Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

     Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования детей "Созвездие"с учащимися балашихинского лицея.  Проект направленного га сохранение природного комплекса реки Пехорка в черте г.Балашиха. Материалы  были представлены на областном семинаре "Технология проектной деятельности: волонтерские проекты обучающихся 24.04.2018г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку»

                                                         Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» Майджи О.В.

Выступление на областном семинаре «Технология проектной деятельности: волонтерские проекты обучающихся» 24.04.2018

   

     В настоящее время мы живем в период информатизации жизненного пространства, когда несколько размываются  духовные ценности. Как научить детей в этих условиях любить природу  и человека, сформировать у подростка активную гражданскую позицию? Одним из подходов к решению этих вопросов является  экологическое волонтерство,  которое    в настоящее время приобретает развитие. Совершая добрые дела для общества, принимая участие в охране природы, дети учатся ответственному отношению к природе.

    Задачей моей работы как педагога дополнительного образования является   организация экологических проектов школьников, социально значимых для города.  Самый важный наш проект – «Сохраним родную Пехорку». Позвольте его представить.

     Основной водной артерией города Балашиха является река Пехо́рка, которая была признана объектом природного наследия в Московской области.  Сохранение ее уникальной территории является актуальной задачей для всех балашихинцев.

     Для группы учащихся 8 и 7 классов мы организовали проект , который включал экспедицию вдоль реки Пехорка в черте нашего города, целью проекта являлась оценка экологическое состояние  реки,  задачи включают гидрологические, биологические и химические методы исследования воды в реке.   Ребята были разбиты на исследовательские группы и по ходу маршрута  в 14 пунктах по руслу реки проводили исследования. Первая  группа оценивала визуально экологическую ситуацию, вторая- измеряла скорость течения и  глубину ила, третья- фотографировала растения по берегам,  четвертая- оценивала качество древостоя  по берегам реки;  пятая -определяла  зообентос методом Николаева;  и шестая -отбирала пробы для химического анализа. Нужно отметить, что химический анализ проб воды и составление фотогербария ребята проводили после экспедиции.

        По гидрологическим измерениям скорость течения реки изменялась  от стоячей воды  до 9,5м/мин, глубина ила составляла от 3 до 15 см. Почва вдоль реки дерново-подзолистая, супесчаная, в ряде мест заболочена.  Качество древостоя по берегам соответствовало ослабленному древостою. В районах фабрики и      запруды Блюдечко мы обнаружили много сухостоя.

     Ребята составили фотогербарий, в котором представлены различные виды  древесных и травянистых растений, растущих по берегам Пехорки. Древесные породы  характерны для лесной зоны Подмосковья. В травостое встречаются растения  луга,  смешанного леса и растения болотистых мест. Вдоль берега периодически мы обнаруживали заросли камышей. Было замечено, что камыши благотворно влияют на качество воды. Так, после протяженных зарослей камышей в районе улицы Заречной мы обнаружили кубышки- показатели чистой воды.

    Биоиндикация  беспозвоночных   оценивалась    в четырех пунктах нашего следования. Данные, представленные в таблице,  соответствуют 3 классу качества -  или умеренному загрязнению.

      Химический анализ 14 проб воды ребята проводили в школе с использованием комплект-практикума по экологии, производства «Кристмасс» и методики окисляемости по Кубелю. Все показатели за исключением окисляемости были ниже  ПДК, но в динамике их концентрация изменялась по течению реки. Концентрация хлоридов повышалась в районе фабрики.  Нитратов повышалась в местах   канализационной насосной станции и  контрольно распределительного пункта газопровода.    Содержание сульфатов выше в районе Щелковского шоссе.   По окисляемости мы получили  более высокие результаты в  районах фабрики  и контрольно распределительного пункта газопровода.  В пробе   после Щелковского шоссе было повышение показателя окисляемости, что свидетельствует о загрязнении  автомобильным транспортом. В районе газопровода показатели были на уровне 2 ПДК. Мы считаем,  это может быть связано с ремонтными работами на газопроводе.

По результатам исследований ребята сделали  следующие выводы:

1. Обнаружены места экологических нарушений –очаговая захламленность берегов и сухостой в районе фабрики и  автостанции.

2. По  руслу реки выявлены участки экологической напряженности: транспортные магистрали,  канализационно- насосная станция, включающая коллектор ливневых вод с улиц города; автостанция «Звездная» и контрольно- распределительный пункт газопровода ,что подтверждают   результаты химического анализ. Необходим постоянный контроль этих участков и должное содержание.  Материалы нашей работы были представлены в администрацию.

     Мы проанализировали наши результаты и выяснили, что наличие экологически неблагополучных участков по реке связано с неэффективно работающими очистными сооружениями, которые были введены в эксплуатацию в 1971г. и сегодня требуют реконструкции. Дополнительные факторы- отсутствие единой системы сброса и очистки загрязненных ливневых стоков.  

     Ребята предложили проект   «Сохраним родную Пехорку», который включает следующее:

1.Реконструкция очистных сооружений и ливневой канализации.

2.Постоянный химический контроль воды в экологически неблагополучных участках реки.

3.Ликвидация руслового загрязнения, очаговой захламленности берегов и сухостоя.

4.Укрепление берегов посадкой зеленых насаждений.

5.Постоянная уборка прибрежной территории.

6.Проведение агитационно-просветительской работы среди жителей    

    Для реализации проекта предложен вариант удобных дешевых  и практичных урн в местах отдыха по берегам Пехорки и план размещения подобных урн в районе плотины в местах отдыха.

    Ежегодно проводится акция «СОХРАНИМ РОДНУЮ ПРЕХОРКУ» по уборке прибрежной территории, в которой принимают участие экологические объединения центра «Созвездие», нами были установлены природоохранные щиты на берегу Пехорки, мероприятия проекта освещаются балашихинским телевидением. В настоящее время  в городе принято решение очистки реки. Мы продолжаем наши исследования и акции. Проводим мониторинговые исследования участков реки, 21 апреля в рамках Всероссийского субботника под руководством центра «Созвездие» была организована очередная акция по уборке территории реки.

     Хочется надеяться, что дети, которые участвуют в нашем проекте, растут неравнодушными к проблемам окружающей среды  и понимают необходимость бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о Совете Муниципального учреждения дополнительного образования центр детского творчества

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании», Устав...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...

Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.      Общие положения.Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями...

Положение Об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества Г.о. По...