Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
    методическая разработка на тему

    Белякова Ирина Николаевна

    Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного  на  учащихся  средней и старшей школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.razrabotka_zanyatiya_rabota_s_dokumentami.docx26.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Центр детского (юношеского) технического  творчества

    Московского района Санкт-Петербурга

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

    по теме:

    «Работа с документами»

    к образовательной программе дополнительного образования

    «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

    Автор: Белякова Ирина Николаевна,

    педагог дополнительного образования

    Санкт-Петербург

    2014

    Аннотация

    Методическая разработка предназначена для проведения занятия  по теме «Работа с документами» образовательной программы «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства.

    Данная разработка дает возможность учащимся после изучения учебного материала применить полученные знания при составлении и оформлении  документов разного характера в форме деловой игры.

     Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного  на  учащихся        13-17 лет.

    Введение

    Одна из задач предпрофильного обучения – выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

    Овладение элементами делопроизводства, умением оформлять документы в соответствии с существующими правилами, а также получение навыков применения компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с различными рода документами является одним из этапов решения данной задачи.

    Методическая разработка занятия «Работа с документами» выстроена таким образом,  что позволяет в процессе занятия не только освоить, закрепить и систематизировать полученные учащимися теоретические знания, но и  применить свои навыки и умения на практике, приняв участие в  деловой игре, что способствует наиболее рациональному и комплексному применению полученных знаний.

    Тема занятия: «Работа с документами»

    Тип  занятия: комбинированный

    Цели занятия:

    познакомить учащихся с основными правилами работы с документами, организовать деятельность учащихся по применению знаний в форме деловой игры.

    Вид занятия (Форма проведения):  смешанный

    Форма организации деятельности детей:  фронтальная,

                                                                                индивидуально-групповая.

    Методы:  словесный, наглядный, репродуктивный, эвристический.

    Дидактический материал:  образцы документов, карточки с практическим заданием

    Техническое оснащение:  лекционно-компьютерный кабинет,

                                                    компьютерное программное обеспечение

    Задачи:

    Образовательные

    Воспитательные

    Развивающие

    Формирование навыков работы с документами. Закрепление приобретённых  знаний и умений,

    обеспечение достижений заданного уровня обученности

    Развитие познавательного интереса, воспитание самостоятельности при

    выполнении  заданий, выработка умения работать в коллективе

    Развитие мышления, памяти, внимательности, формирование творческих способностей учащихся

    Структура занятия:

    1. Организационный этап (5  минут)
    2. Изучение материала (35 минут)
    3. Применение изученного материала, организация деятельности учащихся по применению знаний в изменённой ситуации (25 минут)
    4. Контроль и самоконтроль, коррекции (15 минут)
    5. Подведение итогов занятия (10 минут)

    Ход занятия:

    1. Организационный этап

    Приветствие учащихся, фиксирование отсутствующих, изложение учащимся построения занятия.

    1. Этап изучения материала

         Ребята, в процессе изучения данной темы, вы должны узнать:

    1. Что такое делопроизводство и документ?
    2. О правилах и требованиях составления и оформления основных служебных и личных документов.
    3. Какие существуют виды документов?

    Теперь разберем каждый из этих вопросов.

         Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения.

    Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека.

    При оформлении документов должны соблюдаться определенные правила:

    - Единые правила оформления документов обеспечивают ГОСТЫ;

    - Документ должен иметь юридическую силу;

                - Документ должен быть качественно и своевременно составлен и исполнен.

    В любом учреждении, в работе касающейся делопроизводства, грамотный сотрудник должен уметь оформлять документы в соответствии с имеющимися требованиями. Посредством распорядительных документов: положений, уставов, постановлений, приказов и др. - осуществляется руководящая деятельность.

     Также в жизни человека наступает период, когда он должен искать работу, возникают ситуации, когда он вынужден обращаться в различные государственные учреждения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.д. В этом случае автором документа выступает сам составитель, т.е. Вы. Например, при поступлении на работу Вы должны уметь грамотно составить резюме, написать заявление  о приеме на работу, работая на предприятии Вам необходимо написать заявление на отпуск, возможно, возникнет необходимость подать объяснительную записку и т.д.

    Таким образом, по назначению документы подразделяются на служебные и личные.

    Служебные документы издаются от имени учреждения, организации, предприятия.

    К личным относятся документы, созданные отдельными гражданами.

    1. Этап применения изученного материала
    1. Теперь внимание. Давайте проанализируем данные документы. (Педагог раздает образцы оформленных документов  .
    2. Для закрепления изученного материала мы с Вами проведем деловую игру.

    Условия игры:

    У нас есть магазин по продаже бытовой техники и электроники.

    • Название ООО «Мой дом»
    • Директором магазина будет Иванов Петр Петрович
    • Учащиеся  делятся на группы:

    1 группа – соискатели, люди которые находятся в поисках работы;

    2 группа – сотрудники магазина;

    3 группа – отдел кадров.

    • Каждая группа получает карточку с заданием .
    • Прочитать и разобрать поставленные задачи.

    После выполнения задания внутри каждой группы учащиеся между собой обсуждают правильность выполнения работы.

    1. Этап контроля и самоконтроля, коррекции

    Педагог контролирует ход выполнения задания и при необходимости вносит коррективы. По истечении отведенного времени каждая группа демонстрирует результаты работы на интерактивной доске. Педагог с учащимися  анализируют выполненное задание, выявляют ошибки и вносят коррективы.

    1. Этап подведения итогов занятия, рефлексия

    В конце занятия подводятся его итоги. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале занятия цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (выведены на доске)  на свое усмотрение:

    1. сегодня я узнал(а)…                                      8. меня удивило…
    2. было интересно…                                      9. занятие дало мне для жизни…
    3. было трудно…                 10. мне захотелось…
    4. я выполняя(а) задания…                        11. я научился(ась)…
    5. я понял(а), что…                                    12. у меня получилось…
    6. теперь я могу…                                      13. я смог(ла)…
    7. я почувствовал(а), что…                     14. я попробую…

    Заключение

    Продуктивность методической разработки занятия состоит в следующем:

    Применение методической разработки будет способствовать освоению и закреплению полученных учащимися знаний и умений в области составления и оформления документов.

    Разработка занятия может эффективно применяться педагогами дополнительного образования для погружения учащихся в процессе обучения основам делопроизводства в атмосферу реальной жизненной ситуации.

    Список литературы

    Для педагога

    1. Стенюков М.В. Образцы, шаблоны документов по делопроизводству  – М.: А-Приор, 2009 г.
    2. Секретарское дело./Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2004.
    3. Майорова В.В. Делопроизводство и ИКТ. Разработки занятий. Издательство: Учитель, 2009.

    4.    Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки   и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2006.

     5.   Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие, 2007.

    Для учащихся

    1. Сапков В. В.Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства.  Издание: Академия, 2012 .
    2. Кирсанова М.В., Боргено Я.Я. Основы технологии делопроизводства. /Учебное пособие для старших классов. Издательство: Инфа-М, 2009.
    3. Якушев А. В. Делопроизводство. Конспект лекций, Издательство: А-Приор, 2012.
    4. Боргено Я.Я., Кирсанова М.В.  Офисные технологии: Учеб. пособие для учащихся старших классов Изд-во: Инфа-М, 2006.

    Интернет-ресурсы

           http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni

             http://festival.1september.ru/articles/553626/

    .

    Глоссарий

    Документ - это способ подтверждения разнообразными методами какого-то факта, действия, права или умственной деятельности человека. Проще говоря, документы - это деловые бумаги, которые свидетельствуют какой-либо факт или право владения чем-то.

    Делопроизводство – система документального оформления работы учреждения

    Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

    Рефле́ксия   -  обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5

    Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...

    Методическая разработка занятия по теме: «Постановка автомобиля в бокс передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево)»

    Методическая разработка занятия по практическому вождению: «Постановка автомобиля в бокс передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево)» предназначена для обучающихс...

    Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

         Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

    Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации "Методы вычисления площадей плоских фигур"

    Данное занятие предназначается для учащихся и учителей математики для подготовки к государственной итоговой аттестации. Цель данного занятия: повторить и систематизировать практические умения и навыки...

    Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"

    Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...

    Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"

    Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....