитных сфинкса, которые были установлены лишь спустя два года в 1834г. на набережной Невы у здания Академии Художеств. На пьедесталах высечена надпись: « Сфинкс из древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году. »
Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов

6 слайд

Но кроме сфинксов в Петербурге также можно увидеть таких  мифических существ как грифоны.

В 1826 году грифоны с высокими золочеными крыльями и львиными мордами предстали перед петербургской публикой во всей своей красе на Банковском мосту у здания Ассигнационного банка. Их создал скульптор П.П.Соколов. Грифоны должны были охранять не только мост, но и золотые запасы, что находились в Ассигнационном банке.

7 слайд

Каменные изваяния на Петровской набережной мало похожи на львов. Они больше напоминают лягушек. На каждом постаменте, где красуются эти львы-лягушки, высечена надпись: «Ши- цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году». И чуть ниже выведена: «Дар генерала от инфантерии Н.И.Гродекова». «Ши-цза» по-китайски означает лев. В начале двадцатого века они находились в маньчжурском городе Гирине. Их должны были установить в храме-молельне генерала Чана. Изваяния фантастических существ, похожих на различных животных, устанавливались в древнем Китае у храмов и кладбищ. Они подобно египетским сфинксам должны были охранять вечный покой усопших владык.

8 слайд

Сколько в Петербурге львов - мраморных, гранитных, чугунных, бронзовых, сидящих, лежащих, стоящих, сосчитать невозможно. В основном устанавливали попарно. Они сторожевые и потому как бы охраняют территорию, суровыми взглядами ограничивая пространство. Но в одном месте их много. Целых 29. То ли сторожевой отряд, то ли цирковая бригада. Сидят на каменных тумбах и держат в своих пастях кольца с провисающими цепями. Горожане относятся к ним с особой ревностью и часто, проходя мимо, невольно пересчитывают. Особенно после того, как один из них неожиданно пропал. Согласно городской легенде, он долго отсутствовал, но потом был найден на одной из частных дач, в одной из южных республик.

Давайте вспомним популярный фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Герой облокачивается на одного их наших львов и произносит знаменитую фразу: «Ребята, в этом городе львов больше, чем жителей»

Где же находятся в Санкт- Петербурге эти львы?

9 слайд

Львы не только раскатывают шары, они сторожат дворцы и особняки, поддерживают  мосты, спасают людей.

Как свидетельствует литература, не обошлось и без подвигов. Один из львов спас жизнь петербуржцу, который усевшись на него верхом, переждал страшное наводнение 1824 года.

10 слайд

Самый большой «львятник» в Санкт- Петербурге из 29 чугунных львов разместился вдоль решетки, ограждающей территорию бывшей усадьбы А.Г. Кушелева - Безбородко, находящейся на  Полюстровской( ныне Свердловской) набережной. Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью. А сам район хорошо известен благодаря минеральной воде «Полюстрово», т.к здесь находились подземные источники, которые считаются целебными.

11 слайд

Пристань украшают две пары сфинксов

12 слайд

А вот медведей на улице сейчас не встретишь. Впрочем, двух медведей не живых, а бронзовых   можно  увидеть на улице Достоевского у дома №4 перед    входом .
Медведь - редкая декорация, хотя, казалось бы, его                                                    скульптурное изображение для северного города  уместнее статуи обитателя знойных пустынь.

13 слайд

Очень редкие животные - дикие быки (зубры), охота на которых разрешалась только царю и близким его  приближенным.

14 слайд

С незапамятных времен служит собака человеку,  и из всех домашних животных она ему самый преданный друг.  Велика роль собаки, как подопытного животного в постановке научного эксперимента в развитии науки, особенно медицины.
А запуски искусственных спутников Земли с собакой на борту?
Так разве не заслужила собака, чтобы ей был воздвигнут памятник?

15 слайд

Но памятник собаке в Ленинграде уже давно существует; он был сооружен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова и установлен при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в саду дома 12 на Лопухинской улице (ныне улица Академика Павлова) 2. Здесь И. П. Павлов проработал сорок пять лет.

16 слайд

        Вот так быки

  • Жители старого Петербурга, впервые попавшие на Московский тракт у моста через Обводный канал, случайно взглянув в сторону находившегося здесь Скотопригонного двора, оторопело останавливались... Издали им могло показаться, что из ворот боен выбежали два огромных разъяренных быка. Упираясь на расставленные передние ноги и немного осадив назад мощные тела, они, казалось, готовы были поднять на рога каждого рискнувшего пройти мимо них в ворота. Вблизи же страх исчезал - громадные животные были отлиты из бронзы и установлены на гранитные постаменты по сторонам главных ворот.
  • Многократные наблюдения за животными, их нравом и повадками, тщательное изучение анатомии в сочетании с мастерскими приемами лепки позволили талантливому русскому скульптору В. И. Демут- Малиновскому создать высокохудожественное  произведение
  • В 1936 году в Ленинграде был построен Мясокомбинат имени С. М. Кирова, и бронзовые быки, перекочевали на высокие постаменты и  украшают въезд на комбинат.
  • Осенью грозного 1941 года немецко-фашистские полчища устремились к Пулковским высотам, стараясь любой ценой овладеть этим важнейшим стратегическим звеном в обороне Ленинграда. Бронзовые изваяния быков, представляющие собой большую художественную ценность, были заблаговременно сняты и отправлены в Ленинградский музей городской скульптуры, находящийся на территории Александро-Невской лавры.

17 слайд

Самый рогатый памятник стоит на Московском шоссе, возле въезда на территорию мясокомбината «Самсон»

18 слайд

Змеи

Змея - сложный символ в искусстве. С одной стороны, это эмблема врачевания, медицины.

Ее яд входит во многие лекарства, символ хитрости и зла.

В декоративном скульптурном убранстве Ленинграда довольно часто встречается изображение  

змеи.

19 слайд

Аполлон, рассказывают мифы, был не только богом - покровителем искусств, но и искусным исцелителем.

Сын Аполлона Асклепий в искусстве врачевания превзошел отца и не знал себе равных. Греки и римляне чтили бога врачевания Асклепия, строили ему храмы. Там, где чтили Асклепия, священными считались змея и петух. Асклепий (Эскулап) изображался бородатым мужчиной в длинном плаще, опирающимся рукой на посох, который обвивает змея. У Асклепия были две дочери: Гигиен (Здоровье) и Панакия (Всецелительница).

На пересечении Боткинской улицы находится фонтан. На нем дочь Асклепия Гигея («здоровье») кормит из чаши змею

20 слайд

Целое змеиное гнездо из четырех бронзовых змей можно обнаружить в сквере перед физиологическим отделом Института экспериментальной медицины на улице Академика Павлова (дом 12).

Широкая прямая аллея ведет к небольшому зданию музея-лаборатории академика И. П. Павлова. На газонах, среди зелени кустов, установлены бюсты выдающихся ученых, а на аллее привлекает внимание красивый фонтан. Круглый бассейн имеет низкий борт из серого полированного камня с четырьмя симметрично расположенными прямоугольными тумбами. На каждой тумбе покоится бронзовая змея, затейливо свернувшаяся в клубок и приподнявшая характерную плоскую треугольную головку, обращенную к середине бассейна.

21 слайд

Василий Иванович Демут - Малиновский.

Декоративная скульптура Египетских ворот в г. Пушкине.

22 слайд

И немало птиц

В скульптурном наряде городских сооружений довольно значительное место уделено изображению разных птиц. Это пеликаны, кормящие своих птенцов. В старину существовало поверье, что пеликан ради спасения птенцов от голода жертвует собой: вырывает широким клювом из груди куски мяса и кормит ими птенцов.
Орлы, чаще всего служат украшением главных фасадов жилых многоэтажных доходных домов, построенных в конце прошлого и начале нашего столетия в стиле модерн. Особенно много таких домов на Петроградской стороне.

23 слайд

Еще чаще на фасадах построек в стиле модерн встречаются совы.

Совы у входа в дом 72 на Невском проспекте.

На некоторых современных домах встречается в виде украшения голубь - символ мира.

24 слайд

Проверь себя. Загадки на закрепление полученного материала

  • Нашли в Египте в позапрошлом веке

Диковину древнейшую одну.

Точнее, две. И эту «старину»

Потом везли через моря и реки

В далекую холодную страну.

От нильских берегов до невских вод

Бриг добирался долго-целый год!

Вот привезли два этих монумента

И водрузили их на постаменты…

25 слайд

  • Каждый смертный их боится-

Полузвери- полуптицы

На мосту сидят цепном

И объяты полусном.

Эти грозные «персоны»

Называются

26 слайд

  • Увидишь ты этих свирепых зверей

У дома Лаваля. У входа в музей

И рядом с Дворцовым мостом у Невы…

На постаментах громадные….

  • Они стояли у Обводного когда-то,

Где был Скотопригонный двор.

Немало лет прошло с тех пор.

Теперь они у мясокомбината.

27 слайд

  • Сидят у Невы эти львы из Китая,

О                         О родине дальней своей вспоминая.

З                          Зубастые пасти. Большие глаза!

                            Львы из Китая зовутся…

28 слайд

Соедините стрелками слова и определения к ним

1. В переводе с китайского- «лев-лягушка»                                            а)  шар

2. Мифическое существо с головой человека                                        б) ши-цзы

и туловищем льва

3. Атрибут недремлющего сторожевого льва                                        в) сфинкс

4.Лесное божество с человеческим лицом, рожками,                            г) змея

копытцами и хвостом

5.Символ целительства и мудрости, а также зла                                     д)сатир

и коварства

29 слайд

1. В переводе с китайского - «лев-лягушка»                                      а)  шар

2. Мифическое существо с головой человека                                   б) ши-цзы

и туловищем льва

3. Атрибут недремлющего сторожевого льва                                  в) сфинкс

4.Лесное божество с человеческим лицом, рожками,                      г) змея

копытцами и хвостом

5.Символ целительства и мудрости, а также зла                              д) сатир

и коварства

4.Закрепление изученного на занятии.

В чем уникальность петербургского "сказочного» зверинца?

  • Каждая скульптура имеет уникальный облик.
  • Каждая скульптура украшает город, «охраняет» бесценный памятник истории и культуры Петербурга.
  • При выполнении некоторых скульптур использовались технические, инженерные достижения петербургских мастеров.

5. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс

Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....