Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
    рабочая программа (8 класс)

    Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составитель Майджи Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования. Реализация программы осуществляется в муниципальном бюджетном учреждении образования центре "Созвездие" г.о.Балашиха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

    В настоящее время стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе и  перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является экологическое образование, направленное на становление экологической культуры личности, формирование бережного и заботливого отношения к миру природы.

         Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе, которые изучаются в общеобразовательных курсах биологии в школе. Экологическая составляющая отдельных тем ботаники, зоологии и биологии человека, тем не менее, представлена разрознено.            Актуальность данной программы состоит в усилении экологического подхода в изучении растительного и животного мира, здоровья человека.   Занятия дают возможность учащимся лучше узнать и изучить растения, животных и человека с экологической точки зрения, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.

          Программа экологического объединения «Природа и человек» стартового уровня является общеразвивающей, познавательной, модифицированной и  является первой ступенью перехода к базовой общеразвивающей программе обучения. Направленность программы - естественно-научная, разработана на основе учебного пособия Экология  Зверева А.Т.

         Отличительная особенность программы в том, что она представляет стартовый курс экологического образования ознакомительного характера, который связан единым комплексом с базовой программой «Природа и человек».

    Выполнение программы направлено на достижение следующих целей и задач.

    Цели:

    формирование ценностного отношения к окружающему миру,

    воспитание экологической культуры.

    Задачи:

    Обучающие

    способствовать развитию знаний о целостной картине мира и единстве природы, о современном состоянии, использовании и охране растительного и  животного мира:

     познакомить обучающихся с основными проблемами охраны природы

    воспитательные

     формировать экологическое мировоззрение;

     заложить основы здорового образа жизни;

    развивающие

    развивать познавательный интерес, творческие способности и исследовательские навыки в процессе изучения состояния окружающей среды родного города.

    В 2019-2020гг. занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на базе МАОУ «Лицей», в кабинете 2.8 с общей площадью 32  кв. м  с 1 группой детей 13-14 лет в составе 15 человек. Форма организации групповая.

    Занятия в объединении носят как теоретический, так и практический характер. Программа и предусматривает различные формы организации учебных занятий:

    лекции, беседы, встречи с интересными людьми, выставки, диспуты, игры, КВН, конкурсы, конференции, круглый стол, семинары, театральные постановки, исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, экскурсии и походы, проектная деятельность.

    Ожидаемые результаты:

    К концу обучения учащиеся    должны знать:

     принципы организации фенологических наблюдений,

    правила по технике безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;

    простейшие методы полевых исследований

    правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;

    основные последствия антропогенного воздействия на природу;

    основные виды охраняемых видов растений и животных Московской области.

    должны уметь:

    пользоваться справочной литературой, оборудованием для проведения исследовательских работ;

    проводить наблюдения за живыми организмами

    составлять гербарий  

    уметь определять растения и животных по определителям;

    правильно вести полевой дневник;

    проводить исследования качества окружающей среды методами биоиндикации;

    оформить исследовательскую работу.

    Контроль и подведение итогов реализации программы осуществляются посредствам промежуточной (декабрь) и итоговой (апрель-май) аттестации.

    Формы проведения аттестации – тестирование, викторины, семинары, презентации, конференция.

    При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:

    1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.

    2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.

    3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.

    Материально-технической базой служит кабинет биологии лицея, в котором имеется методическое обеспечение и оборудование для деятельности объединения

                                                     

    Учебный план

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Форма аттестации, контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Введение. Экология как наука

    2

    1

    1

    Тестирование

    2

    Правила дорожного движения.

    8

    4

    4

    Викторина

    3

    Природа – наш общий дом

    12

    8

    4

    Викторина

    4

    Экологическая система

    14

    8

    6

    Тестирование

    5

    Экология растений.

    18

    8

    10

    Презентации

    6

    Экология животных.

    14

    8

    6

    Презентации

    7

    Загрязнение окружающей среды

    14

    6

    8

    Конференция

    8

    Экология и здоровье человека.

    26

    16

    10

    Семинар, тестирование

    9

    Охрана окружающей среды.

    12

    6

    6

    Тестирование

    10

    Экологические проблемы родного края

    24

    10

    14

    Конференция

    ИТОГО:

    144

    75

    69

    Содержание изучаемого курса

    Тема№1.Введение. Экология как наука (2часа)

    Теория

    Цели и задачи объединения. Место экологии в ряду естественных наук. Основные задачи экологии. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

    Практика

    Обсуждение законов экологии Коммонера.

    Тема№2 Правила дорожного движения(8часов)

    Теория

    Дорожные знаки.  Дорожные "ловушки". Светофоры для пешеходов.

    Правила движения пешеходов индивидуально, группами. Правила безопасного поведения при гололеде

    Практика

    Викторина «Правила дорожного движения»

    Игра «Дорожные знаки»

    Тема№3. Природа - наш общий дом(12часов)

    Теория

         Основные составляющие природы. Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия.

    Среды жизни, их особенности.

          Приспособления организмов к среде обитания. Наземно-воздушная среда. Почвенная среда.

         Водная среда. Организмы как среда обитания.

         Характеристики основных биосистем: организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера.  

    Практика  

      Изучение приспособлений  организмов к средам жизни – презентации

     Диспут «Человек - часть природы».

    Тема №4. Экологическая система(14часов)

    Теория

    Компоненты экологической системы. Значение атмосферы для жизни на Земле.

    Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных.  Вода в природе. Значение воды. Пресные воды: поверхностные, подземные.

    Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ природе.

    Естественные и искусственные экосистемы.

    Практика

    Составление пищевых цепей  в экосистеме Подмосковного леса.

    Дискуссия «Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника»

    Модель искусственной экосистемы на примере аквариума.

    Тема №5.Экология растений(18часов)

    Теория

    Царство растений, повторение основных систематических единиц царства.    Растения луга. Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания.

    Растения леса, фитоценоз., Характеристика леса по ярусам. Определение типа леса.

    Понятие экологической сукцессии. Лекарственные растения.

    Редкие и охраняемые растения Московской области.

    Практика

    «Определение влияния освещённости на фотосинтез»                                              «Изучение жизненных форм растений».

     «Изучение видового состава растений в окрестностях школы»                                                               «Изучение  состояния  деревьев и кустарников в окрестностях школы»                                                                                   Работа с гербариями: «Растения луга», «Деревья, кустарники, травы», «Лекарственные и ядовитые растения».

    Тема №6.  Экология животных(14часов)

    Теория

    Характеристика животного мира. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов

    Водные беспозвоночные. Рыбы. Экология рыб, земноводных, пресмыкающихся Борьба с браконьерами.

    Перелетные  и зимующие птицы. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе.

    Редкие и охраняемые животные Московской области.  

    Практика  

    Помощь птицам в зимнее время.

    Лабораторные работы:

    «Изучение приспособлений насекомых к своей среде обитания»,

     «Изучение зооценоза водоёма»

    Тема №7. Загрязнение окружающей среды(14часов)

    Теория

    Основные загрязнители окружающей среды. Источники загрязнения атмосферного воздуха, почв.

    Загрязнение поверхностных и подземных вод. Методы очистки воды. Самоочищение водоемов.

    Основные экологические проблемы современности. Изменение климата. Озоновые дыры. Парниковый эффект.

    Использование пресной воды человеком. Сокращение биоразнообразия, ресурсов леса

    Практика

    Семинары  «Как влияют на качество воды загрязняющие вещества»   «Нефть в море»

    Дискуссия       « Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?»

    Конференция «Проблема недостатка пресной воды».

    Тема №8. Экология и здоровье человека (26часов)

    Теория

    Влияние экологических факторов на здоровье человека. Критерии здоровья Физические факторы среды. Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью.

     Воздействие шума на организм.  Радиация: естественные и искусственные источники.

    Человек и химические факторы продуктов питания. Категории качества продовольственных товаров. Продукты питания быстрого приготовления. Их влияние на здоровье человека.

     Газированные напитки, влияние на здоровье. Жевательная резинка. Проблема нитратов

    Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы Способы хранения продуктов.

     Бытовая химия. Опасные ингредиенты, входящие в состав средств бытовой химии, парфюмерии, косметики, моющих и чистящих средств.

     Проблема бытовых отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов.

    Экология  жилища. Чем опасна домашняя пыль? Поливинильные покрытия, краски.

    Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека

    Практика:  лабораторные работы:

     «Санитарно- гигиеническая оценка классной комнаты»;

     «Изучение уровня шума»;

     «Пищевые отравления. Предупреждение и помощь»;

    «Химчистка на дому»

    «Определение нитратов в продуктах питания»

    Тема №9. Охрана окружающей среды(12часов)

    Теория

    Понятие об охране природы как деятельности человека. Рациональное природопользование

    Знакомство с эталонными участками природы. Природоохранные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

    Контроль качества окружающей среды. Экологический мониторинг.

    Практика   Изучение загрязнения мест массового отдыха,

    Экскурсия на промышленно предприятие для знакомства с комплексами очистительных сооружений.

    Изучение воздействия автотранспорта на растения (вдоль крупных автомагистралей микрорайона).

    Тема № 10. Экологические проблемы родного края(24часа)

    Теория

    Экологические проблемы городского округа Балашиха. Основные источники загрязнения окружающей среды, причиняемый вред.

    Проблемы рубки леса, свалок мусора, обмеление и загрязнение местных водоёмов.

    Проблема бытовых отходов

    Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме.

    Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Требования к оформлению исследовательской работы и презентации.

    Практика

    Использование методов экспресс – оценки воздушной среды;

    «Оценка качества воздуха методами биоиндикации»,

     «Изучение запылённости воздуха»,

    «Определение качества воды методами биоиндикации».

    Доклады и презентации исследовательских работ

    Проект «Средства бытовой химии»

    Проект «Растительный мир усадьбы Горенки»

    Методическое обеспечение программы

    Методы обучения и воспитания

    Формы организации образователь-ного процесса

    Формы организации образовательного процесса

    Педагогические технологии

    Обучения:

    словесный; на-глядный практи-ческий;  частично--поисковый;  объяснительно-иллюстративный;  

    исследовательский

    проблемный; иг-ровой.

    Воспитания:

    мотивация;

    поощрение; стимулирование

    Групповая и

    индивидуально-групповая

    Беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, конфе-ренция, практи-ческое занятие, праздник, круг-лый стол, откры-тое занятие, экс-курсия.  акция, выставка, диспут, защита проектов, лабораторное занятие, лекция,

    поход, ,  презен-тация, семинар, спектакль,

    Проектной деятельности,

    исследовательской деятельности,

    дифференцированного обучения, развивающего

     обучения,  проб-

    лемного обучения,  игровой деятель-ности, здоровье-сберегающие технологии

    Список литературы.

    Литература для педагога

    1. Ашихмина Т.Я.,  Школьный экологический мониторинг. М., “Агар”, 2015
    2. Александровская, Т.О.; Васильева, Е.Д.; Орлова, В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной книги СССР; Педагогика - М., 2015
    3. Авраменко, И. М. Природопользование / И.М. Авраменко. - М.: Лань, 2015
    4. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016
    5. Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019
    6. Голованов, А.И. Природообустройство; КолосС - М., 2016
    7. Зверев А.Т.Экология , М., Оникс, 2015
    8. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2017
    9. Цветкова  Г.И.и др. Экология; СПб: Химиздат - М., 2017

      9. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07)

    Литература для детей

    Интернет-ресурсы

    1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib

    2. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

    3.Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

    4. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru

    5. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»

    Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

    Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

    Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»

    Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

    Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

    Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

    Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...