Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
проект по биологии (11 класс) на тему

Арчакова Милана Адамовна

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщей экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу , и отдельному человеку. Помогуткаждому человеку ощутить себя частью великой Природы, достичь гормонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -1224335505.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РИ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

   СОШ №9 г Назрань

Программа дополнительного образования в ГБОУ СОШ № 9 г Назрань

Эколого-биологическое направление

«Экология человека и окружающей его среды.

«Путешествия за рамки учебной программы»

Возраст детей:  9- 11 класс

Срок реализации___3 года

Автор: Арчакова Милана Адамовна

Год создания: 2017г.

Г.Назрань Республика Ингушетия

Направленность: «Научный прорыв» (фундаментальные науки)

Пояснительная записка:

  Оригинальность данной работы заключается в том, что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.  Знание основ микробиологии, паразитологии, экологии человека и общей экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу, и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.

Актуальность программы: эколого-биологическое образование в современном мире является необходимой составляющей современной культуры. Получение экологических знаний, приобретение экологического опыта, выработка соответствующих умений и знаний, в целом выработка экологического мировоззрения должна осуществляться сегодня не только в рамках учебной деятельности школьников, но и процессе дополнительного экологического образования.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Предлагаемая программа предполагает более широкое изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико - ориентированную сущность биологических и экологических знаний.

Цели:

  1. Сформулировать  знания о видах экто и эндопаразитов и микроорганизмах и  профилактике инфекционных заболеваний;
  2. Воспитывать у обучающихся гуманное отношение к больному, пострадавшему, воспитывать патриотизм;
  3. Вооружить знаниями, направленными на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
  4. Формировать интерес к изучению природы родного края; 
  5. Углублять уже имеющихся знаний об экологии окружающей среды;
  6. Изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  7. Формировать представления о природных сообществах на Северном Кавказе;
  8. Формировать представления об охраняемых территориях, заповедниках и заказниках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  2. Научить работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;
  3. Научить писать экологические проекты;
  4. Участие в конкурсах экологической  и биологической направленности;
  5. Способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса, уважительного отношения к природе.

Воспитательные:

  1. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  2. способствовать воспитанию нравственно-экологической культуры:
  3. Воспитать сочувствие, сопереживание, эмоциональный отклик по отношению к объектам живой и неживой природы, чувство гражданственности и патриотизма;
  4. Научить видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  5. Формирование у детей активной жизненной позиции, творческой инициативы в охране окружающей среды, а также стремление к здоровому образу жизни;

Развивающие:

  1. Выявлять наиболее активных обучающихся в целях развития и расширения их возможностей в самообразовании;
  2. Научить самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции)
  6. Пробудить любознательность, работоспособность и целеустремленность, развить внимательность, самостоятельность, творческую инициативу.
  7. Способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса, любознательности;

Показателем эффективности формирования экологической грамотности   должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Количество вовлеченных учащихся – 62.

Режим работы -2 часа в неделю.

Содержание:

Программа ориентирована на школьников 9-11классов, потому что именно в этом возрасте формируется потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Программа клуба направлена на углубленное изучение базового курса биологии в основной школе. Она составлена в соответствии с учебными курсами «Биология. Растения. Грибы. Лишайники», «Биология. Животные», «Биология. Человек», «Общая биология» «Микробиология», «Паразитология», «Экология».

Первый год обучения

 I. Микробиология.

Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных, микробиологии в ветеринарии. Классификация и морфология микроорганизмов, бактерий.

Основные группы микроорганизмов, морфология бактерий.  

Морфология актиномицетов, спирохет, микоплазм. Морфология риккетсий, грибов.

Физиология микроорганизмов. Химический состав микроорганизмов, обмен веществ, дыхание, выделение токсинов. Размножение и рост бактерий. Микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования. Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха, организма животного, растений и кормов.

Влияние на микроорганизмы химических, физических и биологических факторов, их использование для уничтожения микрофлоры. Методы стерилизации и дезинфекции. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам. Инфекция и инфекционный процесс. Сущность действия возбудителей инфекции. Патогенность и вирулентность, факторы патогенности, распространение патогенных микробов в организме. Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных и человека.

II.Паразитология.                

        

Понятие о паразитах и паразитизме. Сожительство с точки зрения вреда или пользы членам ассоциации: мутуализм, комменсализм и паразитизм. Определение явления симбиоза. Сожительство типа «квартиранство» - синойкия (эпиойкия, энтойкия, парасимбиоз). Комменсализм – способ питания одного организма остатками пищи другого. Факультативный и ложный паразитизм. Пространственные отношения паразитов с хозяевами: эктопаразитизм и эндопаразитизм (полостные, тканевые, внутриклеточные). Временный паразитизм. Стационарный паразитизм: периодический и постоянный паразитизм. Периодический паразитизм: чередование паразитических поколений со свободноживущими; паразитический образ жизни на определенных фазах развития организма (личиночный и имагинальный паразитизм); паразитизм, повторяющийся на разных фазах развития в течение одного поколения; повторность паразитирования в течение одного жизненного цикла у разных поколений. Постоянный паразитизм: постоянный паразитизм в одном хозяине; постоянный паразитизм, сопровождаемый сменой хозяев; трансовариальный паразитизм. Распространение паразитизма в животном мире. Явление гиперпаразитизма. Происхождение экто-, эндо- и кровепаразитизма. Древность паразитизма и условия его возникновения. Пути проникновения паразита в организм хозяина. Геогельминты и биогельминты.

III. Человек как биосоциальное  существо.

Природная и социальная среда. Здоровье как образ жизни. История развития представлений  о здоровом образе жизни. Отношения   к ЗОЖ на разных этапах развития   общества.

Этапы развития взаимоотношений человека с природой. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения.

Климат и здоровье.  Биометеорология. Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Оказание первой медицинской помощи.

Второй год обучения.

 IV.Человек в экосистеме Земли .

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.История развития экологических связей человечества. Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

V.Биосфера как глобальная экосистема.

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

VI. Социальная экология .

Современные отношения человечества и природы . Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической  нестабильности.   Необходимость  разумного регулирования потребностей людей.

VII.Диалектика отношений «природа—общество»

Противоречивость системы «природа—общество».

Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы). Истощение запасов сырья и загрязнения среды отходами производства как следствие этих противоречий.

Принципы смягчения напряженности в системе «природа — общество»

Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобальная роль человеческого разума.

Третий год обучения.

VIII.Экологическая демография.

Социально-экологические особенности роста численности человечества.

Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества. Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий. Современное население Земли, его распределение по планете.

IX.Экологическая перспектива .

Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения.Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

X.Современные проблемы охраны природы .

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.

       Учащиеся должны знать:

  • основные группы микроорганизмов, их классификацию;
  • значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
  • основные группы микроорганизмов, их классификацию;
  • значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
  • микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;
  •  понятия патогенности и вирулентности;
  • чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;
  • формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных и человека.
  • основные понятия и термины паразитологии, - жизненные циклы паразитов, имеющих большое медико-ветеринарное значение. А также должен уметь: - практически определять видовую принадлежность паразитов, имеющих большое медико-ветеринарное значение по морфологическим признакам.
  • о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
  • уметь правильно действовать в экстренных ситуациях, оказывать первую помощь.
  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
  •  о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
  •  о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
  •  социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
  • о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
  • о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Республики Ингушетия и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
  •  учащиеся должны уметь: — решать простейшие экологические задачи; — использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
  •  объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  •  строить графики простейших экологических зависимостей;
  •  применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  •  использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
  •  определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  •  устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии
  •  охранять полезных насекомых;
  •  подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

 Тематическое планирование программы дополнительного образования

 «Экология человека и его окружающей среды.

 Путешествия за рамки учебной программы»

Название

 разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Основы общей микробиологии

Введение. Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных, микробиологии в ветеринарии.

2

Классификация и морфология микроорганизмов, бактерий.

2

Основные группы микроорганизмов, морфология бактерий.  

2

Морфология актиномицетов, спирохет, микоплазм. Морфология риккетсий, грибов.

2

Лабораторная работа. Приготовление и исследование мазков из культур бактерии и органов. Микробиологическое исследования и оценка полученных результатов.

1

Написание реферата на тему: «Наследственность и изменчивость микроорганизмов».

2

Химический состав микроорганизмов, обмен веществ, дыхание, выделение токсинов.

2

Размножение и рост бактерий.

2

Микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования.

2

Лабораторная  работа: Приготовление простых питательных сред.

1

Написание реферата на тему: «Жизнедеятельность микроорганизмов».

2

Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха, организма животного, растений и кормов.

        

2

Влияние на микроорганизмы химических, физических и биологических факторов, их использование для уничтожения микрофлоры.

2

Методы стерилизации и дезинфекции. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам.

2

Лабораторная  работа: Техника посева бактерий на питательных средах и их исследование.

2

Написание рефератов на тему:

«Изменения биологических свойств микробов». «Роль микробов в превращении азота».

2

Паразитология.                

        

Понятие о паразитах и паразитизме. Сожительство с точки зрения вреда или пользы членам ассоциации: мутуализм, комменсализм и паразитизм.

3

Определение явления симбиоза. Сожительство типа «квартиранство» - синойкия (эпиойкия, энтойкия, парасимбиоз). Комменсализм – способ питания одного организма остатками пищи другого.

Факультативный и ложный паразитизм. Пространственные отношения паразитов с хозяевами: эктопаразитизм и эндопаразитизм (полостные, тканевые, внутриклеточные).

4

Временный паразитизм. Стационарный паразитизм: периодический и постоянный паразитизм.

2

Периодический паразитизм: чередование паразитических поколений со свободноживущими; паразитический образ жизни на определенных фазах развития организма (личиночный и имагинальный паразитизм); паразитизм, повторяющийся на разных фазах развития в течение одного поколения; повторность паразитирования в течение одного жизненного цикла у разных поколений.

3

Постоянный паразитизм: постоянный паразитизм в одном хозяине; постоянный паразитизм, сопровождаемый сменой хозяев; трансовариальный паразитизм.

2

Распространение паразитизма в животном мире.

2

Явление гиперпаразитизма. Происхождение экто-, эндо - и кровепаразитизма.

2

Древность паразитизма и условия его возникновения.

2

Пути проникновения паразита в организм хозяина. Геогельминты и биогельминты.

2

Человек как биосоциальное  существо.

Природная и социальная среда.

2

Здоровье как образ жизни. История развития представлений  о здоровом образе жизни. Отношения   к ЗОЖ на разных этапах развития   общества.

2

Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

2

Характеристика основных адаптивных типов человека.

2

Антропология. Этнография. Расы.

2

Типы телосложения.

2

Климат и здоровье.  Биометеорология. Погода.

2

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

2

Человек в экосистеме Земли

Общие экологические и социальные особенности популяций человека.

2

Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям. 

3

История развития экологических связей человечества.

2

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты.

2

Экологические связи человечества в историческое время.

2

Культурные растения и домашние животные.

 

2

Совершенствование сельского хозяйства.

2

Появление и развитие промышленности, формирование техносферы.

2

Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи.

2

Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности.

2

Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

2

Биосфера как глобальная экосистема.

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли.

2

Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов.

2

Связывание и запасание космической энергии.

2

Глобальные круговороты веществ.

2

Устойчивость жизни на Земле в геологической истории.

2

Условия стабильности и продуктивности биосферы.

2

Распределение биологической продукции на земном шаре.

2

Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

2

Социальная экология.

Современные отношения человечества и природы . Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы.

2

Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов.

2

Региональные экологические кризисы.

2

Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей.

2

Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ.

2

Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической  нестабильности.

2

Необходимость  разумного регулирования потребностей людей.

2

Диалектика отношений «природа—общество»

Противоречивость системы «природа—общество».

2

Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы.

2

Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы).

2

Истощение запасов сырья и загрязнения среды отходами производства как следствие этих противоречий.

2

Принципы смягчения напряженности в системе «природа — общество»

2

Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы.

2

Важнейшие пути ее решения. Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы.

2

Глобальная роль человеческого разума.

2

Экологическая демография.

Социально-экологические особенности роста численности человечества.

Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества.

2

Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи.

2

Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью.

2

Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания.

2

Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества. 

2

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий. 

2

Современное население Земли, его распределение по планете.

2

Экологическая перспектива.

Устойчивое развитие человечества и природы Земли.

2

Формирование экологического мировоззрения населения. 

2

Концепция устойчивого социально-экологического развития.

2

Ноосфера: ожидания и реальность. Необходимость всеобщей экологической грамотности.

2

Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях.

2

Экологическая этика.

2

Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

2

Современные проблемы охраны природы.

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества.

2

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

2

Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов.

2

Правила и принципы охраны природы.

1

Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности.

2

Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.

2

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения.

2

Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект.

2

Проблемы озонового экрана. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека.

2

Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Программа дополнительного образования детей "Культура поведения делового человека"

Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общен...

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...

Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».

Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся  8 - 11 ...

Программа дополнительного образования Направление: эколого-биологическое Кружок по географии «Юный эколог»

Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе....

Рабочая программа внеурочной деятельности эколого-биологического клуба "Росток".

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 105 часов. Содержание программы выстроено в ...