Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»
рабочая программа (10, 11 класс) на тему

Наривончик Наталья Михайловна

 Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование осознанного и бережного отношения детей к природе, сохранение и укрепление здоровья детей. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                 Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                  директор школы

протокол №1                                                       ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                              Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Дополнительная общеразвивающая  программа

естественно-научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Содержание

1.Пояснительная записка …………………………………………………3

2.Цели и задачи программы……………………………………………… 4

3. Содержание программы……………………………………………….. 4

4.Планируемые результаты……………………………………………….6

5.Календарный учебный график………………………………………… 7

6.Условия реализации программы………………………………………. 8

7.Формы аттестации……………………………………………………… 8

8.Методические материалы……………………………………………… 9

9.Список литературы…………………………………………………….. 9

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Эколог» разработана на основании следующих нормативных документов:

-Конституция РФ;

-Конвенция о правах ребенка;

-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в  РФ» (с п. 5 ст. 14 и п. 2. 6 ст. 32);

-Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»;

-Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О

примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-Приказ Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Устав школы.

Программа «Эколог» - дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Она нацелена на теоретические исследования экологических закономерностей, формирование у обучающихся умений работать с дополнительными источниками информации и получать некоторые практические навыки по ведению исследований.

Актуальность создания данной программы вызвана современными проблемами взаимоотношения человека и природы, необходимостью экологического образования и воспитания подрастающего поколения, формирование эмоционально – ценностного отношения к природным объектам.

Отличительная особенность программы состоит в том, что ее реализация представляет  творческий этап –  формирование ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.

Форма обучения очная.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении по интересам, сформированных в группу учащихся одного возраста, являющихся основным составом кружка.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 16до 17 лет.

Режим занятий осуществляется 1 раз в неделю по 1 часу групповых занятий.

Срок реализации программы - 1 год, объем – 35 часов в год.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы –  развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

-научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;

-научить оформлять исследовательские работы;

Воспитательные:

-формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Развивающие:

-развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

-развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Общая экология

15

4

11

Выставка творческих работ

2

Социальная экология

8

2

6

Презентации и защита проектов.

3

Природа и общество

12

3

9

Презентации и защита проектов.

ИТОГО

35

9

16

3.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Курс «Общая экология»

Теория: Организм и среда

Практическая работа: Экологические факторы. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

Практическая работа: Среды жизни. Почвенные обитатели  их средообразующая деятельность.

Экскурсия: Адаптация. Приспособление растений к сезонам года. 

Практическая работа: Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения.

Теория: Популяции.

Теория: Динамика численности популяций.

Практическая работа: Глобальные экологические проблемы. Выполнение проектной работы.

Теория: Биоценоз и его устойчивость.

Экскурсия: Видовой состав биоценозов. Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Практическая работа: Изучение природы родного края. Выполнение проектной работы.

Практическая работа: Изучение животного и растительного мира Липецкой области. Изготовление поделок – фито-дизайн для участия в конкурсах.

Практическая работа: Редкие и охраняемые животные и растения Липецкой области. Выполнение проектной работы.

Практическая работа: Ядовитые и съедобные грибы родного края. Изготовление поделок для участия в конкурсах.

Практическая работа: Лекарственные и ядовитые растения родного края. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Создание презентаций.

Курс  «Социальная экология». 

Практическая работа: Человек – биосоциальный вид. Выполнение рефератов.

Практическая работа: Современные отношения человечества и природы. Создание презентаций.

Практическая работа: Социально-экологические взаимосвязи. Выполнение проектной работы.

Теория: Система «природа - человек».

Теория: Экологическая демография. Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа: Антропогенные процессы в биосфере. Выполнение проектной работы.

Практическая работа: Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Выполнение проектной работы. 

Практическая работа: Экология человека. Выполнение исследовательской работы.

Курс «Природа и общество». 

Практическая работа: Вода, свойства, значение, охрана.  Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа: Воздух, свойство, значение, охрана. Выполнение исследовательской работы.

Экскурсия: Почва, её состав и значение. Наблюдение за различными видами эрозии почв. Выполнение проектной работы.

Теория:  Сохранение и увеличение плодородия.

Практическая работа:  Загрязнение среды в полевых условиях. Выполнение проектной работы.

Теория: Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Практическая работа:  Экологические проблемы современности. Выполнение проектной работы.

 Практическая работа:  Глобальные экологические проблемы. Выполнение проектной работы.

Теория:  Экологический кризис, пути выхода из него.

Практическая работа:  Законы взаимоотношений общества и природы. Выполнение проектной работы.

Практическая работа:  Мониторинг состояния окружающей среды. Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа:  Охрана окружающей среды. Выполнение проектной работы.

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Обучающиеся должны знать:

-Что изучает экология;

-Простейшие примеры взаимодействия человек-общество-природа;

-Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

-Правила поведения в природе;

-Главные особенности природы своей местности;

-Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

-Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;

-Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

-Понятие об экологическом кризисе;

-Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Обучающиеся должны уметь:

-Применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

-Формировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

-Формировать способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;

-Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

-Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

-Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

-Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

-Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем.

6.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года

10класс

11 класс

35 учебных недель

35 учебные недели

( с учетом ГИА)

График учебных четвертей, каникул

№ четверти

начало четверти

окончание

четверти

количество учебных недель

сроки каникул

кол-во каникулярных дней

I четверть

01.09.2016

30.10.2016

9

С 31 октября по 06 ноября 2016 года

7

II четверть

07.11. 2016

28.12.2016

7

С 29 декабря 2016 года по 10 января 2017 года

13

III четверть

11.01. 2017

24.03.2017

11 недель для 10-11 классов

С  25 марта 2017 по 2 апреля 2017

9

IV четверть

03.04.2017

по 31.05.2017

для 10 класса,

по 25,05.15 для 11 класса

 8 недель для 10 класса,

7 недель для 11 класса

01.06. 2017-31.08.2017

1 полугодие

01.09.2016

28.12.2016

16

С 29.12.2016 по 10.01.2017 г

2 полугодие

11.01.2017

25.05.2017

18(19) недель

01.06. 2017-31.08.2017

Праздничные дни

23 февраля,

8 марта ,

1 мая,

9 мая 2017 года

ИТОГО

34 недели- 11 класс,

35 недель- 10 класс

29

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7.1.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Кабинет на 15 рабочих мест.

2. Мультимедийное оборудование (компьютер, принтер);

3.Экран;

4.Фотоаппарат;

5.Канцелярские принадлежности.

7.2.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Ресурсы Интернет

7.3.КАДРОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ:

Учитель экологии имеет стаж педагогической работы  24 года.

8.ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-Выставка творческих работ;

- Участие  в муниципальных, региональных конкурсах –выставках, конференциях;

- Презентации и защита проектов.

9.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Образовательный процесс осуществляется очно.

Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:

-объяснительно-иллюстративные;

-репродуктивные;

-методы проектного обучения;

-методы проблемного обучения;

-проблемное изложение;

-частично-поисковые, или эвристические;

-исследовательские;

-практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, исследования.

Формы организации учебного занятия:

-практические занятия;

-изучение и описание природных объектов родного края;

-экскурсии в природу;

-презентация;

-защита экологических проектов;

-участие в конкурсах, конференциях;

-исследовательская работа;

-экологический мониторинг.

10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Ашихмина Т. Я.Школьный экологический     мониторинг. Учебное пособие.-М.: Агар, 2000. 

2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

3.Жигарев И.А. и др. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10 (11) кл. – М.: Дрофа, 2002.

4.Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 9 кл. – М., Дрофа, 1999.

5.Мансурова С. В., Шклярова О. А. Здоровье человека и  окружающая среда.-М.: ООО «Виктория плюс», 2007.

6.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учеб. для 9 – 11 кл. общеобр. Школы. – М.: АОМДС, 1996.

7.Биология.5-9 классы: проектная деятельность       учащихся/авт.сост.Е.А.Якушкинаидр.-Волгоград: Учитель, 2009.

8.Красная книга РСФСР «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений». М., 1978.

10.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб.для 10 (11) кл. общеобр.учрежд. – М., Дрофа, 2002



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                         директор школы

протокол №1                                                               ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                                     Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Рабочая  программа по курсу «Общая экология»

дополнительной общеразвивающей программы

естественно - научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать :

-Что изучает экология;

-Простейшие примеры взаимодействия человек-общество-природа;

-Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

-Применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

-Формировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.

Содержание

Курс «Общая экология»

Теория: Организм и среда

Практическая работа: Экологические факторы. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

Практическая работа: Среды жизни. Почвенные обитатели  их средообразующая деятельность.

Экскурсия: Адаптация. Приспособление растений к сезонам года. 

Практическая работа: Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения.

Теория: Популяции.

Теория: Динамика численности популяций.

Практическая работа: Глобальные экологические проблемы. Выполнение проектной работы.

Теория: Биоценоз и его устойчивость.

Экскурсия: Видовой состав биоценозов. Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Практическая работа: Изучение природы родного края. Выполнение проектной работы.

Практическая работа: Изучение животного и растительного мира Липецкой области. Изготовление поделок – фито-дизайн для участия в конкурсах.

Практическая работа: Редкие и охраняемые животные и растения Липецкой области. Выполнение проектной работы.

Практическая работа: Ядовитые и съедобные грибы родного края. Изготовление поделок для участия в конкурсах.

Практическая работа: Лекарственные и ядовитые растения родного края. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Создание презентаций.

Календарно-тематическое планирование

 Темы

Дата

по плану

по факту

1

Организм и среда

05.09

2

Экологические факторы.

12.09

3

Среды жизни.

19.09

4

Адаптация

26.09

5

Приспособительные ритмы жизни

03.10

6

Популяции.

10.10

7

Динамика численности популяций

17.10

8

Глобальные экологические проблемы.

24.10

9

Биоценоз и его устойчивость

07.11

10

Видовой состав биоценозов.

14.11

11

Изучение природы родного края.

21.11

12

Изучение животного и растительного мира Липецкой области

28.11

13

Редкие и охраняемые животные и растения Липецкой области.

05.12

14

Ядовитые и съедобные грибы родного края.

12.12

15

Лекарственные и ядовитые растения родного края.

19.12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                         директор школы

протокол № 1                                                               ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                                     Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Рабочая  программа по курсу «Социальная экология»

дополнительной общеразвивающей программы

естественно-научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

-Правила поведения в природе;

-Главные особенности природы своей местности;

-Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

-Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

-Формировать способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;

-Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае.

Содержание

 Курс  «Социальная экология». 

Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек».  Экологическая демография. Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека.

Календарно-тематическое планирование.

 Темы

Дата

по плану

по факту

1

Человек – биосоциальный вид.

26.12

2

Современные отношения человечества и природы.

16.01

3

Социально-экологические взаимосвязи.

23.01

4

Система «природа - человек».  

30.01

5

Экологическая демография.

06.02

6

Антропогенные процессы в биосфере.

13.02

7

Влияние антропогенных воздействий на природу родного края.

20.02

8

Экология человека.

27.02

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                         директор школы

протокол №1                                                               ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                                     Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Рабочая  программа по курсу «Природа и общество»

дополнительной общеразвивающей программы

естественно - научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

-Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

-Понятие об экологическом кризисе;

-Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Учащиеся должны уметь:

-Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

-Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

-Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

-Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем.

.

Содержание

Курс «Природа и общество». 

Вода, свойства, значение, охрана.  Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Загрязнение среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы.

Мониторинг состояния окружающей среды. Охрана окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

 Темы

Дата

по плану

по факту

1

Вода, свойства, значение, охрана.  

06.03

2

Воздух, свойство, значение, охрана.

18.03

3

Почва, её состав и значение.

21.03

4

Сохранение и увеличение плодородия.

31.03

5

Загрязнение среды в полевых условиях.

01.04

6

Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды.

04.04

7

Экологические проблемы современности.

11.04

8

Глобальные экологические проблемы.

18.04

9

Экологический кризис, пути выхода из него.

25.04

10

Законы взаимоотношений общества и природы.

16.05

11

Мониторинг состояния окружающей среды

23.05

12

Охрана окружающей среды.

30.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                         директор школы

протокол №1                                                               ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                                     Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Рабочая  программа по курсу «Природа и общество»

дополнительной общеразвивающей программы

естественно - научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

-Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

-Понятие об экологическом кризисе;

-Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.

Учащиеся должны уметь:

-Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;

-Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

-Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

-Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем.

.

Содержание

Курс «Природа и общество». 

Практическая работа: Вода, свойства, значение, охрана.  Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа: Воздух, свойство, значение, охрана. Выполнение исследовательской работы.

Экскурсия: Почва, её состав и значение. Наблюдение за различными видами эрозии почв. Выполнение проектной работы.

Теория:  Сохранение и увеличение плодородия.

Практическая работа:  Загрязнение среды в полевых условиях. Выполнение проектной работы.

Теория: Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Практическая работа:  Экологические проблемы современности. Выполнение проектной работы.

 Практическая работа:  Глобальные экологические проблемы. Выполнение проектной работы.

Теория:  Экологический кризис, пути выхода из него.

Практическая работа:  Законы взаимоотношений общества и природы. Выполнение проектной работы.

Практическая работа:  Мониторинг состояния окружающей среды. Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа:  Охрана окружающей среды. Выполнение проектной работы.

Календарно-тематическое планирование

 Темы

Дата

по плану

по факту

1

Вода, свойства, значение, охрана.  

06.03

2

Воздух, свойство, значение, охрана.

18.03

3

Почва, её состав и значение.

21.03

4

Сохранение и увеличение плодородия.

31.03

5

Загрязнение среды в полевых условиях.

01.04

6

Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды.

04.04

7

Экологические проблемы современности.

11.04

8

Глобальные экологические проблемы.

18.04

9

Экологический кризис, пути выхода из него.

25.04

10

Законы взаимоотношений общества и природы.

16.05

11

Мониторинг состояния окружающей среды

23.05

12

Охрана окружающей среды.

30.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю                                                                                                на педагогическом совете                                                         директор школы

протокол № 1                                                               ______  А. А. Никольский

 от 30.08.2016г.                                                     Приказ от  30.08.2016 г.  № 54

Рабочая  программа по курсу «Социальная экология»

дополнительной общеразвивающей программы

естественно-научной направленности

«Эколог»

Учителя Наривончик  

Натальи Михайловны

2016 г.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

-Правила поведения в природе;

-Главные особенности природы своей местности;

-Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;

-Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

-Формировать способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;

-Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае.

Содержание

Курс «Природа и общество». 

Практическая работа: Вода, свойства, значение, охрана.  Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа: Воздух, свойство, значение, охрана. Выполнение исследовательской работы.

Экскурсия: Почва, её состав и значение. Наблюдение за различными видами эрозии почв. Выполнение проектной работы.

Теория:  Сохранение и увеличение плодородия.

Практическая работа:  Загрязнение среды в полевых условиях. Выполнение проектной работы.

Теория: Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Практическая работа:  Экологические проблемы современности. Выполнение проектной работы.

 Практическая работа:  Глобальные экологические проблемы. Выполнение проектной работы.

Теория:  Экологический кризис, пути выхода из него.

Практическая работа:  Законы взаимоотношений общества и природы. Выполнение проектной работы.

Практическая работа:  Мониторинг состояния окружающей среды. Выполнение исследовательской работы.

Практическая работа:  Охрана окружающей среды. Выполнение проектной работы.

 

Календарно-тематическое планирование.

 Темы

Дата

по плану

по факту

1

Человек – биосоциальный вид.

26.12

2

Современные отношения человечества и природы.

16.01

3

Социально-экологические взаимосвязи.

23.01

4

Система «природа - человек».  

30.01

5

Экологическая демография.

06.02

6

Антропогенные процессы в биосфере.

13.02

7

Влияние антропогенных воздействий на природу родного края.

20.02

8

Экология человека.

27.02


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...

Публикация "Гражданско -патриотическое воспитание учащихся дополнительного образования естественно- научной направленности"

Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспит...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Экология для дошколят"

                 Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по дополнительной общеобразовательной естественно - научной программе «Изумрудный мир» «Растение как живое существо»

Авторская разработка конспекта занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по дополнитнльной общеобразовательной естественно-науной программе "Изумрудный мир" (гарде...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...